Славин Д.П. К истории курганного способа погребения в Нарымском Приобье

Славин Д.П. К истории курганного способа погребения в Нарымском Приобье // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск: Изд-во ТГУ, 1973. С. 201-204.

В лесной зоне Нарымского Приобья встречаются как одиночные земляные курганы, так и небольшие их группы. Данный способ захоронения не отвечает культурам лесного населения, поэтому у некоторых археологов возникло предположение о создании курганов в иных якобы существовавших здесь климатических условиях 3—4 тысячи лет назад. Отсутствие курганов в бассейне р. Тыма и наличие таковых по Васюгану дало повод провести древнюю северную границу леса и степи между долинами этих рек. Сделан вывод, что длительное сохранение в Нарымском Приобье курганного способа захоронения свидетельствует о наличии «древнего степного компонента в местных культурах железного века», а также об «исключительной консервативности культур Нарымского Приобья» (М. Ф. Косарев, 1969).

Проведенный нами по сводной работе А. П. Дульзона (А. П. Дульзон, 1956, стр. 89—328) анализ способов захоронения и датировок этих памятников не подтвердил ожидаемых результатов (табл. 1). Из таблицы видно, что в бассейнах рек Нарымского Приобья и Чулыма курганы и курганные группы относятся к трем историческим периодам:

1. XII—XV вв. (р. Чулым). Соответствуют времени разорения и порабощения государства енисейских кыргизов монголами.

2. XV—XVI вв. Соответствуют периоду возрождения феодального государства Алтын-ханов на Енисее, а на Иртыше — появлению Сибирского ханства.
3. XVI—XVII вв. Отвечают началу русского заселения и освоения Западной Сибири.

В литературе по истории Сибири имеется ряд указаний на систематическое проникновение в лесную зону степного тюркоязычного населения (Л. П. Потапов, 1957; 3. Я. Бояршинова, 1960 и др.), которое при этих проникновениях и оставило свои «степные» курганные погребения в лесах Нарымекого края.

Так, в первый период тюркские племена Минусинской котловины и южной Сибири были частично вытеснены в лесную зону Чулыма и Оби монголами. Во втором периоде Сибирское ханство захватывало, контролировало и внедрялось в глубь территорий обских угров и селькупов. Лесное население было объясачено, сборщики ясака как Сибирского ханства, так и Алтын-ханов постоянно разъезжали по землям нарымских и чулымских народностей, где нередко, находя смерть, захоранивались по «степным канонам» — в курганы. Между барабинскими татарами и хантами, а также селькупами известно существование брачных отношений, в результате которых вместе с принесением других бытовых черт «степняков» иногда возводились, и курганные памятники (Н. П. Григоровский, 1884).

После разгрома Кучума и его ханства миграция иртышских татар в Нарымское Приобье и далее к востоку усилилась. Так, Д. Г. Мессершмидт сообщает по этому поводу: «встретил толкового татарина в Урюпе, который мне подтвердил, что чулымские татары происходят от Кучум-хана. Сначала они осели вблизи устья Чулыма и Кии, но когда киргизы были прогнаны, они распространились до этих мест» (т. е. до Урюпа. — Д. С.). «Для оседания части татар в бассейне Оби и ее притока Чулыма, — замечает Л. П. Потапов, — были довольно благоприятные места» (Л. П. Потапов, 1957, стр. 154—455). В описках чулымских ясачных волостей значится «Кимлярская-Обская…, потому что ясачные татары этой волости раньше жили на Оби» (Л. П. Потапов, 1957, стр. 170). Есть сообщение, что хантыйский князец Бардак из-под Сургута, заинтересованный в скорейшем наступлении русских на Пегую орду, извещал сибирских воевод о том, что изгнанный из Кашлака (Искера) Ермаком хан Кучум подкочевывал к Пегой орде (в районе устья р. Парабели), ссылаясь с князцем Воней для совместного нападения на г. Сургут (3. Я. Бояршинова, 1960, стр. 69). Наличие курганов XVI—XVII в>в. на р. Кети объяснимо следующим фактом, относящимся к XVTI в. Часть качинцев при набегах принудительно уводилась на «кыргызскую сторону», во избежание чего они, видимо, укрывались к северу от Красноярска.

Таблиица 1. Датировка курганных могильников Нарымского Приобья и Чулыма (по А. П. Дульзону, 1956)

Таблиица 1. Датировка курганных могильников Нарымского Приобья и Чулыма (по А. П. Дульзону, 1956)

Таким образом, данные, приведенные в табл. 1 и в выдержках из исторических источников, говорят, что курганные погребения Нарымекого Приобья не свидетельствуют о древности «степного компонента в местных культурах железного века», а являются инородным элементом недавнего исторического прошлого и к культуре лесного населения отношения не имеют. Вместе с тем эти курганные погребения не могут являться и доказательством климатических изменений.

Что касается Еловских курганов эпохи бронзы, то они находятся в лесостепной зоне. Печангские курганы у с. Молчаново оставлены населением, обитавшим в условиях остепненной долины р. Оби, протягивающейся к устью Чулыма среди лесной зоны.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 16.02.2017 — 19:48

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014