Суздаль. Собор Рождества Богородицы

Отмечая под 1222 г. закладку церкви Богородицы в Суздале, летописец записал, что церковь эта была основана на месте более древней: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом» [ЛЛ, 6730]. Таким образом, первая суздальская церковь Богородицы была построена Мономахом, вероятно, во второй его приезд в Ростово-Суздальскую землю, т. е. в 1101—1102 гг. или во всяком случае до 1105 г., когда епископскую кафедру занимал уже не Ефрем. В Печерском Патерике имеется указание на то, что церковь в Суздале была построена «в ту же меру», как Успенская церковь Киево-Печерского монастыря [Патерик киевского Печерского монастыря. СПб., 1911, с. 9]. Существует предположение, что ранняя суздальская церковь, как и печерская, называлась Успенской, хотя собор, построенный здесь в 1222 г.. именовался уже церковью Рождества Богородицы.

Археологические раскопки 1936—1940 гг. (А. Д. Варганов, А. Ф. Дубынин) показали, что церковь XIII в. стоит не вполне точно на старом основании, а несколько сдвинута к северу и слегка повернута по оси. Судя по вскрытым участкам — западному участку южной стены и южной апсиде, — первоначальный храм был шестистолпным и, по-видимому, имел выделенный нартекс. По размерам храм, вопреки сведениям Патерика, не совпадал с киевским собором. Общая длина суздальского храма примерно около 25 м. Возможно, что собор имел притворы, поскольку в летописи под 1194 г. отмечен ремонт здания, когда собор покрыли «оловом от верху до комар и до притворов» [ЛЛ, 6702].

Фундаменты первоначальной церкви сложены из булыжников на растворе с цемянкой. Глубина их 1.6—1.7 м. Найденные незначительные участки стен показывают, что они были сложены из кирпичей в технике со скрытым рядом и с прослойками крупных камней. Размер кирпичей 3—4X20—24X28— 32 см; некоторые близки к квадратным (23X24 или 24X25 см). Встречены также узкие — 13X24 см. Все кирпичи грубой выделки. Фасадные поверхности стен выполнены тщательно, а середина забутована кирпичным боем и камнями. Раствор известковый, с цемянкой. При раскопках обнаружены обломки голосников и фрагменты фресковой росписи. Пол собора был выстлан кирпичом, а поверх затерт розовым раствором.

Под 1148 г. в летописи отмечено вторичное освящение собора [НПЛ, 6656]. Возможно, что это связано с какими-то работами по ремонту здания. По А. Д. Варганову, собор был в 1148 г. полностью перестроен и нижняя часть существующего здания относится именно к этому времени. Однако такое предположение не подтверждается достаточно убедительными данными. В 1194 г. церковь подверглась капитальному ремонту: «Обновлена бысть церкы святая Богородица в Суждали, яже бе опадала старостью и безнарядьем. .. и покрыта бысть оловом от верху до комар и до притворов. .. а иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и своих, иных олову льяти, иных крыти, иных извистыо белити» [ЛЛ, 6702].

Коренная перестройка собора была начата в 1222 г., после того как был сломан Мономахов собор. В 1225 г. летопись отметила: «Создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть» [ЛЛ, 6733]. В 1230 г. собор начали расписывать: «Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали. .. юже бе рушил велики князь Юрги и опять созда краснейшю первыя» [ЛЛ, 6738]. К 1233 г. роспись и украшение интерьера были закончены: «Написана бысть церкы. .. и измощена моромором красным разноличпым» [ЛЛ, 6741]. Более двух столетий здание стояло без существенных повреждений. В 1445 г. церковь рухнула — «падеся» [ПСРЛ, VIII, 6953]. В 1528 г. началось восстановление храма; его разобрали до половины высоты и к 1530 г. надстроили вновь из кирпича, завершив пятью главами. Позднее собор неоднократно ремонтировали, пристроили приделы, уничтожили хоры, расширили окна. В настоящее время большая часть поздних построек разобрана.

Собор XIII в. — шестистолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами (табл. 9). Размер собора (без притворов): ширина около 18 м, длина 27 м, азимут 45°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах (кроме западной) им отвечают лопатки. Наружные лопатки плоские, одноуступчатые. Северный и южный притворы одноэтажные, полностью открытые внутрь здания. Западный притвор примыкает к наружной стене, имеющей портал. Этот притвор был двухэтажным, и в его северной степе находилась лестница для подъема на второй этаж. Со второго этажа западного притвора через проем в западной стене храма входили на хоры. Хоры, видимо, имели очень большую площадь, достигая подкупольного пространства, о чем можно судить по следам стесанных арок на обеих западных парах столбов храма. Во всех притворах и в западной части храма в стенах есть аркосольные ниши. Судя по не вполне достоверному позднему источнику, собор XIII в. был трехглавым. По середине высоты здания проходил аркатурно-колончатый пояс. Выше него кладка древнего здания частично сохранилась лишь на западном фасаде, а с остальных сторон полностью переложена в XVI в. Закомары северного и южного притворов килевидные. Северный портал оформлен простыми прямоугольными уступами, а западный и южный — перспективные, богато украшенные резьбой. Стержни колонок южного портала прерваны бусинами. В восточном членении южного фасада и, согласно старому рисунку, на южной апсиде имелись узкие окна с полукруглым завершением и колонками по бокам.

При строительстве собора XIII в. были широко использованы строительные материалы разобранного более древнего здания. Новый материал — тесаный камень — употреблялся главным образом для облицовки стен, а внутри стен в большом количестве имеются плинфы. Местами в нижних частях стен встречены даже целые блоки кирпичной кладки Мономахова собора. Уровень пола собора XIII в. на 2.15 м выше пола собора Мономаха.

Основной строительный материал собора XIII в. — слегка кремовый по цвету туф. Поверхность стен, по-видимому, промазывали с фасада известковым раствором. Более плотный известняк предназначался для цоколя, лопаток, полуколонок, апсид, порталов, аркатурно-колончатого пояса, т. е. частей здания, требующих точной и чистой обработки. Очевидно, значительное количество резных деталей имелось в несохранившейся верхней части здания; некоторые фрагменты этой резьбы были найдены использованными в XVI в. при ремонте цоколя собора. Полы храма были выстланы поливными керамическими плитками. В соборе уцелели фрагменты фресковой росписи, законченной в 1233 г. В западном портале собора и в портале южного притвора сохранились «писанные золотом» врата, сделанные в XIII в.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 27—32; т. 2, с. 19—42; Вагнер Г. К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. М.. 1975; Дубинин А. Ф. Из истории изучения Суздальского собора. — СА, 1972, № 2, с. 139—148; Власов И. И. Живопись 1233 г. в диаконнике Рождественского собора Суздаля и ее реконструкция. — СА, 1976, № 1, с. 220; Варганов А. Д. 1) Еще раз о Суздальском соборе. — СА, 1977, № 2, с. 249—255; 2) История одного здания. — В кн.: О крае родном. Ярославль, 1978, с. 19—29; 3) Отчет о работах в Суздале. — Арх. ЛОИА, ф. 35, on. 1, 1940, № 20; Афанасьев К. Н. Построеппе архитектурной формы…, с. 182—184; Овчинников А. Н. Суздальские Златые врата. М.. 1978.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1900 Родился Василий Иванович Абаев — выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор.
  • Дни смерти
  • 1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 31.12.2015 — 15:59

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика