Т.Н. Собольникова — Технологический анализ керамики поздненеолитического пос. Нижняя Тунуска II в Среднем Прииртышье

К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»

Одной из основных особенностей неолита Среднего Прииртышья и прилегающих районов является сочетание прочерченного, отступающе-накольчатого и штампованного орнаментов. Сочетание это обусловлено, в свою очередь, своеобразным развитием этого района (по сравнению, например, со Средним Зауральем, где развитие этих техник орнаментации было более или менее преемственным). По мнению М.Ф. Косарева (Косарев, 1994), проникновение на территорию западносибирского Прииртышья носителей гребенчато-ямочных традиций привело во- первых, к прерывания развития там “восточноуральских традиций” (прочерченной и отступающе-накольчатой керамики), и, во-вторых, к сложению “екатерининской культуры”.

Представляется интересным, в связи с этим, проследить соотношение прочерченной, отступающе-накольчатой и штампованной керамики по технологическим признакам, что возможно приблизит нас к решению проблем, связанных с происхождением “екатерининской культуры”. Такая попытка и была проделана в данной работе на примере поздненеолитического поселения Нижняя Тунуска II (Омская обл., Тарский р-н), которое располагалось на 1-ой надпойменной террасе, в основании 2-ой, и представляло собой 3 жилищные впадины округлой формы ( в ср. 5 м х 6,5 м), расположенных в ряд, очень близко друг к другу (раскопаны 2 из них).

Керамика данного памятника представлена приземистыми сосудами (всего около 50), достаточно тонкостенными со слегка раздутым туловом и склоненной внутрь шейкой, и округлым или округлоприостренным дном. Преобладающий размер сосудов 24-28 см, но встречаются и крупные (D > 30 см), так и мелкие (D < 15 см) сосуды. Необходимо заметить, что 6-7 сосудов более или менее поддаются полной реконструкции, остальные находятся в крайне фрагментарном состоянии.

По технике орнаментации, керамический комплекс НТ II ( 1 и 2 жилищ) подразделяется на три группы: 1. Сосуды орнаментированные штампом, гребенчатым (30 %) или гладким (35 %); 2. Сосуды, украшенные узорами, выполненными в накольчатой и отступающе-накольчатой технике (17,5%); 3. Сосуды с прочерченным орнаментом (12,5%). Кроме того, в керамической коллекции есть несколько фрагментов от 2-3 сосудов орнаментиро-

Рис.1 Керамика пос. Нижняя Тунуска-2

Рис.1 Керамика пос. Нижняя Тунуска-2

ванных лишь рядами ямок по всему тулову. По манере постановки штампа или палочки первую и вторую группы можно объединить: рабочий край орудия находился под углом относительно поверхности, причем на верхнюю часть приходилось большее давление, в результате чего (а также левого протаскивания по поверхности) получались довольно своеобразные оттиски. Такая манера, обычная для отступающе-накольчатой техники является не характерной для гребенчато-ямочной, что и послужило одним из оснований для выделения гребенчато-ямочной керамики, орнаментированной в подобной манере, в так называемый, екатерининский тип керамики (Петров, 1984, 1987).

Основные орнаментальные мотивы: 1. Подавляющее большинство сосудов первой группы орнаментировано монотонными рядами горизонтальных оттисков гребенчатого или гладкого штампов (рис. 1 — 1,4), чередующихся с рядами ямок (61,5 %), реже встречаются сосуды, украшенные горизонтальной елочкой (15,4 %) или рядами шагающего штампа ( 19 %) (рис. 1 — 1, 3) также сопровождающиеся рядами ямок. 2. Для орнаментальной схемы накольчатой и отступающе-накольчатой керамики характерны те же схемы (рис. 1-5,9), что и в первой группе, плюс горизонтальные прямые или волнистые линии, выполненные техникой отступания тонкой и острой палочкой, также обязательным элементом являются пояски ямок; 3. Прочерченная керамика также характеризуется крайним однообразием орнаментальных схем, в основном это чередование прямых и волнистых линий с рядами ямок (рис. 1 — 6, 7, 8). На одном сосуде встречено сочетание оттисков гребенчатого штампа и прочерченных волнистых линий с рядами ямок (рис. 1 — 2). Встречаются во всех группах по 1-2 сосудам с более сложной разбивкой орнаментального поля: сочетание горизонтальных и диагональных полос (рис. 1 — 5).

Несмотря на использование различных техник орнаментирования, в декорировании керамики можно выделить общие черты. Во-первых, это однообразие орнаментальных схем, повторяющихся практически во всех группах и характеризующихся монотонностью, горизонтальной зональностью и высокой плотностью нанесения узоров (в большинстве случаев); во-вторых, обязательное присутствие в декоре, в качестве разделительных поясков, рядов ямок.

В состав формовочной массы для изготовления керамики на данном поселении кроме песка входило небольшое количество шамота.

