Сахарова И.Г. О технике настила майоликовых полов

К содержанию 68-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Декоративное покрытие полов цветными майоликовыми плитками — один из древнейших и излюбленных приемов русских зодчих. Майоликовые полы известны в сохранившихся древних зданиях XI—XVIII вв., в виде фрагментов, отдельных плиток и их обломков, встречающихся при археологических раскопках. Плитки квадратной формы (рис. 55—1) и трех преобладающих расцветок (желтой, зеленой и коричневой) укладывались обычно под углом 45° к оси здания в шахматном порядке (рис. 55 — 3), образуя нарядную и красочную поверхность. Треугольные плитки (вполовину квадратных) заполняли образовавшиеся участки по краям вымостки. Из фасонных плиток выкладывались и более сложные орнаментальные части пола (рис. 55 — 4) 1.

Обычным способом укладки плиток считается посадка их на слой густого известкового раствора, положенный на плотный выровненный грунт основания. При этом плитки, имеющие скошенные книзу края (иногда с выступающим по краю тыльной стороны бортиком), вдавливались в раствор и оказывались сидящими как бы каждая в своем гнезде (рис. 55 — 2). Эта техника настила обеспечивает прочность майоликового пола.

При представлении, что этот способ укладки был единственным и что бывшая в употреблении плитка должна иметь на себе следы известкового раствора, археологов нередко приводят в смущение находки плиток или их обломков без следов раствора. В таких случаях предполагают, что плитки либо вовсе не были в употреблении, либо крепились, например, на глиняном растворе, либо относились к убранству стенных панелей, причем и здесь вопрос об их креплении остается неясным.

Полагаем, что публикуемые ниже данные, скорее «этнографического» характера, поскольку они относятся к очень позднему времени, интересны и для решения некоторых вопросов древнерусского декоративного искусства. Речь пойдет об архитектурных памятниках XVIII в. в Поволжье, где очень старые строительные традиции и в каменном, и в деревянном зодчестве держались до весьма поздней поры.

При исследовании памятников XVII—XVIII вв. по обломкам, найденным в культурном слое, и по сохранившимся остаткам полов установлено применение особых майоликовых плиток. Это близкие к квадрату плитки (размером 218—225 мм) преобладающих, как и в древности, расцветок — желтой, зеленой. По их конструкции будет точнее называть эти плитки изразцами, ибо они при толщине борта 34—42 мм пустотелы и имеют, как изразцы, глубокую румпу, так что на долю лицевой пластины приходится 15—18 мм (рис. 55 — 5).

Рис. 55. Приемы укладки майоликовых плиток.

Рис. 55. Приемы укладки майоликовых плиток.

Такие изразцы из красножгущейся глины были обнаружены при разборке церкви Благовещения (1701 г.) в г. Юрьевце. Их размер — 220 X 225—230 мм, высота румпы — 40—42 мм. Они покрыты желтой и светло-зеленой эмалью. Изразцовый пол был только в четверике (основном помещении для молящихся) и апсиде; он переложен в позднее время на цементном растворе, причем в апсиде цветовой порядок сбит: желтые и зеленые изразцы расположены случайно, но все же под углом 45° к оси четверика.

В том же г. Юрьевце в церкви Богоявления (1726 г.; сейчас в этом здании помещается Краеведческий музей) пол паперти и первого этажа колокольни был выложен изразцами такого же типа и примерно тех же размеров (210—215 X 220—230 мм); их расцветка разнообразнее: белая эмаль, желтая двух оттенков, зеленая — трех. Однако и здесь пол переложен на цементе. Первоначально изразцами были выложены полы четверика, апсиды (и, может быть, трапезной); при чинках же, вероятно, добавили изразцы других оттенков. В начале XX в. при перестилке пола трапезной, приделов, четверика и апсиды метлахской плиткой выстлали вынутыми старыми изразцами полы паперти и колокольни, где их уложили не по диагонали, но параллельно стенам. Однако шахматное чередование белых и зелено-голубых изразцов было сохранено, как и кайма из желтых изразцов по краям; из желтых или зеленых изразцов производилась чинка выпадов.

