Рикман Э.А. Прядение и ткачество у племён черняховской культуры днестровско-прутского междуречья

К содержанию 128-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Установление различий между ремеслом и домашним производством, оценка состояния последнего помогают определению места домашних занятий в системе хозяйства и уточнению представлений об общественном строе. Ниже делается попытка разобраться в этом вопросе по отношению к племенам черняховской культуры первых веков н. э.

Об использовании шерсти в качестве сырья и о наличии мастеров, изготовлявших из нее ткань, у готов IV в. н. э., входивших в число носителей черняховской культуры Поднестровья и нижнего Подунавья, а, вероятно, и у других племен, обитавших одновременно с готами в упомянутом районе, можно заключить из того, что в готском языке, судя па библии Ульфилы, имелся специальный термин для обозначения «валяльщика шерсти» 1. Судя по этому свидетельству, именно шерсть была основным видом сырья при изготовлении ткани.

Пряжу черняховцы пряли, видимо, и из льна, как это практиковалось более ранними карпскими племенами, что известно по находке ткани в Оборочень (у Ясс), относящейся к рубежу II и III вв. н. э. 2

Для расчесывания пряжи пользовались небольшими железными гребнями с треугольными и овальными ручками, один из которых найден на селище Кобуска Веке, а второй — вместе с двумя пряслицами — в погребении 33 могильника Ханска-Лутэрия. Такое сочетание находок подтверждает мнение о применении железных гребней в изготовлении пряжи. Близкие по форме и аналогичные по назначению гребни довольно широко распространены на поселениях черняховской культуры 3.

Пряслица — грузики из глины, редко — камня, ускорявшие вращение веретен при прядении, найдены на всех селищах, где производились раскопки, и на многих памятниках, обследованных разведками.

Особенно много (70) пряслиц найдено в Будештах. Представлено подавляющее большинство форм. Орудия прядения и шитья были в 30 женских погребениях. Пряслица найдены в 20 погребениях (причем в восьми погребениях — по два пряслица), в четырех жилищах из девяти раскопанных; иглы или игольники (иногда вместе) , были в 13 погребениях и в двух жилищах. В могильнике Малаешты пряслица были обнаружены в четырех погребениях (в одном — два пряслица), игла — в одном погребении. Таким образом, в Будештах и Малаештах рассматриваемые орудия находились соответственно в 16 и 25% от общего числа женских погребений.

Уже количество пряслиц указывает на распространенность прядения и соответственно ткачества. Массовость применения пряслиц подтверждается тем, что их большей частью формовали на гончарном станке, судя по четким формам и по правильности окружностей. Пряслица сделаны из хорошо отмученной глины без видимых примесей, имеют ту же обработку поверхности и тот же обжиг, что и керамика 4.

Пряслица наряду с керамикой относятся к числу массовых изделий, сделанных мастерами-ремесленниками по немногим образцам. Форма пряслица обычно стандартная. Типологически они различаются по основной геометрической форме, виды определяются изменениями этой формы, а разновидности — по способу обжига и орнаментации.

Тип. I. Пряслица, в основе формы которых — фигура из двух конусов, соединенных основаниями.

Вид А. Пряслица из конусов одинаковой величины. Подразделяются ка разновидности по цвету: красные (в Будештах — четыре пряслица) и серые (в Малаештах — три, в Делакэу — три, в Комрате — одно). В Комрате два таких пряслица покрыты орнаментальными радиальными желобками.

Вид Б. Пряслица в виде двух усеченных конусов, сложенных основаниями. Подразделяются на пять разновидностей: а) серые гладкие пряслица простой усеченно-биконической формы (в Будештах — пять пряслиц, в Малаештах — одно, в Комрате — одно, в Петриканах — одно, в Собарь — одно);
б) пряслица красные гладкие той же формы (в Будештах семь пряслиц);
в) серые гладкие пряслица, оба основания которых имеют вдавления (в Будештах — 20 пряслиц, в Малаештах — 2, в Балцаты II — 3, в Комрате — 2, в Загайканах — 1, в Собарь — 2); г) красные гладкие пряслица той же формы (в Будештах — 20 пряслиц, в Комрате — 2, в Балцаты II — 2); д) серые гладкие пряслица, усеченно-биконические с вдавленными основаниями, украшенные по тулову косыми орнаментальными врезными линиями (в Будештах — два пряслица).

Пряслица этого вида количественно преобладают над всеми остальными (72 из 108).

Вид В. Пряслица серого цвета, составленные из двух конусов, один из которых меньше второго; он усеченный со вдавленным основанием. Именуются иногда грибовидными. Типичны для сарматских памятников (в Балцаты II — одно пряслице, в Комрате — одно).

Тип II. Пряслица, в основе формы которых лежат невысокие цилиндры или диски. Пряслица относятся к одному виду, который делится на две разновидности. Первая — объединяет пряслица серые гладкие (в Будештах — восемь пряслиц, в Балцаты I — два, в Балцаты II — два, в Делакэу — одно), вторая — красные гладкие (в Будештах — четыре пряслица). Распространены были и дисковидные самодельные пряслица из черепков амфор и других сосудов (в Комрате — одно пряслице, в Загайканах — два, в Делакэу — одно, в Собарь — одно). Своеобразно гладкое пряслице, представляющее собой ограненный шар (в Будештах — одно пряслице).