Толщина стенок в большинстве случаев составляет 0,5 — 0,6 см, в ряде случаев наблюдается небольшое увеличение (до 0,7 — 0,8 см) в придонной части. В целом хотелось бы отметить, что стенки сосудов достаточно ровные, практически отсутствуют какие-либо признаки, свидетельствующие о выполнении формовочных операций. Это, в свою очередь, позволяет нам выдвинуть предположение об использовании такого приема как выбивка, хорошо уплотняющего и выравнивающего стенки сосудов, хотя прямые свидетельства ее применения не обнаружены. Встречаются как жгуты, так и ленты, но в целом, фрагментарное состояние сосудов, почти полное отсутствие рельефных признаков, характерных изломов и т.д. не дают нам возможности более определенно представить картину формовки.

После выполнения формовочных операций и выбивки (?) сосуды подвергались тщательному выглаживанию и с внешней, и с внутренней стороны, судя по всему, твердым орудием с ровным рабочим краем, не оставляющим рельефных следов (т.е. не оставляет на поверхности визуально различимых следов: бороздок, штрихов). В ряде случаев, это было орудие, рабочий край которого представлял собой лезвие. Такая тщательная обработка поверхностей приводила к тому, что выравнивался рельеф, поверхность сосудов становилась достаточно ровной и гладкой. В некоторых слкчаях, на внутренней поверхности сосудов удалось зафиксировать следы обработки гребенчатым штампом которые были не до конца стерты последующей обработкой.

В связи с этим, общая картина процесса обработки поверхностей керамической посуды с пос. Нижняя Тунуска II пред­ставляется следующим образом: сразу, непосредственно при замазывании спаев мог использоваться гребенчатый штамп, затем происходило окончательное выглаживание поверхностей, придание им ровности и, возможно, выбивка посуды.

Вероятно все эти операции производились не только тщательно, но и достаточно быстро, так, что поверхность посуды не успевала сильно подсохнуть, поскольку все узоры — штампованные, прочерченные и накольчатые отличаются четкостью ровными краями следов оттисков, что характерно для  “кожаного” состояния поверхности в момент нанесения орнамента. Кроме того, на поверхностях многих сосудов заметны следы, оставленные каким-то эластичным материалом. Возможно, так же, что периодически весь сосуд смачивался (возможно тканью) поскольку такая тщательная обработка поверхностей и орнамен­тирование посуды (характеризующееся высокой плотностью нанесения орнамента и небольшими размерами орнаментиров), представляли собой достаточно трудоемкие процессы, требующие определенного времени, за которое поверхность успевала подсыхать и препятствовала бы появлению таких четких оттисков и следов.

Ряды ямочек наносились уже после орнаментации всего сосуда, иногда поверх орнамента (в силу высокой его плотности особенно характерной для штампованных орнаментов); орудие достаточно глубоко проникало в поверхность (до 1/2 толщины стенки и более). Форма ямочек округлая, продолговатая, семечкообразная, иногда форма ямочки связана не только с формой рабочего края орудия, но и с положением его относительно по­верхности (под углом).

Особо необходимо отметить, что венчик обрабатывался очень тщательно. Практически все венчики прямые или слега скошенные внутрь, без каких-либо утолщений с внутренней стороны. По всей вероятности, они срезались и ровнялись каким-то острым орудием, затем сглаживалась поверхность венчика со всех сторон. На венчиках данного памятника встречается (но не ха­рактерна) орнаментация венчика сверху или с внутренней стороны.

Орудия-орнаментиры, в большинстве случаев довольно не велики по размерам, и можно сказать даже миниатюрны: гребенчатые (с мелкими зубчиками) и гладкие (приостренные в сечении) штампы (ср. длина рабочего края ок. 1 см); приостренные палочки (резцы), дающие тонкий четкий и глубокий след; округлая в сечении палочка, использовавшаяся для нанесения наколов. Практически все орудия, судя по следам их деятельности (четкие аккуратные следы и оттиски). имели ровную или даже гладкую поверхность рабочего края ( т.е. подвергались какой-то специальной обработке, возможно сработаны).
В целом, процесс гончарного производства пос. Нижняя Тунуска II был достаточно единообразен и стандартен, начиная с состава формовочных масс и заканчивая приемами выполнения операций формовки, обработки поверхностей и орнаментации. Наиболее общими чертами и особенностями данного керамического комплекса являются:
— сочетание прочерченной, отступающе-накольчатой и штампованной техник орнаментации при значительном преобладании последней
— горизонтальная зональность, монотонность и высокая плотность в нанесени

— тщательная обработка (выбивка) и выглаживание по­верхностей посуды, и особенно венчика;

И наконец, определенная манера постановки штампа при орнаментации — под углом, с нажимом на верхнюю часть — в це­лом, характерная черта для керамики екатерининского типа (Петров, 1984).

В заключение, хотелось бы выдвинуть предположение, что проникновение на территорию западносибирского Приир­тышья носителей гребенчато-ямочной керамики привело не толь­ко к вытеснению местных орнаментальных традиций (прочерченных и отступающе-накольчатых), но и к определенно­му их смешению. Это вполне могло быть, к примеру, заимствова­ние технологических приемов и навыков техники орнаментиро­вания (отступающе-накольчатой), в результате чего сложилась довольно своеобразная гребенчато-ямочная традиция — екатери­нинская, для которой манера постановки штампа является своего рода маркером.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика