Школьные краеведческие музеи

Иногда бывает недостаточно школьного или университетского образования и требуется прохождения дополнительных образовательных курсов. В таких случаях на помощь приходит учебный центр, где можно повысить свой уровень знаний по различным дисциплинам. Часто учебные центры используют, чтобы поступить в престижные учебные заведения, типа Назарбаев Интеллектуальная Школа в Казахстане.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №3)

Каждый уголок нашей Родины имеет свою замечательную историю. Исторические эпохи, сменяя друг друга, не прошли бесследно. Они оставили те или иные вещественные или письменные источники.

Использование археологического материала в школах ставит перед учителем больше трудностей, чем любой другой методический прием. Эти трудности, с одной стороны, заключаются в том, что прежде чем использовать местный археологический материал на уроке, учителю нужно самому хорошо знать историю местного края и главнейшие группы памятников, правильно провести их демонстрацию. С другой стороны, эти трудности усугубляются тем, что прежде всего нужно суметь собрать археологические материалы, правильно аннотировать их, хорошо оформить и обеспечить надлежащее сохранение.

Все эти трудности преодолимы. Большинство работ по оформлению и хранению собранных материалов можно проводить в школьном историческом кабинете, который постепенно, по мере накапливания материалов, может превратиться в хороший музей.

Школьный музей может стать не только местом накопления разного рода материалов, но и организационным центром, вокруг которого развертывается оживленная краеведческая работа.

В Смоленской области создано несколько таких школьных музеев. Так, при 20-й средней железнодорожной школе г. Вязьмы благодаря неутомимой деятельности учителей П. М. Запорина и С. И. Борисова организован школьный краеведческий музей. Этот музей создавался в течение ряда лет. Первоначально был организован исторический кружок, работа которого имела самые разнообразные формы: экскурсии по городу Вязьме и окрестностям, краеведческие походы, самостоятельные работы учащихся с последующими докладами на заседаниях кружка, сбор среди учащихся отдельных старинных предметов и т. д.

В результате накапливался значительный материал, позволивший постепенно от небольших выставок перейти к экспозиции музейного типа.

В настоящее время в школьном музее сравнительно хорошо представлены разнообразные археологические материалы. Здесь есть кремневые орудия с очень ранней неолитической стоянки у дер. Боровщина и отдельные предметы с других неолитических поселений. Культуру древних городищ характеризуют железные и костяные орудия труда, обломки глиняной посуды, кости домашних и диких животных. Несколько витрин и планшет дают интересные сведения о первобытно-общинном строе. Не меньшее количество материалов относится к древнерусскому государству. Среди них есть много вещей, собранных на территории древнего города Вязьмы, предметы быта и украшения, фотографии древнейших каменных сооружений Смоленщины (церковь Ивана Богослова 1173 г.), отдельные кирпичи того времени (плинфа). Музею переданы комплексы вещей из раскопок курганов XI—XIII вв. под г, Вязьмой, проведенных научными сотрудниками Музея истории и реконструкции Москвы. В большом количестве
представлены предметы более позднего времени и положено начало нумизматической коллекции.

В вяземском школьном музее наряду с большой собирательской деятельностью проводится и исследовательская работа. Так, во время походов по родному краю были проведены археологические разведки отдельных участков в бассейнах рек Днепра и Угры. Выявлено значительное количество новых археологических памятников (городищ, селищ, курганных групп). Сведения о вновь найденных памятниках сообщаются Смоленскому областному управлению культуры. На основании литературных данных и вновь собранных сведений составлена археологическая карта района г. Вязьмы.

Основной формой, используемой в работе вяземского краеведческого кружка по сбору новых археологических материалов, является проведение экскурсий и походов с учащимися. Вообще же такие экскурсии и походы имеют более широкие цели. Они используются для повторения и закрепления материала некоторых тем курса истории, а также для расширения знаний учащихся о настоящем и прошлом родного края. Ценность экскурсий по местным историческим и археологическим памятникам заключается в том, что учащиеся приучаются самостоятельно наблюдать и анализировать сложные явления исторической жизни, делать выводы из своих наблюдений, приучаются бережно относиться к древним памятникам, приобретают простейшие навыки в ориентировке на местности, в составлении схематических планов, профилей и производстве измерений на местности, фотографировании и т. п.