При разборке церкви Казанской божьей матери в г. Юрьевце (1757 г.) в четверике и апсиде встречены аналогичные по размеру и конструкции изразцы желтого и светло-зеленого цвета. В Юрьевце же известны отдельные находки подобных изразцов. Так, на Георгиевской горе обнаружены осколки изразцов с желтой эмалью. На территории «белого города» (вы-строенного в 1662 г. по указу царя Алексея Михайловича) найдены фрагменты желтых и зеленых изразцов, очевидно, из более поздних построек.

О применении подобных изразцовых покрытий полов в других пунктах Среднего Поволжья свидетельствуют отдельные находки. Так, в развалинах церкви XVIII в. в с. Катунках на Волге, ниже Юрьевца, встречены куски таких же плоских изразцов. Фрагменты изразцов желтого цвета обнаружены (при реставрационных работах) в культурном слое у стен кремля в г. Горьком. При разборке церкви Воскресения (1717 г.) в г. Пучеже также собраны осколки плоских желтых и зеленых изразцов описанного типа. Здесь изразцовый пол был только в четверике и алтаре; пол же паперти и трапезной вымощен «в елку» маломерным кирпичом (51 X 113 X 253 мм).

Приведенный материал показывает, что в Среднем Поволжье прием устройства майоликовых полов был, действительно, широко распространен вплоть до XVIII в. Изразцовый пол украшал важнейшие части храма — алтарь и четверик. Цвет изразцов и система их диагонально-шахматной выстилки очень близки системе майоликовых полов домонгольского времени, которые, несомненно, были, в частности, и в храмах XIII в. в Нижнем Новгороде и могли быть известны позднейшим поволжским зодчим. Находка подобных описанным (но с менее глубокой румпой) изразцов около Никитской церкви в г. Балахне XVII в., а также применение их в виде настенных цветных вставок в ряде старых зданий Балахны XVIII в. позволяют предположить, что центром их изготовления была Балахна, где еще в XVI—XVII вв. развилось изразцовое производство.

Счастливая случайность позволила нам наблюдать подобный майоликовый пол в первоначальном виде в храме одного из глухих селений Юрьевецкого района. В Никольской церкви с. Елнать (1769 г.) пол четверика и апсиды выложен изразцами размером 218—220 X 220—225 мм с румпой высотой 34—42 мм и лицевой пластиной толщиной 15—18 мм, изготовленными из красножгущейся глины и покрытыми эмалью желтого и светло-зеленого цвета. Изразцы треугольной формы изготовлялись из просушенных квадратных, которые разрезали по диагонали и оправляли им кромку. Поэтому румпы на диагональной стороне нет и на срезе заметны затеки эмали. Изразцы уложены в шахматном порядке под углом 45 к стене, как это было и в XII в. (рис. 55 — 3). Положены они на слой утрамбованного песка толщиной 5—6 см, под которым — плотный слой щебенки (8—10 см) с тонкой известковой смазкой (рис. 55 — 6). Изразцы лежали очень прочно.

Любопытно, что этот прием посадки покрытия не на раствор, а на сухой слой подсыпки сохранялся и при других видах материала покрытия. Так, в упомянутой Воскресенской церкви в Пучеже настил кирпичного пола был сделан на песчаной подушке, которая нанесена на слой щебенки, политой известковым раствором. Новый пол из чугунных плит (1829 г.) того же храма положен на плотном слое белых опилок по слою щебенки.

Благодаря подобной системе укладки пола изразец или плитка оставались совершенно чистыми. При традиционности и древности декоративного приема майоликовых полов можно, почти не сомневаясь, предполагать, что техника укладки плиток на песчаной подушке существовала, в частности, и во Владимирской Руси XII—XIII вв.

К содержанию 68-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Notes:

  1. Н. Н. Воронин. Древнее Гродно. МИА, № 41, 1954, рис. 60.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 01.02.2016 — 20:37

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014