Теории нации

Существует множество теорий феномена наций. Их можно дифференцировать по нескольким основным направлениям. В целом существующие теории нации следует разделить на идеалистические и историко-материалистические.

Идеалистическое понимание нации может принимать самые различные формы. Различаются также между собой объективные и субъективные теории нации. Объективные теории усматривают сущность нации в определенных объективных признаках, в то время как субъективные считают преимущественной основой нации волю, национальный дух, национальный характер и т. д. Но это противоречие весьма относительно, ибо и так называемые объективные признаки чаще всего понимаются как производное сознания и его содержание.

Важный источник идеалистической теории нации можно усмотреть в понятии «духа народа» в той форме, как его разработали И.Г. Гердер и, прежде всего, Гегель. Каждая нация у Гегеля характеризуется особой ступенью развития народного духа. Но сам «Дух народа» является лишь формой проявления «мирового духа». Народ, нация, как духовный индивид, у Гегеля сочленяется в «единое целое» — государство, и всеобщность духа народа приобретает в государстве свое бытие и действенность.

[adsense]

В дальнейшем появились многообразные разновидности идеалистической теории нации, в известной мере они сочетались и со взглядами, носившими социально-дарвинистский оттенок. Особый «народный дух», «национальный характер» увязывались с якобы общим происхождением, общей кровью, общей расой. Однако серьезными научными исследованиями доказано, что нация — общность территориальная, а не кровнородственная.

Большое распространение имеют теории нации, трактующие нацию, исходя из субъективных, в частности, социально-психических, факторов. Так, французский писатель и историк христианства Э. Ренан рассматривает волю в качестве определяющей силы в становлении и развитии нации. Дж.С. Милль придавал особую роль в жизни нации чувствам. Представители психологической теории сводят нацию к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой. О. Бауэр считал, что нация — это вся совокупность людей, связанных с общностью характера на почве общности судьбы. Р. Шпрингер полагал, что нация — это союз одинаково мыслящих и говорящих личностей. Близкую к ним позицию занимал Н.А. Бердяев, определяя нацию как единство исторической судьбы.

Представители субъективных теорий стремятся доказать, что нация производна от сознания, эмоций человека или от обусловленного соответствующим типом нервной системы характера поведенческих реакций представителей данной общности. Так, Ф. Оппенгеймер писал: «Нам следует производить не национальное сознание от нации, а наоборот, нацию от национального сознания». Э. Лемберг, развивая эту идею, утверждает, что нацию создают не только национальное сознание, но и идеология в целом. Американский социолог У. Коннор считает, что исходное начало нации субъективное, оно состоит в осознании людьми в рамках определенной группы общности своего прошлого и настоящего и, что наиболее важно, своей судьбы.

Заслуживает внимания и функциональная теория нации, которая опирается на обширный исторический и социологический анализ процессов образования наций. Стержневая характеристика нации, считает американский социолог К.В. Дейч, — это интенсивная социальная коммуникация. Придерживаясь позиции Дейча, П. Лудц понимает нации как особенно конденсированные структуры коммуникации и активности, в которых люди взаимно соотносятся и образуют единое целое.

Среди так называемых объективных теорий нации особенно распространен взгляд, в соответствии с которым нация является прежде всего культурной общностью, причем понимание культурной общности может быть более широким или более узким. Одним из основоположников такого понимания нации можно считать Ф.И. Неймана. В своем труде «Нация и народ» (1888) он определяет нацию как значительную группу народонаселения, которая в результате культурных достижений обрела общую самобытную сущность. В том же духе позднее пишет А. Фиркандт: «Основой общности… является не кровь (принимая во внимание многочисленные смешения), а культура».

„Австромарксист Р. Шпрингер также рассматривал нацию как культурную общность. О. Бауэр сводил нацию к общности характера, выступающей как специфическая форма культурной общности.

В социологии существует и такая точка зрения: нация — это искусственная конструкция, которая не имеет собственной субстанции. П. Сорокин убежден, что «национальность — такая же сборная группа для социологии, какой является группа растений, объединенных одним термином «овощи» в ботанике, группа животных, обозначенных в общежитии термином «дичь» в зоологии». По П. Сорокину, нет смысла искать общие признаки нации, ибо «зоологи и ботаники» таких попыток не делают.

По мнению Г. Кана, хотя некоторые реальные факторы (территория, государство) имеют большое значение для образования национальностей, тем не менее, объяснить ими существование нации нельзя, тем более дать ее «точное понятное определение». Известный британский специалист X. Сетон-Уотсон также считает, что «не может быть научного определения понятия «нация».

Э. Карр вообще воздерживается от дефиниции, потому что «нацию» как общность определять нельзя.

Основы историко-материалистической теории нации разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они доказали закономерный характер возникновения национальной формы общественного развития в связи с зарождением и утверждением капитализма, подчеркивали решающую роль экономических факторов, особенно общности экономической жизни, в формировании и прогрессе наций.

Видным теоретиком марксизма в национальном вопросе выступил один из лидеров германской социал-демократии К. Каутский. Рассматривая понятие нации, решающее значение в подобной консолидации людей он придает экономическим факторам. Весьма важным признаком нации Каутский считал и общность языка. Также важным признаком он считал и территорию. С именем Каутского связана характеристика марксистской парадигмы нации как «историко-экономической», «материалистической».

Опираясь на учение Маркса и Энгельса, В.И. Ленин развил их учение, создал глубоко разработанную теорию наций и национальных отношений. С самого начала он сосредоточил свое внимание на экономической основе и социальной сущности нации. В ленинском понимании нация — это закономерный продукт капиталистической общественной формации, являющийся в то же время необходимой формой развития общественной жизни. В трудах В.И. Ленина нация предстает как социальное явление сложного характера, чьей решающей основой служат экономические отношения, сплачивающие население крупнейших территорий в единое целое. При этом сущность нации — многостороннего и сложного явления — Ленин не сводил к краткой дефиниции, а показал его содержание и историческую роль с точки зрения историко-материалистического подхода.

Современные теории нации в той или иной мере варьируются в рамках отмеченных позиций и взглядов.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 24.02.2015 — 18:59

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014