Другой формой, часто используемой в работе кружка, являются индивидуальные задания по осмотру и обследованию отдельных объектов в свободное от занятий время.

При этом все члены кружка знают, что самовольные раскопки и уничтожение памятников запрещены законом, что исторические и археологические памятники являются всенародным достоянием и состоят под охраной государства. Поэтому сбор коллекций происходит за счет тех вещей, которые можно найти в разрушенных частях памятников (на обрывах, в вымоинах, на пашне, в окопах или в кладоискательских ямах).

Обработка материалов, собранных летом, производится главным образом в осенне-зимний период непосредственно в музейной комнате в свободное от уроков время. Здесь же на заседаниях кружка учащиеся делают сообщения о проделанной работе, проводят беседы, слушают доклады о результатах экскурсий и походов. Учащиеся сами оформляют экспонаты и коллекции. Для учащихся такие занятия особенно полезны, так как они вырабатывают привычку работать самостоятельно.

Создан небольшой музей при 9-й средней школе г. Смоленска. Основные экспонаты этого музея собраны и оформлены самими учащимися под руководством учителя В. Н. Липника. Большинство материалов для экспозиции, включая и археологические, собраны во время туристских походов по родному краю в течение последних трех лет.

В этом школьном музее есть предметы, относящиеся к новому каменному веку, в том числе коллекция, характеризующая технику изготовления кремневых орудий. Особенно интересен раздел, показывающий древние укрепленные поселения (городища) периода распада патриархально-родовых отношений. Выставлен макет такого древнего поселка и ряд фотоснимков остатков земляных сооружений и отдельные находки, собранные в обнажениях культурного слоя городищ. Имеется некоторое количество экспонатов, характеризующих материальную культуру древнерусского города Смоленска. Есть нумизматическая коллекция, собранная самими учащимися. Некоторое количество экспонатов в этот школьный музей было передано из фондов Смоленского областного краеведческого музея.

В школах гг. Смоленска, Починка, Рославля и школах некоторых районов Смоленской области также начали создаваться при исторических кабинетах постоянные выставки, включающие археологические материалы. В дальнейшем на основе этих выставок будут создаваться школьные музеи.

Формы краеведческой работы в школе могут быть самыми разнообразными, они зависят от поставленных целей и характера древних памятников края. Археологические памятники являются одним из главнейших объектов краеведческой работы. Необходимо, чтобы каждая школьная краеведческая организация ставила в плане своей работы выявление новых археологических памятников, их фиксацию, мероприятия пс охране и разъяснительную деятельность среди населения о значении археологических памятников для исторической науки 1.

Е. А. Шмидт

* * *

В последние годы во многих школах нашей страны организованы краеведческие и исторические музеи 2. Это свидетельствует о большом интересе учащихся к истории и стремлении учителей к поискам новых форм работы. Известный педагог-краевед А. Ф. Родин очень метко определил цель музея: «…раскрытие идей при помощи вещей» 3. История, воплощенная в вещи, становится доступнее и понятнее для восприятия учащихся.

Исторический музей в школе № 297 Щербаковского района г. Москвы начал свое существование с 1953/54 учебного года. Работа по созданию музея охватила большое количество учащихся. Все оборудование в музее сделано самими учащимися. Ими собраны и созданы все экспонаты. В музее проводятся занятия, его посещают учащиеся других школ, родители, туристы. Наличие музея при школе дает возможность преподавателю демонстрировать изложение отдельных тем по истории показом археологического материала, особенно на вводных, повторительно-обобщающих и обзорных уроках в 5-х и 8-х классах.

Исторический кружок при музее, ныне преобразованный в общество «Юный историк», организовал ряд теоретических конференций.

В рамках настоящей статьи нам хочется поделиться опытом сбора, систематизации и использования археологического материала нашего музея в учебном процессе.

Археологический материал, как и всякий другой, поступает в школьный музей непосредственно от школьников. Одним из источников пополнения экспозиции нашего музея явились многодневные туристические походы учащихся, проводившиеся летом 1955 и 1956 гг. под руководством преподавателя истории Е. И. Ерхова. Так были совершены походы по историческим местам Каширского района Московской области, а также по историческим местам Украины: Москва — Полтава — Диканька — Киев — Москва. Экскурсия в Киево-Печорскую лавру дала возможность школьникам познакомиться с реставрационными работами по восстановлению выдающегося памятника древнерусской архитектуры, варварски разрушенного немецко-фашистскими захватчиками.

