Т.А. Третюхина, Т.А. Ковалева — Женская и мужская одежда старообрядцев Ребрихинского района

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Данная работа написана на основе материалов, собранных во время этнографической экспедиции в Ребрихинском районе (села Георгиевка, Ворониха, Белово, Рожнев Лог, станция Ребриха) в 2008 г.

На территории Ребрихинского района проживали в большом числе страрообрядцы поморского согласия. Типичные фамилии алтайских кержаков этого района — Мельниковы, Вяткины, Лесковы, Опарины, Хохряковы.

В 1960-1970-х гг. пожилые люди еще хорошо помнили, когда и какую одежду носили, из чего и как ее шили. Сейчас ситуация другая: только бабушки еще помнят, что носили их предки, а о мужской одежде уже почти все забыли, сохранились преимущественно пояски и опояски, у некоторых мужчин — старинные рубахи и головные уборы. Если женщины на моленье надевают сарафаны и белые рубахи, то мужчины обычно приходят не в стареньких домотканых рубахах с вышивкой и ластовицей, а в обычных рубашках и брюках, подпоясываясь поясками и опоясками. У стариков еще хранится «смертная» одежда, сшитая вручную.

В ходе полевых исследований в Ребрихинском районе нами получена информация о женском костюме. Женская одежда кержаков делилась на повседневную, праздничную и моленную. В разных селениях были свои особенности. Наиболее распространенным видом женской одежды кержаков являлся сарафанный комплекс. Словом сарафан старожилы обозначают как лямочные сарафаны, так и горбачи. Горбач, или горбун, — это один из типов сарафанов у кержаков. Горбач у кержаков бытовал как обрядовая моленная одежда.

Со слов Евдокии Алексеевной Орешиной (1928 г. р.), в с. Ворониха моленный комплекс одежды включал в себя сарафан с широкими лямками или горбач, надеваемый с рубахой из домотканой ткани (лен, конопля). Наряд обязательно подпоясывался шерстяным поясом шириной в два пальца, с вытканным текстом молитвы, который завязывали на левую сторону. Также обязательным является головной убор, состоящий из шашмуры (шапочка) и двух платков — нижнего, завязанного конца¬ми назад, и верхнего, завязанного концами вперед. В с. Георгиевка, со слов Агрикерьи Лазаревны Мельниковой, определенных требований к моленной одежде не было, ходили в том, что есть. Но обязательно одежда должна была быть черного или коричневого цвета. Женщины в основном надевали для такого случая длинный кафтан, обязательно подвязанный поясом. И, как говорит информатор, пояс передавался по наследству от матери к дочери. Во время молебна косы заплетали и закалывали на затылке, подвязывали два платка.

В селах была получена информация о погребальном комплексе одежды у старообрядцев Ребрихинского района. Информатор Марфа Алексеевна Колотина из с. Георгиевка рассказывала о таком виде погребальной женской одежды, как дубас — сарафан. Дубас надевали поверх проводной рубахи белого цвета простого покроя: длинное полотнище холста перегибалось пополам, по сгибу прорезалось отверстие для горловины.

Поверх погребальной одежды надевали саван — своеобразный халат без рукавов, с прорезями для рук и капюшоном, который шили из двух длинных полотнищ белого цвета. Саваном тело закрывали наглухо. На голову женщине надевали два платка. Крестик оставляли с покойным. В левую руку обязательно клали лестовку, а в правую подручник — небольшой лоскут ткани прямоугольной формы.

Повседневной женской одеждой у кержаков является парочка, то есть юбка и кофта. Вариантов юбок и кофт много, а потому данный вид одежды не имеет строгих канонов. Одежду шили сами. Со слов Анны Михайловны Клюшниковой (1926 г. р.), ее мама носила парочку бордового цвета, состоящую из раскошенной широкой юбки с несколькими оборками и кофты, на груди приталенной, а книзу расширенной. Обычно юбка и кофта были одного цвета — темного. Бывали случаи, когда надевали длинную широкую юбку и рубаху, перешитую из мужской. Также носили сарафаны разнообразной расцветки, для которых ткань красили в домашних условиях. Одним из видов сарафана является сарафан в складочку, с присборенным лифом и вырезом на груди.

