Теории происхождения человека

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

В глобальной по значимости проблеме антропогенеза (происхождения человека) определение места человека в общей системе мира — лишь одна часть. Другая связана с выяснением механизмов эволюционного развития человека и его предшественников в отряде приматов.

Э. Кант в конце XVIII в. писал об эволюции природы, способной превратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив его двуногим хождением и рукой, способной к хватанию. При этом происхождение человека представлялось Канту как развитие некой идеи «абсолютного прачеловека»: без «сверхидеи» появление человека было бы невозможно. Дидро в то же время говорил о существовании лишь количественной разницы между человеком и обезьяной.

В том же XVIII в. Дж. Монбоддо сделал попытку объяснить превращение обезьяны в человека под воздействием труда, но человек и обезьяна для него были представителями одного вида. В превращение видов Монбоддо не верил.

Русский ученый Аф. Каверзнев вплотную подошел к эволюционным механизмам в антропогенезе. Он написал о генезисе животных и человека в том числе, от одного ствола. Более того, исследователь писал об изменчивости и вызывающих ее внешних факторах.

Совершенно оригинальный взгляд на происхождение человека принадлежал Ж.Б. Робине, считавшему, что животные представляют неудачные попытки природы породить человека — наиболее совершенную форму. Он правильно мыслил, что основные анатомические отличия человека и шимпанзе относятся к тазу и стопе.

Русский мыслитель А.Н. Радищев в XVIII в. отстаивал идеи родственных связей всех живых организмов, в том числе человека, а также живого и неживого. Идею развития он не распространял лишь на бессмертную душу.

Ж.Б. Ламарка (1744-1829) считают создателем первой в истории науки стройной теории происхождения человека, изложенной в начале XIX в. Антропогенез представлялся Ламарку следующим образом. Одно из «четвероруких» «потеряло
привычку» лазить по деревьям, но приобрело другую — передвигаться на двух ногах. Потребности, по Ламарку, рождают усилия, которые видоизменяют органы. В ряде поколений «четверорукие» были сменены двурукими, которым удобнее было передвигаться на двух конечностях. Лицевой отдел головы новых существ изменился, стал более человекоподобным вследствие потери привычки схватывать и кусать добычу; за ним осталась лишь функция жевания. Успех новой породы в жизненной борьбе и более широкое распространение связаны с ее совершенством. Рост потребностей способствовал усовершенствованию средств существования. Кроме того, многолюдные сообщества требовали более совершенных средств общения. Теория Ламарка отличается схематизмом построений и ограниченным использованием фактов, но в ней были такие ценные идеи, как признание обусловленности эволюции предка человека внешними силами, представление об обезьяноподобном предке человека и постепенности телесного преобразования человека. Новые потребности, возникшие в связи с освобождением рук, обусловили телесное изменение человека.

Современные представления о механизмах процесса антропогенеза связывают прежде всего с именем великого английского биолога Ч. Дарвина (1809-1882) и его последователей. Можно считать установленным, что к моменту выхода в свет труда «Происхождение видов путем естественного отбора» его автор, Ч, Дарвин, был уверен в применимости установленных им законов развития органического мира к человеку. Главный антропологический труд Ч. Дарвина — книга «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Оценить ее содержание можно с учетом того предварительного вклада в решение проблемы антропогенеза, который сделали соратники Дарвина.

Так, английский эволюционист Т. Гекели показал, что по многим признакам человекообразные обезьяны ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Немецкий натуралист Э. Геккель для обоснования идеи происхождения человека от более низкоорганизованной формы животных использовал данные эмбриологии человека и других животных в сравнительном аспекте.

Огромное значение для антропологических исследований Ч. Дарвина имели взгляды английского геолога Ч. Ляйеля, который доказал большую геологическую древность человека по находкам каменных орудий человека вместе с костями вымерших к настоящему времени животных. В конце 19-го столетия наметился интерес к археологическим находкам каменного века в Европе, а также стали известны некоторые находки костей ископаемого человека неандертальского и современного видов (кроманьонцев).

Большое значение для формирования антропогенетических взглядов Ч. Дарвина имела работа А. Уоллеса, сумевшего независимо от Дарвина оформить собственную теорию естественного отбора процесса формирования видов. А. Уоллес исходил из того, что естественный отбор не может произвести ничего бесполезного, а тем более вредного. Под этим углом зрения рассматривались особенности человека: обнаженная кожа, опорная стопа, большой и сложный мозг. А, Уоллес считал, что человек вообще и его особенный мозг, в частности, созданы «высшим интеллигентным существом», ибо вся природа одухотворена.

