Скифо-сакская проблема

Рубеж II — I и начало I тысячелетия до н. э. на просторах евразийской аридной зоны ознаменовались важным событием — становлением кочевых форм скотоводческого хозяйства и распространением металлургии железа.

Широкое распространение новых форм скотоводческого хозяйства произошло благодаря взаимодействию ряда факторов. Среди них исследователи называют изменения природно-климатических условий; совершенствование приемов ведения скотоводческого хозяйства; оформление видового состава стада, оптимально приспособленного к условиям аридной зоны. Это и новый уровень социальных отношений, связанный с возросшей имущественной и социальной дифференциацией, когда скот становится одной из форм накопления богатств, что создает стимул к увеличению стада, и расширение обмена. Произошло повсеместное распространение колесно-упряжного транспорта; дальнейшее развитие коневодства; появление «строгих» удил и использование лошади для верховой езды.

Период развития кочевых обществ с момента их становления и до раннего средневековья (до V в. н. э.) принято называть эпохой раннего железа, или эпохой ранних кочевников (в отличие от эпохи поздних кочевников, охватывающей время с V в. н. э. до наших дней), что выражает суть эпохальных процессов, происходивших на определенной территории, и характеризует продолжительный исторический период развития племенных и этнических образований с присущими им закономерностями. Исследователи кочевого скотоводства обращали внимание на сложность и неоднолинейность процесса генезиса и эволюции кочевничества.

Представляются интересными рассуждения крупного исследователя культуры саков С.И. Руденко, который ставил под сомнение массовый и быстрый процесс перехода от оседлой жизни к кочевой населения Евразии.

Чистые кочевники, которые находились в постоянном движении, были редким исключением, тогда как подавляющая часть скотоводов в той или иной степени была связана с оседлостью и земледелием, что определялось, по его мнению, географическими факторами. Интересно его замечание, что кочевание было своего рода привилегией «богатых и очень богатых скотоводов, имеющих большие стада скота и, прежде всего, овец и лошадей».

Переход в первых веках I тысячелетия до н. э. части населения к кочевому скотоводству характеризовался формированием новых археологических культур. При всем своеобразии каждой из них все они образуют некое единство, которое обусловлено рядом обстоятельств.

Это сходная среда обитания и соответственно одинаковый жизненный уклад, мобильность, способствующая установлению культурных контактов с самыми отдаленными территориями, близкий уровень социально-экономического развития и, наконец, общая генетическая подоснова, восходящая к срубно-андроновскому пласту. Существующее между культурами сходство маркируется несколькими неравнозначными терминами: «скифо-сибирское единство», «скифо-сибирская общность» «скифский мир». Последний термин — «скифский мир» — наиболее нейтрален, а потому предпочтителен. В своих характерных чертах близость культур складывается в раннескифскую эпоху, но отдаленные истоки и корни этого явления можно видеть в культурных контактах и связях, которые существовали у древнейших скотоводов еще в бронзовом веке.

Именно в бронзовом веке в степях Евразии стал распространяться европеоидный антропологический тип населения, который господствует в культурах скифского времени. Наиболее ярко общность культур евразийских кочевников, расселившихся от Дуная до Монголии, проявилась в существовании у этих племен так называемой скифской триады, в состав которой входят близкие типы вооружения, конского снаряжения и своеобразное искусство скифо-сибирского звериного стиля. Однако общих черт в содержании кочевых культур скифо-сибирского мира значительно больше. Сюда могут быть отнесены скифские котлы, отчасти памятники монументального искусства — оленные камни, петроглифы, общие в ряде случаев приемы устройства могильных сооружений, детали погребального обряда.

Рис. 4.1. Карта расселения сакских племен по территории Казахстана.

Рис. 4.1. Карта расселения сакских племен по территории Казахстана.

Первая периодизация культур раннего железного века для Восточной Европы была разработана на основе скифских памятников Северного Причерноморья. В дальнейшем археологические культуры восточных кочевников соотносились уже со скифскими памятниками.

До недавнего времени общепринятой датой начала скифской культуры считалась вторая половина VII в. до н. э. Однако сейчас все чаще высказывается точка зрения о начальной дате скифского периода — это IX — VIII вв. до н. э.

Для Казахстана и Средней Азии своеобразие сакской и савроматской культур определялось соседством и активным взаимодействием с оседло-земледельческим населением древних государств. Близость Ахеменидской державы, северные сатрапии которой частично охватывали и земли Парфянского государства, в создании которого приняли участие кочевые племена даев, к тому же, давшие начало правящим династиям Парфии, наконец, участие кочевых племен в разгроме Греко-Бактрийского царства — все это не могло не отразиться на материальной и духовной культуре казахстанских племен. Кочевые и оседлые сообщества кочевников Казахстана и Средней Азии создавали единую экономическую, а нередко и политическую структуру, всецело зависели друг от друга и были заинтересованы друг в друге.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика