Роль археологии в этногенетическом исследовании

Возможности археологического исследования в этом направлении практически безграничны, так как история человечества началась с изготовления орудий труда, а древнейшие образцы их дошли, как известно, до настоящего времени и подвергнуты обстоятельному изучению. Таким образом, в материалах археологии как раз и представлены те древнейшие эпохи истории человечества, в которые с трудом проникают этнография и языкознание. Одно это обстоятельство само по себе обусловливает их пепреходящую этногенетическую ценность.

[adsense]

Полнота находящихся в распоряжении исследователей археологических данных и возможность их использования в этногенетических целях зависят, помимо количества раскопанных памятников, от широты их хронологического диапазона. Чем больший хронологический отрезок охватывает наличный материал, тем проще уловить преемственность между отдельными этапами, тем легче, следовательно, ставить и разрешать вопросы о местном или пришлом происхождении отдельных комплексов и их относительной хронологии. Разумеется, и широкий территориальный охват повышает достоверность и плодотворность сопоставлений. Кроме того, он дает возможность картографировать отдельные типологические особенности инвентаря и осуществить переход от типологического изучения данных комплексов к анализу их распространения в пространстве 1.

В общем все эти задачи легко решаются, когда накоплен достаточный материал. В тех же областях, где его еще мало, такое состояние представляет собой временное явление и при надобности может быть легко преодолено при определенной затрате времени, сил и т. д. Иными словами, неполнота фактических данных в любой области археологии — временный этап, не зависящий от ее характера.

Гораздо более бесперспективна выборочность археологических данных, проистекающая из специфики раскапываемых памятников. В результате трагической гибели Помпеи и Геркуланума, консервирующего действия пепла и лавы, донесшего до нас в целости древние постройки, одежду,, утварь, даже пищу — одним словом, всю полноту материальной культуры населения древнего города, в распоряжение археологов поступил уникальный материал. Обычно древние поселения прекращают свое существование внезапно вследствие завоевания врагом и разграбления, а чаще всего пожара. Ясно, что при этом большинство жилых и хозяйственных построек вместе с содержащимися в них предметами быта гибнет, а то, что остается, представляет собой случайную выборку. В том же случае, если поселение функционирует достаточно долго, последующие поколения уничтожают следы жизни предыдущих, что также не способствует сохранению археологического инвентаря более древних эпох. Правда, иногда и раскопки многослойных поселений дают прекрасные результаты.

Стоит вспомнить интересную попытку определения этнической принадлежности древнего населения Москвы на основании анализа археологического материала, полученного при раскопках Кремля 2. Но в целом такие удачи немногочисленны.

Еще более выборочны археологические материалы, представляющие собой результат курганных раскопок. Начать с того, что обычай трупосожжения был широко распространен в эпоху железа во многих областях.

Правда, в настоящее время делаются попытки использовать для археологического анализа и погребения с трупосожжением 3, но они пока не выходят за рамки интересных в методическом отношении, но спорных предположений. Совершенно очевидно, что получающаяся при этом анализе информация всегда будет очень ограниченной. Далее, погребения могут быть лишены полностью погребального инвентаря. Пример тому — могильники такого типа в Туве, которые именно по этой причине долго не могли быть датированы 4. Сам по себе этот факт свидетельствует о том, что стремление обеспечить покойника в загробной жизни всем необходимым не являлось всеобщим и иногда заменялось иными идеологическими представлениями. По инвентарю, который попадал в погребение, можно, следовательно, судить лишь о некоторых категориях вещей. Это не значит, что им нельзя пользоваться в этнографических целях. Многочисленные и успешные попытки установления связи различных групп курганных могильников с летописными восточнославянскими племенами, начатые А. А. Спицыным 5 и продолженные советскими археологами, опровергают любой нигилизм по отношению к курганным древностям.

В конце концов многие громадные разделы археологии построены на изучении курганных памятников. Но данные, на которых основаны эти исследования, остаются неполными.

Другой важный факт — неразработанность критериев для выделения этнических общностей на археологическом материале 6. Обычно единственным критерием использования какой-либо типологической особенности археологического инвентаря в качестве этнического определителя
является ее закономерное географическое распределение. Но это обстоятельство при всей своей важности не является решающим. Ведь хозяйственно-культурные типы, как мы знаем по этнографическому материалу, также характеризуются закономерным географическим распределением, но они не совпадают с этническими общностями. Так и па археологическом материале: прежде чем класть какой-то признак в основу генетической классификации, следует доказать саму возможность выделения этнических единиц с помощью этого признака, что делается не всегда.

В целом проблема далека от своего окончательного решения.

Не спасает положения, хотя во многих случаях и исправляет его, широкое сопоставление археологических и этнографических данных, которое сейчас прочно вошло в практику советских археологических исследований. Происходило это потому, что значение тех или иных особенностей в культуре в качестве этнических определителей меняется от эпохи к эпохе и в разных конкретно-исторических условиях. Поэтому результаты этнографических штудий, если даже они были бы более обнадеживающими, нельзя безоговорочно распространять на археологические материалы.

Не приходится сомневаться в тесной связи археологии и этнографии. Определенно можно сказать, что археология — это этнография, опрокинутая в прошлое. Но она напоминает этнографию, из которой полностью исключены любые представления о народе, этнографию, в которой нет людей, а остались только предметы быта, хозяйственные орудия, постройки — одним словом, материальная культура в широком смысле слова. Сила археологии в том, что она одна из всех перечисленных
дисциплин непосредственно проникает в прошлое, слабость — в том, что она находит там лишь искаженные и неполные отражения этнических процессов древности. Про археологический материал вряд ли можно сказать, что он «нем», как это делает Ф. П. Филин. Однако несомненно, что этот материал говорит «полушепотом».

Notes:

  1. См., напр.: Монгайт А. Л. Задачи и возможности археологической картографии
    Сов. археология. 1962. № 1.
  2. Рабинович М. Г. Об этническом составе первоначального населения Москвы Сов. этнография. 1962. № 2.
  3. Chochol J. Anthropologicky rozbor ludskych zarovych pozustatku z luzickych pohfebist v VJsti nad Labem — Stfekove II a v Zirovicich, okr. Cheb. // Plesl E. Luzic.ka kultura v severozapadnich Cechah. Pr., 1961; Алексеева Т. И. Антропологический анализ костных остатков из могильников с трупосожжениями черняховской культуры // Сов. археология. 1975. № 1.
  4. Грач А. Д., Нечаева Л. Г. Краткие итоги исследований археологического отряда ТКЭИЭ // Учен. зап. Тувин. науч.-исслед. ин-та языка, лит. и истории. Кызыл, 1960. Вып. 8.
  5. Спицын А. А. Расселение древнерусских племен по археологическим данным // Журн. М-ва нар. просвещения. 1899. № 8.
  6. Каменецкий И. С. Археологическая культура — ее определение и интерпретация // Сов. археология. 1970. № 2; Клейн Л. С. Проблема определения археологической культуры // Там же.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.09.2015 — 19:10

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014