Цыбиктаров А.Д. К культурной принадлежности Еловского могильника II раннего (в связи с миграцией андроновского населения в Приобье и на Енисей)

Цыбиктаров А.Д. К культурной принадлежности Еловского могильника II раннего (в связи с миграцией андроновского населения в Приобье и на Енисей) // Особенности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1979. C. 64-66.

В середине II тысячелетия до н.э. в евразийских степях начались широкие и массовые передвижки групп древнего населения. Этнокультурная карта степной и лесостепной зоны изменилась коренным образом. Миграционные процессы затронули Западную и Южную Сибирь. Здесь появляется андроновское население. В взаимодействие вступали разные группы населения. Ход и характер происходивших событий во многом не понятны. Этим, видимо, объясняется дискуссионность современного состояния проблем развитой и поздней бронзы выше названных районов. По поводу характера и хода протекания культурно-исторического процесса в Приобье но второй половине II тыс, до н.э. существуют три разные точки ярения (В.И. Матющенко, М.Ф. Косарев, Г.А. Максименкова).

В последние годы раскапывался Еловский могильник, материалы которого широко используются исследователями, в том числе вышеназванными, при построении схем развития культурно-исторического процесса в Приобье в эпоху бронзы, все исследователи так или иначе связывают памятник с андроновской культурой.

В изучении андроновской культуры, как нам кажется, следует исходить из понимания ее распространения но многих районах как результата миграционных процессов. При этом необходимо выяснить, какие новые черты появлялись в культуре андроновского населения в процессе его расселения в инокультурной среде.

ЕК II следует считать в целом андроновским могильником, т.к, обряд захоронения погребенных на нем, с одной стороны, находит полные аналогии в андроновских памятниках сопредельных областей, а с другой — совершенно не характерен для местных более ранних или в некоторых случаях синхронных ЕК-II могильников. В материалах ЕК-II наблюдаются случаи нарушения андроновских орнаментальных традиций и появление новых элементов орнамента, но они объяснимы о точки зрения изучения андрононской культуры в динамике.

При определении значения материалов могильника для выяснения происходивших событий в Приобье во второй половине II тыс., до н.э. автор исходит из двух посылок: а) подход к изучению андроновской культуры в динамике; б) при миграциях в процессе взаимоотношении местных и пришлых групп населения в условиях родового строя, если их хозяйственные интересы не вступали в конфликт, можно выделить три периода: 1 — сосуществование; 2 — вступление во вааимоотношения, появление новых черт в культуре обеих групп населения; 3 — консолидация. При оценке материалов ЕК-II с таких позиций выясняется, что памятник вряд ли следует считать андроновским безоговорочно. Положение костяка и расположение сопровождающего инвентаря в могиле бесспорно андроновские. Но в инвентаре появляются новые черты. Так, в коллекции керамики (66 сосудов) к числу классических можно отнести только 22 сосуда (16 горшков и 6 банок), В облике остальных наблюдается наличие несвойственных андроновским черт: нарушение андроновских традиций в размещении элементов орнамента и появление совершенно новых. Последние находят ближайшие аналогии в культуре самусьского населения. Малое число классической посуды указывает на глубоко зашедшие процессы взаимоотношений между андроновским населением, оставившим ЕК-II, и самусьским. Это подтверждается антропологическим материалом памятника и планиграфией могил на ЕК-II в целом.

Раскопанная часть ЕК-II отражает второй период взаимоотношений между пришлым андроновским и автохтомным самусьским населением. Планиграфия памятника указывает на то, что андроновцы и самусьцы на данном этапе находились на грани консолидации (андроновские могилы сменяются еловскими). Таким образом, в пределах раскопанной части ЕК-II отражены два периода взаимоотношений в условиях древних миграций.

ЕК-II и подобные ему андроновские могильники было бы удобнее называть позднеандроновскими и вкладывать в это понятие определенный культурный и хронологический смысл, что определяет культурную специфику памятника и возможности использования его материалов при выяснении хода и характера происходивших событий в данном районе во второй половине II тыс. до н.э.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1909 Родилась Мария Васильевна Фехнер — советский и российский археолог, историк, сотрудник Государственного исторического музея, специалист по связям Руси со Скандинавским миром.
  • 1929 Родился Анатолий Николаевич Кирпичников — советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Ленинградской области, создатель школы современного отечественного оружиеведения, специалист по археологии и истории Древней Руси, многолетний руководитель раскопок в Старой Ладоге.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 13.01.2018 — 15:44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика
Археология © 2014