Ч. Дарвин поставил своей задачей доказать постепенное изменение представителей человеческого рода на основе свойств изменчивости и наследственности в ходе борьбы за существование, естественного отбора и адаптации к условиям окружающей среды.

В своем главном «антропологическом» труде Дарвин привел множество доказательств происхождения человека от низших форм. Они распределены по трем группам: 1) сходство в строении тела и его функций у человека и других современных животных (особенно — высших обезьян); 2) большое сходство в процессах зародышевого развития, в строении эмбриона человека и других животных; 3) существование рудиментарных органов у человека (чему Дарвин уделял особое внимание). Сам факт их существования никак не увязывается с «высшей, творящей силой». Ч. Дарвин обратил внимание на следующие остаточные бесполезные или малополезные признаки: остаток подкожной мускулатуры головы, ушная раковина, бугорок на внутреннем крае завитка уха, маленькая перепонка над роговицей («третье веко»), третичный волосяной покров, задние третьи коренные зубы, червеобразный отросток слепой кишки, копчик, грудные железы у мужчин и др. В ряде случаев (очень редко) остаточные явления (атавизмы) получают очень сильное развитие. Дарвин, в частности, описал дополнительные млечные железы, двурогость матки, недоразвитие мозга — микроцефалию, сильное развитие клыков. В список атавизмов можно добавить достаточно выраженный наружный хвост и сильно развитый волосяной покров тела.

В отличие от Уоллеса, Ч. Дарвин считал, что такие отличительные особенности человека, как двуногость, специфическое оформление руки, развитый мозг и членораздельная речь, являются безусловными адаптациями, а поэтому созданы естественным отбором. Характерно, что, наряду с естественным отбором, в качестве факторов эволюции человека Дарвин называл упражнение и неупражнение органов, а также половой отбор (последний — в аспекте предпочтения полами тех или иных состояний признаков), приведший, в частности, к утрате человеком волосяного покрова.

Качественное отличие психики человека и животных Дарвин отрицал. По его мнению, в психике животных можно видеть зачатки чувствования, любопытство, подражательность, внимание, память, воображение, элементы рассудка. По его мнению, принципиально не новы и такие человеческие качества, как разум, употребление орудий, самопознание, речь, чувство красоты; даже нравственное начало человека имеет корни в животном мире. Дарвин считал естественный отбор фактором развития не только морфофункциональных характеристик, но также умственных и нравственных качеств. Более того, он выступил с идеей группового отбора, полагая, что отбор поощрял наиболее сплоченные коллективы, включавшие одаренных людей.

Так Дарвин открыл форму эволюции, которую мы называем групповым отбором.

Великий натуралист рассмотрел и другие проблемы теории антропогенеза: место человека в системе животных, родство человека и обезьян, вероятную прародину человека, древность человеческого рода. Современная обезьяна, по Дарвину, отличалась от древнего предка человека; она претерпела собственную эволюцию, независимую от человеческой. Данный вывод опрокидывал обиходное утверждение: «человек произошел от обезьяны». Дарвин считал прародиной человечества древнюю Африку (возможно, Европу), так как она заселена обезьянами, сходными с людьми. Геологическая древность человека очень велика.

Дарвин провел интересный мысленный эксперимент: из суммы рудиментов и атавизмов человека был составлен «портрет» предка.

В теории Дарвина не оценивалась роль труда как фактора эволюции, отсутствующего в других линиях эволюции. Вместе с тем, труд человека — не просто черта поведения; это общественное явление, вызвавшее оформление сознания, речи и сознания.

Видный отечественный антрополог Я.Я. Рогинский видит в процессе антропогенеза два поворотных момента: начало и конец скачка. Первый совпадает с появлением трудовых действий, а второй — с началом эры их безраздельного господства. В это время эволюция гоминид привела к появлению человека современного типа. Развитие культуры человека современного типа более не связано с биологическим прогрессом (см. гл. II).

Одним из важнейших положений современной теории антропогенеза является вывод о параллелизме морфологической эволюции гоминид и развития высшей нервной деятельности, обусловивших возможность изготовления и усовершенствования орудий труда, появления сознания и развития общества.

Исследование костных остатков гоминид разной древности позволяет представить определенную очередность формирования морфофункциональных особенностей ископаемых людей: первоначальное формирование отличий верхних и нижних конечностей (опорной ноги и свободной руки), позднее и продолжительнее происходит увеличение и усложнение головного мозга с развитием высших центров, постепенное развитие трудовой руки, позднее оформление современных особенностей черепа (более развит мозговой отдел по сравнению с лицевым), оформление особенностей зубной системы.

К содержанию учебника «Антропология» | К следующей главе

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 12.03.2015 — 14:36
Яндекс.Метрика