Развитие отставших народов в новейшее время

К содержанию учебника «История первобытного общества»

Новый этап в развитии народов, стоящих на различных ступенях разложения общинно-родового строя, открыла Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало эпохе социалистических и национально-освободительных революций. Еще на II конгрессе Коммунистического Интернационала В. И. Ленин призвал «установить и теоретически обосновать то положение, что с помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к коммунизму, минуя капиталистиче-

Работа индейцев на рудниках. Гравюра XVI в

Работа индейцев на рудниках. Гравюра XVI в

скую стадию развития». В ходе социалистического строительства в СССР было доказано, что при благоприятных условиях к социализму могут перейти даже народы, не достигшие ступени классового общества. Многие народы Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР, представлявшие в прошлом патриархальный уклад сперва в феодальной, а затем в капиталистической царской России, с помощью передовых народов страны сумели осуществить социалистическую перестройку своего хозяйства, культуры и быта. Тем более осуществимым оказалось это для многих народов Южной Сибири, Северного Кавказа, Средней Азии, живших в большинстве своем патриархально-феодальным строем. Переход отсталых в прошлом народов СССР к социализму был осуществлен на строго научной основе: советские этнографы и историки провели большую работу по изучению архаических традиций у этих народов и помогли отделить положительное достояние — от того, что мешало их продвижению вперед.

[adsense]

В наши дни национально-освободительное движение в странах Африки, Азии, Латинской Америки, Океании привело к распаду колониальной системы империализма. Значительную часть населения молодых суверенных государств составляют отставшие в своем развитии племена и народности, в экономике которых преобладают патриархальные или патриархально-феодальные черты. В большинстве новоразвивающихся стран сохранились мелконатуральный и мелкотоварный социально-экономические уклады, большесемейные и соседско-общинные отношения, остатки родовых и племенных связей. Одни из молодых государств становятся на капиталистический, другие — на некапиталистический путь развития. Однако всем им в ходе государственного, экономического и культурного строительства приходится сталкиваться с многочисленными явлениями, характерными для первобытнообщинного строя, и оценивать их роль. Особенно актуальна эта задача для государств Тропической Африки, во внутренней жизни которых заметную роль играют родо-племенная солидарность и племенная рознь, влияние вождей и деятельность мужских союзов, всевластие родо-племенной идеологии и другие родо-племенные институты и традиции, получившие название трибализма. В последние годы в большинстве государств Тропической Африки, и особенно в тех из них, которые стремятся быстрее преодолеть свою отсталость на некапиталистическом пути развития, все определеннее вырабатывается отрицательное отношение к трибализму, плохо сочетающемуся, например, с принадлежностью к политическим партиям или профессиональным союзам. В то же время многие ученые и государственные деятели Африки считают, что некоторые общинные порядки, как, например, традиции взаимопомощи, могут сыграть положительную роль в кооперировании сельского хозяйства или промыслов.

Перед человечеством еще стоит задача уничтожения последних остатков колониализма и действенной помощи многим отставшим в своем развитии, живущим доклассовым и раннеклассовым строем народам.

К содержанию учебника «История первобытного общества»

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 30.10.2014 — 14:43

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014