На многих селищах найдены конусообразные, усеченно-пирамидальные четырехгранные или призматические (Гидигич) глиняные обожженные и необожженные (Делакэу) грузила с отверстиями, использовавшиеся для натягивания нитей вертикального ткацкого станка, причем в грузила сначала продевали петлю из тонкой веревки, ниток или ремешка и уже к петле прикреплялись концы основы. Запас основы в виде узлов из нитей находился внизу нитей у петель 5. Нити подвязывались сверху к горизонтальной планке станка. Глиняные грузила различны по величине к весу. Очевидно, они применялись для натягивания нитей разного диаметра, предназначенных для тканей разной толщины. В наземных жилищах селищ Будешты, Загайканы, Комрат, Мырзешты 6 и в землянке, раскопанной на селище Делакэу, обнаружены скопления грузил там, где некогда находились ткацкие станки. В той же землянке в Делакэу найдены обугленные планки — остатки деревянных конструкций ткацкого станка.

Кроме тканых были и плетеные изделия. Об этом можно судить па находкам цилиндрических обоюдоострых иголок или спиц для плетения и вязки (в Будештах три иглы, в Делакэу — одна). Ткачеством и вязанием занимались в обычных жилищах, а не в общинных постройках.

Для разглаживания готовых тканей применялись, как полагают 7, так называемые коньки со срезанным и заполированным основанием, сделанные из длинных костей ног лошади. «Коньки» найдены на селищах Будешты, Делакэу, Комрат.

О тканях можно судить по обрывкам, найденным в погребении 57 могильника Будешты и на селище Делакэу, а также по отпечаткам ткани на обломках глины и сосудах из селищ Лукашевка — Пачина, Собарь, Загайканы. Судя по этим данным, у черняховцев были грубые и тонкие ткани из шерсти и растительного волокна. Остатки полотна разной толщины обнаружены в Оборочень.

Нити ровные, одинаково хорошо скручены. Переплетение нитей полотняное — «крест-накрест» (Будешты, Собарь, Загайканы, Делакэу) и диа¬гоналево-саржевое (Лукашевка — Пачина, Собарь) 8. Грубое полотно была наиболее распространено у племен черняховской культуры. Обрывок его найден также в Масловском могильнике (Кировоградская область УССР) 9.

Распространенность портняжного дела подчеркивается находками на памятниках Малаешты и Будешты бронзовых и железных иголок современного типа, иногда находимых в цилиндрических игольниках-футлярах, сделанных из трубчатых птичьих костей. О том же говорит наличие в библии Ульфилы готских слов для обозначения «полотна», «плаща» 10.

Изложенные выше данные свидетельствуют, что наряду с производствами, носившими ремесленный характер, гончарством, бронзолитейным и металлургическим делом, обработкой кости, у племен черняховской культуры были широко распространены специализированные женские домашние производства — прядение, ткачество и портняжное дело, представленные большим числом находок. Судя по условиям обнаружения упомянутых выше орудий в обычных семейных жилищах и индивидуальных могилах, рассматриваемые занятия — индивидуальные или семейные. Нет свидетельств о совместном, коллективном характере этих занятий в отличие от того, что наблюдается в период средневековья 11.

В позднеантичном мире ткачество, как у черняховцев, было домашним производством, и его технический уровень не превосходил таковой у упомянутых племен. Об этом заключаем по сходству найденных, например на Боспоре, орудий труда и остатков ткани 12 с тем, что известно у черняховцев.

К содержанию 128-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Notes:

  1. А. Р. Корсунский. О социальном строе вестготов в IV в. ВДИ, 1965, № 3, стр. 57.
  2. I. Vlad. Cercetari asupra tesaturii gasite in vasul cu tezaurul de monede de la Oboroceni (r. Pascani, reg. Jasi). AM, V. Bucure^ti, 1967, p. 130.
  3. Э. А. Сымонович. Железные гребешки с поселений черняховской культуры. «Славяне и Русь». М., 1968, стр. 174.
  4. Э. А. Рикман. Памятник эпохи великого переселения народов. Кишинев, 1967. сто. 19.
  5. В. Ф. Гайдукевич. К вопросу о ткацком ремесле в Боспорских поселениях. МИА, № 23, 1952, стр. 405. С мнением об использовании таких грузил главным образом для рыбацких сетей нельзя согласиться (Н. А. Онайко. О фанагорийских грузилах. МИА, № 57, 1956, стр. 154—160), 1952, стр. 405. С мнением об использовании таких грузил главным образом для рыбацких сетей нельзя согласиться (Н. А. Онайко. О фанагорийских грузилах. МИА, № 57, 1956, стр. 154—160).
  6. Г. Б. Федоров. Население Прутско-Днестровского междуречья в I тыс. н. э. МИА, № 89, 1960, табл. 18, 21.
  7. С. А. Семенов. Первобытная техника. МИА, № 54, 1957, стр. 225—226.
  8. При определении тканей я пользовался консультацией А. В. Ефимовой и М. Н. Агвинсон в отделе тканей ГИМ (Москва).
  9. В. П. Петров. Масловский могильник на р. Товмач. МИА, № 116, 1964, рис. 8, 3.
  10. А. Р. Корсунский. Указ. соч., стр. 57.
  11. Б. А. Рыбаков. Ремесло древней Руси. М., 1948, стр. 186.
  12. И. Т. Кругликова. Боспор в позднеантичное время. М., 1966, стр. 174.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика