В.И. Терентьев, А.С. Акулова — Основы жизнеобеспечения сельского населения Северо-Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2008-2009 гг.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

На протяжении двух последних лет сотрудниками Кемеровского госуниверситета в рамках фундаментального научно-исследовательского проекта по гранту Министерства образования и науки РФ (ЕЗН 2.13.08, з/н № 13) проводятся исследования этнокультурных взаимодействий населения приграничных территорий Северо-Западной Монголии и России. Отдельным аспектом рассматривается состояние хозяйства затрагиваемой территории.

Статистические сведения и полевые этнографические материалы, полученные во время экспедиции, позволяют сделать вывод, что основой
жизнеобеспечения населения по-прежнему остается пастбищное животноводство, несмотря на использование других природных ресурсов и обслуживание туризма. Последний факт стал наиболее актуальным в Ховдском аймаке, как в регионе с наиболее развитой инфраструктурой. К настоящему времени в трех рассматриваемых аймаках (Баян-Ульгийский, Ховдский, Увс) сложилась специфическая социально-экономическая ситуация, обусловленная полунатуральным способом ведения хозяйства.

По статистическим данным, в настоящее время Монголия продолжает оставаться в числе мировых лидеров по поголовью скота на душу населения (в начале XXI в. 12 голов на человека). Но вследствие того, что почти половина всего населения Монголии проживает в столице, в действительности на одного жителя худона (сельской местности) приходится до сотни единиц скота.

[adsense]

С основанием МНР в 1924 г. традиционная кочевая жизнь стала реформироваться. После первой неудавшейся попытки в 1930-х гг., в 1956 г. животноводство было полностью интегрировано в плановую экономику. Личные хозяйства были объединены в нэгдэлы (государственные сельскохозяйственные коллективы). Семьи передавали весь свой личный скот государству, а взамен получали государственные однородные стада и получали за их содержание стабильную фиксированную зарплату. За государственный счет были отремонтированы колодцы, загоны для скота, жилища пастухов на зимниках, выделялись автомобили для перекочевок. Проводились научно-практические исследования качества пастбищ и намечались наиболее эффективные маршруты перекочевок, что позволило улучшить продуктивность и избегать падежа скота при неблагоприятных условиях. Отрицательным следствием стало вымывание традиционных семейных навыков скотоводства и отсутствие личной заинтересованности в продуктивности стада [2, с. 13].

С 1991 г., после распада плановой экономики, вывода советских войск с техникой, в Западной Монголии начался затяжной социально-экономический кризис в условиях перехода к рыночной экономике. Начался хаотичный процесс приватизации нэгдэлов, появилась массовая безработица, самые активные из безработных стали «новыми животноводами». Социальных потрясений удалось избежать, но большая часть животноводов обеднела. Отсутствие государственной помощи (заработной платы, заготовки дополнительного зимнего корма, предоставления транспортных средств), распад рынка сбыта и снабжения заставили скотоводов перейти на самообеспечение [2, с. 13-15]. Это, в свою очередь, ведет к повсеместному увеличению поголовья скота, поскольку продукция животноводства — единственный источник дохода.

У монголов существует определенная система счета и классификации скота. Основных коэффициентов два: бод и бог. При помощи первого выясняется качественное соотношение скота. Так, 1 бод равен 1 лошади или 1 корове, либо 0,5 верблюда, либо 6 овцам, либо же 8 козам. Бог — это коэффициент скота, рассчитанный по головам баранов: верблюд равен 5 баранам, лошадь — 7 баранам, корова — 6 баранам, коза — 0,9 барана [1, с. 41].

Рассмотрим количественно-видовую структуру стада отдельно по аймакам интересующего нас региона.

Баян-Ульгийский аймак. По состоянию на 2007 г. 79,8% ВВП составляет сельское хозяйство, и в первую очередь животноводство. Поголовье скота на тот же год составляло 1 597 000 (по сравнению с предыдущим 2006 г. выросло на 127 тыс. голов), 50% от этого числа составляют козы [1, с. 43]. Если население аймака в тот период составляло 94 тыс. 398 человек, то получается, что в среднем на каждого жителя Баян-Ульгийского аймака приходилось почти 17 голов скота. Это наименьший показатель по стране, и этим обусловлено беднейшее положение аймака. Ежегодно на внутренний и внешний рынки аймак поставляет свыше 2 тыс. тонн мяса, 850-900 тонн овечьей шерсти, 130 тонн козьего пуха, около 300 тыс. штук шкур всех видов скота.

