Разделение умственного и физического труда

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

В процессе разложения первобытнообщинного строя началось выделение профессионального умственного труда. В число таких профессионалов прежде всего вошли лица, занятые организаторско-управленческой деятельностью, главари и вожди общин и племен, которые в связи с усложнением хозяйственной и социальной жизни стали сначала частично, а затем и полностью освобождаться от непосредственного участия в производстве. Такую же возможность получили и другие представители правящей верхушки — военачальники и жрецы. Постепенно процесс разделения умственного и физического труда шел дальше, захватывая различные области культурной деятельности. Выдающиеся певцы, сказители, постановщики театрализованных мифологических представлений, знахари, знатоки обычаев, а до известной степени и мастера прикладного искусства получали возможность жить за счет преимущественно умственного труда. Их содержали как община в целом, так и в особенности правящая верхушка, начавшая использовать различные виды духовного творчества для укрепления своей власти над народом.

Судья-индеец. Племя черноногих. Северная Америка

Судья-индеец. Племя черноногих. Северная Америка


Многие сказители, знатоки обычаев и другие профессионалы тяготели к вождям, становились их прихлебателями. Другие, напротив, оставались с народом и своим мастерством помогали ему в борьбе с развивавшейся эксплуатацией и произволом. Но каковы бы ни были ценностные ориентации этой древнейшей интеллигенции, сам факт выделения профессионального умственного труда, как и другие виды специализации, в огромной степени способствовал развитию и обогащению духовной культуры.

Возникновение письменности

Апогеем развития духовной культуры первобытного общества, а вместе с тем и одной из наиболее четких граней, отделявших его от классовых цивилизаций, было создание упорядоченной письменности. Как правило, это происходило путем постепенного превращения пиктографической «предписьменности», передававшей лишь общий смысл сообщения, в идеографическое, или логографическое письмо, в котором строго фиксированные знаки обозначали отдельные слова или, как в наших ребусах, их знаменательные слоги. Таково древнейшее так называемое иероглифическое 1 письмо шумеров, египтян, эламитов, критян, китайцев, майя и других народов. Позднее из идеографического письма возникли более развитые слоговые и буквенно-звуковые (алфавитные) системы письменности, почти полностью лишившиеся картинного характера первоначальной письменности. Идеография удержалась лишь в Китае.

Древнейшая иероглифическая надпись майя. Лейденская таблица

Древнейшая иероглифическая надпись майя. Лейденская таблица

Возникновение упорядоченной письменности было связано с потребностями формировавшихся классовых обществ и государств, нуждавшихся в организации деловой и официальной переписки, записи религиозных ритуалов, норм поведения, деяний правителей. В отличие от общедоступной примитивной
пиктографии идеография требовала длительного специального обучения и была недоступна широким массам. Более того, хранители идеографии (а очень часто, вероятно, и создатели) — жрецы на первых порах держали ее в строгой тайне и окружали мистическим ореолом. Во многих раннеклассовых обществах письменность была привилегией жрецов и знати. Однако и в их руках она отныне стала новым мощным средством накопления и передачи знаний, новым орудием развития культуры.

Древнейшие идеографические системы возникли в 4 тысячелетии до н. э. в Шумере и Египте. Они обнаруживают некоторое сходство между собой и с другими идеографическими системами Старого Света, в особенности с протоиндийской и крито-минойской. Поэтому многие зарубежные исследователи диффузионистского направления считают, что первоначально идеография возникла в одном месте, скорее всего в Шумере, и распространилась отсюда в другие очаги цивилизации. Однако сторонники теории конвергентного возникновения письменности объясняют это сходство идентичностью отраженных в идеограммах реальных объектов внешнего мира, например людей, частей человеческого тела, животных. Следует думать, что по крайней мере в нескольких культурных центрах древности — Шумере, Египте, Китае, Месоамерике — письменность появилась конвергентно на пороге возникновения здесь классов и государства. В других случаях вступавшие на этот порог народы заимствовали письменность у соседей. Бывало, впрочем, что народы (например, некоторые народы Тропической Африки) входили в классовое общество бесписьменными и развивали ее (или заимствовали у соседей) уже в условиях ранней государственности.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

В этот день:

Дни смерти
1969 Умер Пётр Петрович Ефименко — российский и советский археолог, исследователь палеолита.
1985 Умерла Гертруда Катон-Томпсон — исследовательница доисторической эпохи Зимбабве, Йемена, египтолог.
2002 Умер Тур Хейердал — норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 30.10.2014 — 14:32

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014