Л.И. Шерстова — К вопросу о роли миграции в этнической истории Южного Алтая в XVII — первой половине XVIII вв.

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

Этническая история любого конкретного этноса на каждом этапе его развития неразрывно связана с особенностями хода этнических процессов, в том числе миграционных. В этой связи нужно учитывать то, что для подвижных, в частности скотоводческих обществ, сам тип хозяйства предопределял то значение, которые миграции имели в их истории и в формировании их культуры.

[adsense]

Определенное место в сложении современных этнических групп Южного Алтая занимают миграционные процессы, протекавшие в этом регионе в ХVII — первой половине ХVIII вв. Именно к этому периоду относится окончательное размежевание известных ныне групп населения (телеуты, теленгиты, алтай-кижи) и оформление их как самостоятельных этнических единиц.

История Южного Алтая начала ХVII в. неотделима от событий, происходивших в Центральной Азии в это время. Становление Джунгарского ханства, объединительная политика чоросского тайши Хара-Хулы и вызванные этим междоусобицы привели к оттоку части западно-монгольского населения в верховья Иртыша и юго-западные районы Горного Алтая. Изучение традиционных путей передвижения позволяет определить направление джунгарской миграции с верховьев Иртыша и Бухтармы, по их правым притокам на Коксу, Катунь, затем в Центральный Алтай. Острие джунгарской экспансии было направлено в район слияния Бии и Катуни и далее, вплоть до Северного Алтая.

Свидетельством проникновения джунгар в южные районы Горного Алтая является неоднократное упоминание русскими источниками некоего Матур-тайши. По документам 1676 г. он, «тайша черных колмаков (джунгар,- Л.Ш.), живет на р. Кан с 300 улусными людьми» и отправился»…в черные колмаки (Джунгарию,- Л.Ш.) к Кегеню-тайше против тайши тех же колмаков Чокура Убаши» (Спасский Г., 1823). В документе за 1688 г. опять говорится о Матур-тайше как об оставшемся на Кане и готовящемся идти к Телецкому озеру (Уманский А.П., 1980). Имеются отдельные упоминания о «чёрных колмаках» — джунгурах на русских картах ХVII — начала ХVIII вв. Подтверждением не только проникновения, но и достаточно долгого пребывания западных монголов в Алтайских горах является мощный пласт монгольско-калмыцких топонимов, сосредоточенных (более 60 %) в юго-западных и центральных районах Горного Алтая (Молчанова О.Т., 1979), т.е. на территории, непосредственно примыкавшей к Джунгарскому ханству. Появление монгольских имен Омбо, Черен, Наамжил, Болот — У южно-алтайских эайсанов вряд ли можно объяснить случайными контактами.

В связи с миграцией западных монголов возникает вопрос об этнической ситуации в этом регионе накануне миграции. К сожалению, этническая карта Южного Алтая рассматриваемого времени из-за отсутствия или малочисленности письменных и археологических источников изучена слабо. На основании разрозненных материалов можно, все же предположить существование здесь до начала ХVII в. довольно аморфной тюркоязычной общности, с которой связано формирование более поздних этносов: верхнеобских телеутов и чуйских теленгитов. Есть косвенные свидетельства, позволяющие судить об этих народах как о составных единой в прошлом тюркоязычной общности (Потапов Л.П., 1969; Суразаков С.С., 1932; Шерстова Л.И., 1935). Предположительно она может быть названа телеуто-теленгитской и локализована на обширных пространствах юга Горного Алтая. Начавшееся массовое передвижение западных монголов в этот регион рассекло некогда единую общность, привело, в свою очередь, к миграции части обитавшего здесь населения в Верхнее Приобье и окончательно определило этнические границы будущих теленгитов. Таким образом, Юго-Западный и Центральный Алтай отановится территорией, где скрещивались два основных миграционных потока — телеуто-теленгитский, направленный на запад, в степи (будущие телеуты), и ойрято-монгольокий — на север, в горные остепненные плато. Основой складывающейся в центре и на западе Алтайских гор тюркоязычной новой общности становятся оставшиеся автохтонные телеуто-теленгитские и пришлые западно-монгольские группы.

В русских источниках того времени население рассматриваемого региона именовалось как «урянхайские», «канские, каракольские» калмыки. К середине ХVIII в. относится упоминание о народе «каракол», живущем «при границе Кузнецкой» (Колывано-Куэнецкая линия.- Л.Ш.) «за горами Алтай» (т.е., в Южном Алтае) (Татищев В.Н., 1950). Сам же регион русскими источниками ХVII — первой половины ХVIII вв. именовался либо «кан-каракольской землицей» (Ядринцев H.М., 1885), либо «канской, каракольской волостью» (Потанин Г.H., 1866).

Очевидно, к середине ХVIII в. в Южном Алтае формируется особая этническая общность, в которой наряду с тюркским субстратом, определенную роль играли ойратские компоненты. Наследниками ее явились впоследствии алтай-кижи, сменившие этнонимы (каракол, калмык).

Сложение этой этнической общности, условно названной нами «кан-каракольской», позволяет по-иному оценить некоторые стороны политической жизни всего Горного Алтая середины ХVIII в. Основываясь на русских источниках, можно сделать вывод о смене к началу ХVIII в. телеутской гегемонии гегемонией канских, каракольских зайсанов. Именно последние (Мамый, Кутук), а не телеутские «князьки», находясь в феодальной зависимости от джунгарских ханов, собирали алман с других родоплеменных групп Саяно-Алтая. В свою очередь, зайсаны «кан-каракольской землицы» со времен Матур-тайши оказывали влияние на жизнь и политику джунгарского двора (Шерстова Л.И., 1985).

Возрастающая политическая независимость кан-каракольской землицы выразилась в процессе сосредоточения нескольких дючин под властью одного зайсана. Таковым в середине ХVIII в. стал Омбо. Пять дочин, сосредоточенных под его властью, насчитывали не менее тысячи человек (видимо, учитываются лица мужского пола; Потанин Г.H.. 1866). Отношения Омбо с администрацией Колывано-Кузнецкой линии были непростыми и далеко не всегда мирными. Для урегулирования вопросов, связанных с разбоем и грабежами, русские власти не раз посылали в Омбо своих представителей. Документы свидетельствуют о том, что командование линии преимущественно поддерживало отношения с одним зайсаном Центрального Алтая — «почтенным зайсаном Омбо». Последний, несмотря на свое джунгарское подданство, имел право свободного, самостоятельного общения с русскими властями.

Начавшиеся к 1750-м гг. цинские походы прервали процессы консолидации и оформления новой этнической общности, однако культурные традиции «кан-каракольцев» (прежде всего, в области духовной культуры) во многом определили этнографическую специфику будущих алтай-кижи, формирование которых (а, впоследствии и этноконфессиональное оформление этой народности) прямо связано с «кан-каракольской землицей». В частности, истоки такого важного, религиозно-идеологического феномена духовной культуры алтай-кижи, как «бурханизм, кроются в особенностях этногенеза и своеобразии сложения культуры «кан-каракольцев».

[adsense]

Таким образом, для этнического развития Южного Алтая в ХVII — середине ХVIII вв. миграционные процессы сыграли важную роль. В какой-то степени именно в результате этих миграций (телеутских, западно-монгольских) произошло окончательное размежевание и этноспецифическое оформление некоторых этнических групп Горного Алтая.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014