Третьяков П.Н. Археологические памятники восточнославянских племен в связи с проблемой этногенеза

К содержанию 2-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Основным материалом для изучения племенных групп „Повести временных лет“ служат археологические памятники второй половины I тысячелетия н. э., т. е. того времени, когда эти племенные группы еще реально существовали как социальные, политические и этнические образования. Памятники начала II тысячелетия н. э., которыми до сих пор преимущественно пользуются в археологии для изучения древних племенных делений, уже не являются полноценным материалом для этно-географии древних племен. Они отражают новую социальную и политическую обстановку и в частности процесс распада самих племен.

[adsense]

По материалам второй половины I тысячелетия н. э. с полной отчетливостью выявляются племенные группы в северной части территории восточнославянских племен. Одна из них вырисовывается в области Приильменья. Это территория так наз. новгородских сопок — специфических погребальных памятников в виде высоких курганов, содержащих остатки ряда трупосожжений. Древнейшие сопки относятся к VI—VII вв., наиболее поздние — к IX—X вв.; затем они постепенно сменяются обычными невысокими курганами, содержащими остатки одного-двух трупосожжений.

Вторая племенная группа занимала верховья Днепра, Западной Двины и Волги, южную часть Валдайской возвышенности и вдавалась клином на север вдоль восточного берега Чудского озера. В этой области распространены так наз. длинные курганы, являющиеся, подобно сопкам, коллективными погребальными сооружениями с трупосожжениями. Древнейшие известные сейчас длинные курганы датируются V—VI вв. В течение IX—X вв. они постепенно сменяются „индивидуальными» круглыми курганами.

Погребальные сооружения третьего типа занимают верховья р. Оки, заходя на верховья Дона. Здесь в курганах VI—X вв. можно встретить деревянный сруб, куда помещались остатки трупосожжений.

Помимо различий в погребальном обряде, указанные локальные группы устанавливаются и по ряду других признаков. Особенно резко при этом выделяется третья, окская, группа, представленная помимо курганов городищами и селищами так наз. мощинского типа.

Вполне четко намечаются по археологическим памятникам границы указанных локальных групп (рис. 1), в которых нельзя не видеть славен, кривичей и вятичей „Начальной летописи», с племенами литовско-прибалтийскими и племенами Западного Поволжья. Памятники тех и других резко отличаются от славянских. Одновременно с этим, на основании попыток более дробного хронологического членения славянских памятников, намечается расселение славян в течение VII—X вв. к северу от оз. Ильмень, в направлении Белого озера, вниз по Волге в будущую Ростово-Суздальскую область, в верховья Дона и, может быть, на среднюю Оку.

Рис. 1. Схемы карты археологических памятников восточно-славянских племен.

Рис. 1. Схемы карты археологических памятников восточно-славянских племен.

Южнее, в бассейне Десны и Сейма и в низовьях Припяти и Березины, выявляются еще две локальные группы славянских памятников середины и второй половины I тысячелетия н. э., разделенные друг от друга течением Днепра. Первую составляют так наз. городища роменского типа; вторую обрисовывают южнобелорусские городища и северная группа „полей погребальных урн» — своеобразных могильников с остатками трупосожжений. Еще южнее, в пределах Украины, древнеславянскими памятниками еще с конца прошлого столетия справедливо признаются среднеднепровские поля погребальных урн и сопутствующие им городища и селища. Эти памятники охватывают период от начала нашей эры до VI—VII вв., преемственно сменяясь курганными могильниками и другими славянскими памятниками конца I тысячелетия н. э. На востоке эти памятники своей границей имеют Харьковскую обл. В большем количестве они располагаются на берегах Днепра (на участке Киев—Днепропетровск) и в области Правобережья, уходя широкой полосой на запад, в центральную Европу. Еще в конце прошлого столетия была установлена генетическая связь культуры полей погребальных урн с культурой скифо-сарматского Поднепровья. На западе же культура полей погребальных урн увязывается с так наз. лужицкой культурой эпохи бронзы и раннего железа.

Сравнительное изучение культуры южных и северных восточно-славянских племен показывает, что северные племена генетически не могут быть увязяны с южными. Культура южных племен развивалась не без воздействия древних цивилизаций Средиземноморья. В начале нашей эры она носила характер провинциально-римской культуры. Культура северных племен вплоть до конца I тысячелетия н. э. отличалась большей примитивностью, первобытностью. Одновременно с этим имеется много данных, указывающих на глубокие местные корни культуры всех северных племен.

Формирование восточного славянства как известного единого целого, судя по археологическим данным, относится лишь ко второй половине I тысячелетия н. э. В эту эпоху первобытный общественный строй доживал свои последние столетия. Окрепшие экономические и политические связи ломали рамки старых племенных образований. Огромную роль в деле консолидации восточного славянства сыграло, повидимому, движение варварских племен, обитавших к северу от границ Восточноримской империи, закончившееся в VII—VIII вв. вторжением славян на Балканский полуостров. Движение славянских племен на юг наблюдалось и позднее, в хазарское время. На востоке оно нашло свое завершение в заселении славянами нижнего Дона и Тамани.

К содержанию 2-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014