Многие учащиеся нашей школы занимаются в исторических кружках при различных музеях Москвы. Одни из них принимали участие в раскопках могильника около поселка им. Дзержинского Раменского района Московской области, другие посетили места раскопок стоянки первобытного человека (Молдавия) и античных городов Северного Причерноморья. На Украине школьники познакомились с раскопками скифских поселений, а в Брянской области и Белоруссии они видели остатки славянских поселений. Благодаря тесному контакту школьников с археологами экспозиция нашего музея значительно пополняется. Имеющиеся у нас памятники не представляют собой ценности для археологов, но в руках учителя они являются хорошим наглядным пособием.

Музеем собрано много старинных русских и иностранных монет. Во время рытья котлована в г. Мелитополе был найден клад серебряных монет, из которых около 60 хранится в нашем музее. При изучении клада выяснилось, что это монеты Ивана IV, Бориса Годунова и Михаила Федоровича Романова. Судя по наибольшему количеству серебряных копеек Михаила Федоровича, этот клад, очевидно, был зарыт не позднее середины XVII в.

Находки, поступающие в музей, мы регистрируем, определяем и размещаем в витринах. Большую помощь в определении находок и составлении картотеки нам оказывают сотрудники центральных музеев столицы.

Имеющийся в музее археологический материал широко используется как на уроке, так и во внеклассной работе. Урок-экскурсия дает большие возможности для демонстрации вещественных памятников в сочетании с соответствующими картинами и рисунками. Особенно широко используется археологический материал при изучении раздела «Первобытно-общинный строй на территории нашей страны» в 6-х и 8-х классах.

Показ фрагментов глиняной посуды связан с несколькими разделами: «Первобытное общество», «Древняя Греция», «Греческие колонии в Северном Причерноморье», «Скифы», «Славяне» и др. Особое внимание им уделяется при прохождении тем, посвященных экономике и культуре древних народов.

Знакомя учащихся с историей возникновения глиняных сосудов, их развития и усовершенствования, особо выделяем посуду, сделанную на гончарном круге, и даем описание ручного гончарного круга. Попутно рассказываем о различных узорах, которыми украшалась как лепная, так и изготовленная на гончарном круге посуда. В этом отношении весьма показательны образцы греческой керамики, которые свидетельствуют о высоком уровне гончарного производства в Греции, а росписи на них — о культуре древних греков. При этом обращаем внимание учащихся на рисунок в учебнике 4, где показана гончарная мастерская в Афинах в V в. до н. э. и др.

Большую трудность представляет реконструкция внешнего облика сосуда по фрагментам. Мы нашли двоякую форму реконструкции: меловой чертеж на классной доске 5, если урок проходит в классе, и схема на листе бумаги, если урок или экскурсия проводятся в музее.

Говоря о широком развитии ремесла у славян, отмечаем, что славяне знали железо и умели его обрабатывать. В качестве вещественного доказательства показываем наконечники славянских стрел и дротика.

При объяснении значения земледелия у древних славян вычерчиваем на доске схему подсечного земледелия и показываем другую схему эволюции сохи, ведущей свое начало от бороны-суковатки. Затем демонстрируем макет двухзубой сохи и рисунок, изображающий пахаря славянина, обрабатывающего землю сохой. В заключение перечисляем сельскохозяйственные культуры, выращиваемые славянами.

Нумизматическая коллекция нашего музея насчитывает свыше 1000 видов монет и свыше 400 видов бумажных денежных знаков. В ней представлены древнегреческие, древнеримские и средневековые монеты. Монеты расположены тематически и хронологически в специальных витринах. Отдельные виды монет, имеющихся у нас в нескольких экземплярах, используем непосредственно на уроке в качестве раздаточного материала. Например, рассказывая об императорах Диоклетиане и Константине, мы раздаем по рядам монеты с портретным изображением этих императоров. Демонстрацию монет связываем с рассказом об экономике и идеологии того времени. Нумизматический материал — наиболее доступный для учителя и учащегося вид вещественного наглядного пособия.
Наш музей поддерживает связь с рядом школьных музеев многих городов страны. С ними мы обмениваемся опытом работы, информацией о новых поступлениях в музей, экспонатами.