В качестве верхней одежды носили шабуры. Агрикерия Лазоревна Мельникова рассказывала, что шабуры шили с отрезной талией, вначале с широкими складками — пластиками, позднее с пышными сборками. Передние полотнища были прямыми, ворот — стоячим, полы застегивались на крючки; на груди подшивалась подкладка из холста. Шабуры носили в теплую погоду. Женщины-старообрядки носили также шубы, тулупы и зипуны, сшитые из грубого сукна или холста. Зипун имел прямой покрой и обязательно высокий стеганый воротник.

Мужская одежда старообрядцев (как и женская) не только сама по себе представляет культурологический интерес, но и дает материал для изучения историко-культурных связей старообрядцев.

Старообрядцы-мужчины, как и женщины, носили в основном одежду из домотканого материала, который изготавливали на ткацких станах — «кроснах» — изо льна, шерсти, конопли. Например, жительница с. Рожнев Лог Анна Михайловна Тарасова рассказывала о приезжих кержаках, в семье которых ткали холст на ткацком стане. Вначале сеяли коноплю, которую дергали и собирали в снопы, размачивали в речке, затем мяли на мялках и толкли в ступах. Мастерицы сами придумывали рисунки и выбирали их на полотнах.

Кержацкие мужские рубахи были прямого покроя, туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходны с названиями деталей женской рубахи: становина, рукава, ластовицы.
Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст. На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача. Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую — обереговую. Верх рубахи делался на подкладе. Характерной особенностью мужской старинной одежды на Алтае (как и женской, конечно), являлась ее яркость, пестрота, обилие украшений, ярких поясов, вышивка. Мужские рубахи зачастую могли быть не только ярко вышиты, но и сшиты из яркой ткани.

Подпоясывались рубахи шерстяной, иногда витой опояской (рем¬нем). На оборотной стороне опояски часто вышивались старообрядческие молитвы, используемые в качестве оберега.

Мужчины носили шаровары, чембары. Чембары носили зимой и летом. Шили их из пестряди, к верхней части пришивали «ошкур». Иногда зимой в чембары заправляли всю одежду, после чего их туго затягивали, т. е. «подчамбаривались», «зачамбаривались». У мужчин был распространен зипун — длинная широкая верхняя зимняя одежда с широкими и длинными рукавами, без воротника, которая запахивалась и подпоясывалась кушаком или опояской. Зипуны чаще всего были черные или коричневые, по горловине и верхней поле отделанные «красной оторочкой». Шили их из самотканого материала, в основе которого был лен, а в утке шерсть.

Жительница с. Георгиевка А. Л. Мельникова (1927 г. р.) рассказывала, что носили шабуры и кафтаны, по преимуществу черные, сзади немного присборенные. Это была повседневная одежда. Во время богослужений в молельне кафтаны снимали и вешали на стену. Иван Кузьмич Аплеев (1922 г. р.) рассказывал, что в обиходе у кержаков были борчатки — шубы из овечьей шкуры, выделанной вручную (тип современной дубленки). В обиходе у мужчин, по словам И. К. Аплеева, были также армяки — зимние кафтаны из домотканого сукна с капюшоном, по типу покроя похожие на современный пиджак.

И. К. Аплеев также рассказал, что кержаки в Сибири в лаптях не ходили, носили обутки — кожаные сапоги ручного производства, подвязывавшиеся веревками ниже колена. В них клали стельки из сухой травы. Пимы также катали вручную: брали овечью шерсть (только грубую, сильную), которую взбивали так называемым «лучком», после чего шерсть на три часа замачивали в кислоте, полученной из молока, кипятили в котле и стирали вальком. На завершающей стадии валенки надевали на колодки, высушивали в печке и вычищали пемзой.

Одежда у кержаков хранилась в сундуках. Материальное положение семьи измерялось размером и степенью украшения такого сундука.

Таким образом, одежда старообрядцев Ребрихинского района являлась типичной для русских сибиряков, при этом локальная специфика в ней также имела место в виде местных вариантов кроя и декора. Моленная же одежда являлась типичной для представителей поморского согласия. Ею пользуются и в настоящее время.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 08:10

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014