Саки

В первом тысячелетии до н. э. территорию Казахстана заселяли племена, носившие собирательное имя «саки». Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Приднепровье, и савроматов, — в нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов времени Кира и Дария I, греков эпохи Александра Македонского. В ахеменидских клинописных источниках сообщается о трех группах саков: саки-хаумаварга (саки, варящие напиток хао-му), саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки), саки-парадрайа (саки, которые за морем).

[adsense]

Для выяснения истории саков представляют интерес надписи царей Дария и Ксеркса, составленные на древнеперсидском, эламском и аккадском языках, а также свод книг зороастрийской религии древних иранцев «Авеста». Особое значение имеет пятый столбец Бехистунской надписи Дария I, надпись «а» из Накши-Рустема, тексты «е» из Персеполя и Суз того же Дария и так называемая «надпись о дэвах» Ксеркса.

Весьма ценны античные источники, преимущественно на греческом и латинском языках. Особо выделяется среди них труд Геродота. Наибольшее значение для истории Казахстана имеет четвертая книга, в которой собраны наиболее полные сведения о племенах Евразии. Ряд ценных данных по истории ахеменидского времени оставлен Ксенофонтом, Ктесием и позднейшими авторами Аррианом, Полиеном, Диодором, Полибием, Плинием, Птолемеем, Страбоном. Однако конкретная информация о саках, живших на территории Казахстана, в них невелика и отрывочна.

В наиболее ранних древнеперсидских клинописных текстах племена, населявшие Казахстан, названы общим именем «сака». Этот термин, в отличие от авестийского названия «туры», получил широкое распространение в иранских, греко-латинских, а затем и китайских источниках.

Геродот, как и большинство других греческих авторов, называл саков скифами, добавляя иногда термин «азиатские скифы». Но в греческих источниках есть и другие имена, не встречающиеся в ахеменидских клинописях: массагеты, савроматы, аргиппеи, аримаспы, ассии, пасианы, сакарауки.

Вопрос о размещении вышеназванных племен по данным персидских и античных источников на современной карте Казахстана и Средней Азии окончательно не решен. До недавнего времени в локализации заморских саков существовало две точки зрения. Согласно первой, их следует размещать к востоку от Приаралья — в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи. Основанием для этого вопроса послужила предложенная реконструкция второй половины пятого столбца Бехистунской надписи, в которой идет речь о маршруте похода Дария на саков. На основе сопоставления восстановленной части текста из Бехистуна, затем Накши-Рустемской и Персепольской надписей со сведениями античных источников сделано предположение о соответствии заморских саков и саков, «которые за Согдом», массагетам, даям, каспиям.

Была высказана и другая точка зрения, согласно которой под саками-парадрайа следует понимать европейских скифов, населявших территорию Причерноморья.

Походы ахеменидских царей Дария и его предшественника Кира II в страну саков и массагетов принадлежат к числу исторически установленных фактов. Геродот, подробно рассказывающий об этих событиях, помещает земли массагетов к востоку от Каспийского моря «по направлению к восходу солнца за рекой Араксом». Маршруты походов Кира и Дария спорны. Одни ученые считают, что Дарий, повторив маршрут своего предшественника, встретился с саками за Амударьей у Аральского моря, другие же полагают, что Кир сражался с массагетами за р. Узбоем (западный ныне высохший приток Амударьи), а Дарий переправился на землю саков в среднем течении Амударьи. Ясно одно, независимо от расхождения в мнениях, оба похода были направлены против племен саков и массагетов. Географически — это регион восточного Прикаспия и Приаралье от Узбоя до р. Сырдарьи включительно. Массагетский союз объединял, вероятно, и такие племена, как дербики, абии, апасиаки.

Рис. 4.2. Саки. Реконструкция М.В. Горелика

Рис. 4.2. Саки. Реконструкция М.В. Горелика

Существует также мнение, что саки-тиграхауда локализуются в Шаше, на Тянь-Шане и в Семиречье-Жетысу.

Севернее массагетов, по словам Страбона, «выше Меотиды» расселялись племена даев. Античные авторы помещают их на землях, принадлежавших, как писал ранее Геродот, массагетам. Все это говорит о том, что даи (дахи) первоначально занимали область севернее массагетов, либо входили в конфедерацию последних. Около середины III в. до н. э. даи появляются в юго-восточном Прикаспии, на границах Парфии, занимая на исторической арене место массагетов.

В древнеперсидских клинописных текстах ничего не говорится о племенах и народах, живших севернее саков, лишь в Авесте упоминается имя сайрима. Более подробная информация содержится в древнегреческих источниках, в которых говорится о савроматах, племени, возможно сопоставимом с сайрима.

Геродот среди племен, живших севернее скифов, называет аргиппеев.

Племена исседонов Геродот помещает к востоку от агриппеев. По рассказам исседонов, сообщает Геродот, выше них живут племена аримаспов и «стерегущих золото грифов». Племена аримаспов и грифов связывают с северо-востоком Казахстана и Алтаем, где находились крупнейшие для того времени золотые рудники. Можно предположить, что исседоны обитали в степях Центрального Казахстана.

В VIII — IV вв. до н. э. этническая и политическая карта Евразии отличалась большой пестротой. В это время складывались относительно устойчивые экономические, политические и культурные связи между близкими и отдаленными племенами, народами, государствами, нередко происходили и военные столкновения. У племен, населявших территорию Казахстана, такие взаимосвязи и контакты существовали с населением Средней Азии, Алтая, Сибири, Северной Монголии и Китая.

На юге саки еще в доахеменидское время были связаны с такими государственными образованиями, как «Большой Хорезм» и «Бактрийское царство», Ассирия и Мидия, а с середины VI в. до н. э. — Персия. Так, Кир заключил союз с саками и прибегал к их помощи во время войны с лидийским царем Крезом. Не удовлетворившись союзом, Кир решил покорить саков и массагетов. Завоевательные походы персов встретили ожесточенное сопротивление, поход Кира потерпел полную неудачу.

Завоевательные походы Кира в Средней Азии продолжал Дарий I. Ему удалось на время подчинить отдельные сакские племена, в том числе саков-хаумаварга и каспиев. Эти племена вошли в состав XV сатрапии империи Ахеменидов. Саки служили в войсках Ахеменидов. Часть их входила даже в личную гвардию персидского царя.

В конце VI — начале V вв. до н.э. на древнем Востоке назревали крупные политические события, связанные с началом греко-персидских войн. Отдельные сакские племена участвовали в этих войнах на стороне персов, в качестве союзников и наемников. В битве при Гавгамелах, например, участвовала легкая сакская конница.

В 30-е гг. IV в. до н. э. греко-македоняне под предводительством Александра Македонского разбили армию последнего Ахеменида, Дария III Кодомана, и вторглись в Среднюю Азию.

Вторжение греков встретило упорное сопротивление племен и народностей Средней Азии. В борьбе против войск Александра Македонского активно участвовали племена, населявшие в то время южные районы Казахстана, в частности, массагеты. Попытка Александра Македонского с войсками переправиться через Сырдарью закончилась неудачей — он был ранен сакской стрелой. Только после почти трехлетней ожесточенной борьбы греко-македонянам удалось на время подчинить народности Средней Азии. Сакские же племена, жившие за Сырдарьей, сохранили свою независимость.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014