Работа по созданию школьного исторического музея и использование его материалов в учебном процессе открывают широкие возможности для сближения школы с археологией. Учащиеся могут принести большую пользу науке, принимая участие в различного рода экспедициях по изучению древностей своего края. В свою очередь археологи, передавая в школу материалы, не имеющие определенной ценности для научных исследований, облегчат создание школьных историко-краеведческих музеев.

И. 3. Озерский

* * *

Создание при средних школах историко-краеведческих музеев и использование археологических материалов — дело сравнительно новое и еще недостаточно освещенное в методической литературе. Опыт многолетней работы историко-краеведческого музея средней школы с. Первомайского Харьковской области показывает огромное значение краеведческой работы как для учебно-воспитательных целей в школе, так и для дела содействия научным учреждениям, занимающимся изучением исторического прошлого нашей Родины.

Нами были выработаны разнообразные формы такой работы. Наиболее распространенными из них являются организация археологических разведок и экспедиций, составление археологической карты своего края, занятия в школьном музее с использованием его экспозиции на уроках истории.

В школе с. Первомайского Харьковской области краеведческая работа проводится археологической секцией ученического общества «Юный историк» под руководством преподавателя истории. За время существования общества было организовано 10 археологических разведок и восемь многодневных археологических экспедиций.

В 1955 г. наш отряд имел открытый лист и самостоятельно выполнял задание Института археологии АН УССР. В 1956 г. другой отряд работал совместно с Донецкой археологической экспедицией Института археологии АН УССР.

В 1951 г. археологической секцией была произведена глазомерная съемка курганного некрополя у хут. Гришковки Виловского сельсовета, где школьники вскоре обнаружили и поселение. На нем было собрано, много находок эпохи бронзы и скифского времени.

Учащимися нашей школы открыты неизвестные до тех пор древние поселения близ с. Пасеки Змиевского района. Сейчас юные археологи приступили к работе по составлению археологической карты среднего течения р. Сев. Донца.

В результате накопления материалов археологический отдел музея в настоящее время имеет следующие разделы: «Эпоха каменного века и бронзы», «Народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.», «Древние славяне и кочевники».

Наличие при школе историко-краеведческого музея создает необходимые предпосылки для осуществления важного принципа советской дидактики — наглядности в учебно-воспитательной работе с учащимися. Использование школьного исторического музея в учебной работе обеспечивает конкретизацию исторических понятий на местном материале, расширяет исторический кругозор учащихся, помогает учителю вызвать интерес к исторической науке, поднять активность учащихся класса и т. п. Всем известно значение первых уроков истории в 5-х или 8-х классах, на которых учебный курс начинается с изучения далекого прошлого в жизни человеческого общества. Учащиеся должны получить конкретные представления о внешнем облике человека, о его жилище, о примитивных орудиях труда первобытного человека, которые медленно, но постоянно усовершенствовались, о занятиях и культурном развитии древнего человека.

Создать такие ясные представления о первобытном обществе без использования музейных материалов невозможно. Поэтому учителя нашей школы первые уроки по истории в 5-х и 8-х классах проводят в школьном историко-краеведческом музее. При помощи зрительных образов, созданных экспонатами школьного музея, учащиеся подходят к пониманию известного тезиса Ф. Энгельса о том, что «труд создал человека».

Используя в учебном процессе школьный музей, учитель легко добивается хорошей усвояемости учащимися таких понятий, как вещественные и письменные памятники, археология и археологические раскопки, музеи и архивы. Все это приводит учащихся к пониманию предмета истории как науки.

Участие юных историков-археологов в разведках и экспедициях, в оформлении собранных материалов в экспозиции школьного музея имеет большое воспитательное и познавательное значение. Учащиеся получают навыки исследовательской и общественно полезной работы, что приучает их делать простейшие обобщения и выводы. Вместе с тем учащиеся приучаются ценить и бережно охранять памятники глубокой древности. Работа школьного музея благотворно влияет и на повышение квалификации учителя истории, расширяет его мировоззрение, создает условия для научно-исследовательской работы.

