Становление этнологии как науки

Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из
древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов. На протяжении тысячелетий накапливались сведения и данные об этнической стороне жизни многих народов мира. С течением времени они углублялись и расширялись, составляя все более полную картину этнического образа народов.

Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием, и появлялись труды, в которых обширный эмпирический материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственных, территориальных, языковых и других различий. Многие авторы античности оставили довольно подробные точные систематизированные данные о некоторых народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. и прозванный «отцом истории», дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.), много путешествовавший, является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. Римский писатель, ученый Плиний Старший (23 — 70 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», состоящей из 37 книг, дает подробные сведения по истории и быту Рима и римлян. В очерке «Германия» римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117 гг.) описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев.

Дальнейшее расширение и развитие научных знаний в области этнологии было обусловлено практическими потребностями жизни. Большой интерес к этнической истории и жизни народов проявился в эпоху так называемого Великого переселения народов (IV — VI вв.), когда образовался ряд королевств — вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов.

[adsense]

Еще одним крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV — XVIII вв. В связи с этим возникла потребность изучить и объяснить различия в
культурном развитии народов, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа, раскрыть механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и социально-экономического развития и т. п. В этот период появилось большое количество миссионерских донесений и рассказов о тех народах Северной и Южной Америки, Африки и Азии, с которыми им приходилось встречаться.

В эпоху европейского просвещения, главным образом в XVIII в., место простого описания уже занимает критическое рассмотрение этих данных и попытка привести их в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления и школы, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. И только XIX в. дал возможность этнологии сложиться как науке.

Сам термин «этнология» стал употребляться сравнительно недавно. Имеются сведения о том, что термин «этнология» был введен в научный оборот в 1784 г. французским ученым А. Шаванном. До середины XIX в. этот термин употреблялся при описании различных этнических процессов наряду с термином «этнография», не обозначая еще особую науку. Формально в 1830 г. французский ученый Жан Жак Ампер предложил использовать этот термин в качестве наименования новой науки о народах и культурах. Постепенно это название распространилось в крупнейших европейских странах, а во второй половине XIX в. стало употребляться и в России.

Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.

Следует отметить, что относительно предмета, целей и места этнологии в системе наук с середины XIX в. и до настоящего времени ведутся дискуссии среди ученых различных школ и направлений. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. Достаточно сказать, что в научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах верованиях, психологии и т. п. Эти и другие сведения могла дать наука этнология, и поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей. В связи с этим нужно отметить, что первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах Азии, Африки, Австралии, Америки.

Как уже отмечалось, наука этнология конституировалась во Франции. В 1839 г. здесь было основано Парижское общество этнологии. С этого времени Франция стала одним из центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».

В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее научное направление — социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».

В отличие от Англии, в США этнология развивалась, главным образом, под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в., данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.

В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих
народов, но и с возросшим интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры и т.д. В XIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранения его национальной самобытности.

Отечественная этнология зарождалась в середине XIX в. Большую роль в этом сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества, которое было создано для выполнения не только научных, но и прикладных задач. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. В полиэтнической России развитие этнологии во многом определялось практическими потребностями изучения населяющих ее этносов. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, в том числе изучения ее народов. Нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. Была принята также программа «Об этнографическом изучении народности русской», которая предусматривала исследование русского этноса и его этнографических групп. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь и другие регионы и созданы подробные этнографические карты Европейской России.

У истоков этнологической (тогда еще именовавшейся этнографической) науки России были русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, которые в 40 — 50-х гг. XIX в. сформировали основные принципы этнологической (этнографической) науки. Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании.

После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. Активизировала свою деятельность созданная до революции Комиссия по изучению племенного состава России и сопредельных стран, было создано Центральное этнографическое бюро Наркомнаца СССР. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. Стали возникать этнографические центры также на Украине, в Белоруссии, в республиках Кавказа, Средней Азии и других регионах.

Следует отметить что в СССР вплоть до 1990 г. термин «этнология» в
научной литературе почти не употреблялся (за исключением
20-х г.). Поэтому этнология наряду с этнографией развивалась
под одним официальным названием — «этнография». После переименования Института этнографии в институт этнологии и антропологии термин «этнология», обозначающий самостоятельную научную отрасль, стал общепризнанным и популярным.

В 50-е гг. XX в. начался новый этап этнологии, были изданы крупные труды по народам СССР и всего мира, создана серия этнических карт, развернулось изучение этнических процессов в СССР и
зарубежных странах. Начиная с 1970-х гг. этнологи СССР стали
проводить исследования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, видных ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, В. В. Пименова и др. развернулись этносоциологические исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем. В 80-е гг. фронт этнонациоиальных исследований
расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и другие аспекты национальных отношений. В результате проведенных исследований и опубликованных на их основе работ этнические аспекты национальных отношений в СССР получили широкое освещение. По существу, раздел науки, называвшийся «теорией наций и национальных отношений», стал осваиваться этнологами.

В 90-е гг. проблемы, относящиеся к этнологии, изучались во мно-гих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. Для этого созданы соответствующие институты, Центры, подразделения. Функционируют Институт этнологии и антропологии РАН, Институт диаспоры и ближнего зарубежья, Институт региональной политики, кафедры и лаборатории при вузах, многие другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отношений. Вопросы, рассматриваемые в этих научных и учебных подразделениях, относятся к этнологии как научной дисциплине в широком значении.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 19.02.2015 — 20:31

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014