В Ховдском аймаке, по данным буклета «Ховд амгийн товч танилцуулга», в 2000 г. насчитывалось 1 836 200 голов скота, из них 23 тыс. верблюдов, 996 тыс. лошадей, 137 200 коров и сарлыков, 78 200 овец, 794 300 коз.

В 2004 г. общее поголовье увеличилось до 17 млн. 884 тыс. 372 голов скота (население 91 100 человек). Из 11 992 семей 24% (2 887) владели ста¬дом численностью более 500 голов, 27,2% (3 тыс. 255) — свыше 200 голов, 20,8% (2 493) — свыше 100 голов. Таким образом, количество скота в сред¬нем на одного жителя Ховдского аймака в 2004 г. превышает 196 единиц. Это один из самых высоких показателей по всей стране и макси¬мальный по Северо-Западной Монголии.

Увс аймак. Исходя из сведений, полученных нами в региональном отделении статистического управления Монголии (г. Улаангом), общее количество скота на 2007 г. составляет 2 653 500 единиц, причем 48% поголовья составляют овцы (1 278 200 единиц), а 43% — козы. Остальные 9% приходятся на прочие виды: коров, лошадей, верблюдов. При общей численности населения худона (сельского населения), тех, кто непосредственно ведет полукочевой образ жизни, 42 800 человек, на одного сельского жителя Увс аймака приходится в среднем 62 единицы скота.

Скотоводы сдают мясо на мясокомбинат в г. Улаангом по цене 1 900 тугриков (40 рублей) за 1 кг. С апреля по июнь самое дорогое мясо,
Основы жизнеобеспечения сельского населения Северо-Западной Монголии
по 4 000 (80 рублей) тугриков за 1 кг, в остальные месяцы — 1500-2000 тугриков.

Увеличение собственного стада до 1000 голов делает хозяйство монгольского животновода рентабельным. Козий пух по стоимости значительно превышает овечью шерсть, поэтому козы в стаде преобладают. Из-за увеличения количества коз на монгольских пастбищах происходит сокращение травяного покрова, так как козы, поедая траву, вырывают ее с корнями.

[adsense]

Узнать истинное количество скота у монголов — дело сложное. Хозяин будет всегда занижать поголовье, чтобы, во-первых, заплатить меньше налога и, во-вторых, в традициях скотовода существует запрет называть человеку истинное число голов.

Система перекочевок населения Северо-Западной Монголии традиционно определяется сезонным распределением и вертикальным зонированием пастбищ у казахов, монголов и тувинцев, проживающих здесь.

Второй по значимости формой ведения хозяйства является земледелие. Оно развивается в долинах крупных рек (Ховд, Буянт, Хархираа) и по берегам озер, в первую очередь таких, как Толбо и Увс. Здесь ведётся огородничество и производится заготовка сена. Высота трав не превышает 30 см. Но из-за ограниченности подобных мест население все же отдает предпочтение пастбищному скотоводству. По всей видимости, единичным местом, где фактически преобладает земледелие, является Тариалан сумон Увс аймака, где структурирована система арыков и сенокосных полей. Здесь не производится выпас животных, поэтому хорошо сохраняется травостой.

Таким образом, перед современными скотоводами Северо-Западной Монголии встают следующие проблемы: обнищание населения вследствие отсутствия рынка сбыта продуктов животноводства и деградация пастбищ вследствие чрезмерного выпаса скота, что может привести к региональной экологической катастрофе. Необходимость их скорейшего разрешения обусловлена отсутствием других средств жизнеобеспечения. По этой причине полукочевой образ жизни и сопутствующая этому традиционная форма ведения хозяйства еще долго будут неизменными для сельского населения региона.

Литература

1. Баян-Ульгий аймгийн эдийн засаг, нийгмийн статистикийн эмхтгэл. Ульгий хот, 2008. С. 41-59 (на монг. яз.)
2. Бемер Ю. Современное пастбищное животноводство в Ховдском аймаке. Анализ изменений в условиях жизни с 1990 года // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: материалы VIII международ. конф. (Горно-Алтайск, 19-23 сент. 2007 г.) Т. II. Горно-Алтайск, 2007. С. 13-18.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014