Я. И. Красюк

* * *

В средней школе № 8 пос. Сенная Темрюкского района (Краснодарский край) несколько лет тому назад был организован исторический кружок. Территория Краснодарского края особенно богата памятниками древности. Здесь на азиатской стороне Боспора с VI в. до н. э. существовали многочисленные города, основанные греками. Недалеко от нашего поселка расположена Фанагория, Кепы и другие памятники. Их часто посещают члены нашего кружка и находят на поверхности городищ много интересных предметов, свидетельствующих об истории живших там народов. Так были найдены терракотовая головка сатира 6, египетская подвеска-амулет и много других вещей, которые послужили основой для создания школьного музея. Последний был открыт в годовщину 40-летия Великого Октября. В одном из отделов нашего музея экспонируются археологические памятники, главным образом эпохи Боспорского царства. Это монеты, амфоры, художественная и простая посуда, грузила, светильники, терракотовые статуэтки и различные украшения. В музее есть уголок творческих работ учащихся Среди них заслуживает внимания макет скифской повозки и др.

Большую помощь в организации краеведческой работы в нашей школе оказывают нам местные краеведы и археологи — сотрудники Фанагорийской экспедиции Академии наук СССР. В настоящее время перед членами исторического кружка стоят следующие задачи: 1) усовершенствовать отделы музея, используя опыт работы краеведческих кружков других школ; 2) принять активное участие в раскопках Фанагории и некого городища; 3) содействовать охране археологических памятников своего края.

«Познать свой край, свой район, его историю, его богатства — какое благородное занятие, какой могучий источник знания, прекрасно,е средство воспитания молодежи, наблюдательности, находчивости, инициативы» 7.

Д. Г. Прокопенко

ОТ РЕДАКЦИИ. Как в этих, так и в других заметках, получаемых Редакцией, содержатся сведения о массовом явлении организации школьных музеев, содержащих археологические коллекции. Мы полагаем, что наступило время для перехода на следующий этап — для согласования работы таких музеев в области, крае, автономной республике. Это позволило бы устраивать хотя бы раз в год областные, краевые или республиканские конференции для планирования работы всех этих школьных музеев, для обмена опытом и т. д.

Школьные музеи, расположенные в разных частях СССР, должны тоже установить между собой связь (сначала путем переписки).

Кроме того, из присылаемых статей видно, что школьники разных школ часто проводят археологические разведки. Было бы желательно, чтобы в Отдел полевых исследований Института истории материальной культуры Академии наук СССР (Москва, переулок Садовских, дом № 2) присылались краткие отчеты о результатах этой работы. Отдел, со своей стороны, мог бы давать соответственную консультацию по методам ведения таких разведок и по другим вопросам, которые могут интересовать школьников, и вносить поправки по тексту отчетов.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №3)

Notes:

  1. С методикой учета и первичного изучения археологических памятников можно познакомиться в статье Д. А. Крайнова «Археология и краеведение» (СА, 1957, № 3, стр. 270—275) и в брошюре П. А. Сухова «Археологические памятники, их охрана, учет и первичное изучение» (М.—Л., 1941).
  2. Г. 3. Школьный музей. Преподавание истории в школе, 1954, № 4; А. Ф. Родин. История родного села. М., 1954; В. С. Таранов. Школьная нумизматическая коллекция. Преподавание истории в школе, 1955, № 3, стр. 82; его же. Школьный историко-краеведческий музей. Преподавание истории в школе, 1956, № 2, стр. 73; И. 3. Озерский. Исторический музей в школе. Преподавание истории в школе, 1956, № 2, стр. 82; его же. Еще раз о школьном музее. Преподавание истории в школе, 1957, № Г, Л. Обухова. А. Смольников. Их имена. «Правда» за 11 января 1957 г.
  3. А. Ф. Родин. Ук. соч., стр. 148.
  4. См. также Ф. П. Коровкин. История древнего мира. М., 1955, стр. 78. С. И. Ковалев. История древнего мира. М., 1955, стр. 93.
  5. См. Д. Н. Никифорова. Наглядность в преподавании истории в 5—7-х классах средней школы. М., 1955.
  6. Н. М. Лосева. Терракотовая головка сатира из Фанагории. МИА, № 57, 1956, стр. 176.
  7. «Правда» от 25 мая 1940 г.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1983 Умер Павел Николаевич Шульц — советский археолог, специалист по археологии Крыма, исследователь Неаполя Скифского.
  • 2013 Умер Герман Мюллер-Карпе — немецкий историк, специалист по доисторической археологии. Получил известность как автор фундаментального многотомного иллюстрированного труда «Руководство по древнейшей истории».

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 08.12.2016 — 16:29

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика