Ранний железный век (вне зоны античных государств и восточных цивилизаций (важнейшие культурно-исторические общности и области)

К оглавлению книги / К следующей главе

Вследствие широкой распространенности и сравнительной легкости разработки железных руд бронзолитейные центры постепенно утрачивали монополию на производство металла. Многие ранее отсталые территории, бедные медными рудами, используя железные руды, стали догонять по своему технологическому и социально-экономическому уровню традиционные очага цивилизации. Соответственно изменилось районирование ойкумены. Если для энеолита и бронзового века основным культурообразующим фактором являлась дифференциация по металлургическим зонам (провинциям), имеющим определенные центры и периферийные территории, то в раннем железном веке более важным стало дробление ойкумены на такие культурно-исторические общности и области, в формировании которых решающую роль играют этноязыковые, политические, хозяйственно-культурные и природные факторы. В рамках каждой такой культурно-исторической общности/области группируются различные народы, как правило живущие в относительно сходных природных условиях и, соответственно, объединенные определенными формами хозяйства, быта, материальной культуры, что проявляется в возникновении групп похожих археологических культур. Во многих случаях на основании данных палеолингвистики и письменных источников можно говорить и о доминировании в рамках конкретных культурно-исторических обшностей определенного этноса или нескольких близкоязычных этносов.

Так, начало железного века на территории лесных пространств Западной и Средней Европы (вне зоны античной цивилизации) связано прежде всего с так называемой гальштатской эпохой, поскольку в этом регионе бронзовый век сменяется эпохой железа первоначально только в районе гальштатской культурно-исторической общности. Последующее развитие древних культур на указанной территории в раннем железном веке происходит в условиях доминирования латенской культурно-истсрической общности. Именно поэтому ранний железный век Западной и Средней Европы рассматривается ниже на примере этих общностей.

В Восточной Европе и шире, на территории, совпадающей с территорией бывшего СССР, расположение основных культурно-исторических общностей и областей раннего железного века еще более отчетливо соответствует природной зональности. В степном поясе Евразии, протянувшемся в широтном направлении от Нижнего Придунавья до Байкала и Монголии, в раннем железном веке сначала доминирует обширная кочевническо-скотоводческая скифо-сибирская культурно-историческая область (так называемый «скифо-сибирский мир»), а после ее исчезновения здесь складывается пелый ряд генетически связанных с нею кочевническо-скотоводческих сообществ, находившихся преимущественно под влиянием сарматских и хуннских (раннегуннских) племен. Соответственно, исследователи говорят о двух последовательных эпохах в истории степной полосы Евразии, условно именуя их «скифской» и «сарматской» (или «сармато-гуннской»). Напротив, для развития оседлого населения скотоводческо-охотничьих и скотоводческо-земледельческих сообществ лесной зоны Восточной Европы, Урала и Сибири, несмотря на их контакты с лесостепной и степной зоной, не характерна столь резкая смена культурно-политических эпох. Наконец, оседлое земледельческо-скотоводческое население лесостепной зоны Евразии, занимая промежуточное положение, находилось в тесном контакте как с лесными, так и со степными племенами. Соответственно, в некоторых районах (в частности, в Восточной Европе и в Минусинской котловине) население лесостепи в культурно-политическом отношении входило в «скифо-сибирский мир», а в последующем оказалось под сарматским и хуннским влиянием; в других районах жители лесостепи составляли единые культурные сообщества с лесными племенами (например, в Зауралье и Западной Сибири) или же образовывали собственные культурные области.

Ниже характеризуются крупнейшие культурно-исторические общности и области Евразии эпохи раннего железа. Исходя из изложенной в «Предисловии» концепции настоящего учебника, территории древних цивилизаций не затрагиваются, причем особое внимание уделяется территории бывшего СССР.

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В ЗАПАДНОЙ И СРЕДНЕЙ ЕВРОПЕ

Гальштатская культурно-историческая общность и зона ее влияния

Эта общность в период своего расцвета занимала значительную территорию, имела полиэтничный характер и состояла из ряда самостоятельных археологических культур.
Гальштатская культура как таковая возникла еще в конце II тыс. до н.э., в эпоху позднего бронзового века, на территории Верхнего и Среднего Придунавья и Северо-Западных Балкан.

Основу формирования гальштатской культуры составили расселившиеся на указанной территории племена, говорившие на языках индоевропейской семьи, к тому времени уже раздробившейся на ряд языковых групп. Одна из таких групп, соответствующая истокам гальштатской общности, некоторыми историками и лингвистами именуется «древнеевропейской» и соотносится с памятниками «культуры курганных погребений» (1500-1200 гг. до н.э.) и сменившей ее «культуры полей погребальных урн» (1200-800 гг. до н.э.), фактически совпадающей с гальштатской культурой бронзовой эпохи.

В конце II — начале I тыс. до н.э. гальштатская культура стала распространяться на прилегающие территории, став совокупностью археологических культур, т.е. культурно-исторической общностью. Расцвет гальштатской общности связан именно с наступлением эпохи железа в Западной и Средней Европе начиная с VIII в. до н.э. Единый финальный рубеж для всей гальштатской общности определить невозможно, ибо в начале V в. до н.э. в ее западной зоне начинается постепенный переход к наследующей ей латенской общности, завершающийся в одних регионах уже к середине V в., в других — лишь к началу IV в. до н.э. Таким образом, мы будем характеризовать гальштатскую общность в хронологических рамках VIII-V вв. до н.э.

Ареал данной общности в ее максимальных границах соответствует, во-первых, Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии и Северо-Западным Балканам (восточная зона, где этническую основу составляли иллирийцы), во-вторых, Швейцарии, Германии (без ее северо-восточных областей), а также части Франции между Рейном и Луарой (западная зона, где основой этнического массива являлись кельты).

Гальштатская культурно-историческая общность: а, б, в — восточная зона, г — западная зона, д — поселения, е — погребения; 1 — Нейхейзель, 2 — Камп-де-Шато, 3 — Гальштат, 4— Платеницы, 5 — Бычья Скала, 6 — Гемейнлебарн, 7 — Штретвег, 8 — Санта-Лючия, 9 — Вач, 10 — Эденбург, 11 — Глазинац, 12 — Донья Долина, 13 — Гейнебург, 14— Гохмихеле

Гальштатская культурно-историческая общность:
а, б, в — восточная зона, г — западная зона, д — поселения, е — погребения; 1 — Нейхейзель, 2 — Камп-де-Шато, 3 — Гальштат, 4— Платеницы, 5 — Бычья Скала, 6 — Гемейнлебарн, 7 — Штретвег, 8 — Санта-Лючия, 9 — Вач, 10 — Эденбург, 11 — Глазинац, 12 — Донья Долина, 13 — Гейнебург, 14— Гохмихеле

Иллирийцы — собирательный этноним, который впервые встречается в древнегреческих текстах и относится к ряду близкородственных индоевропейских народов, населявших (наряду с некоторыми другими народами) северо-запад Балканского полуострова от Адриатики до Дуная; кроме того, часть иллирийцев проживала за пределами гальштатской общности на юго-востоке Апеннинского полуострова. Кельты — многочисленные и разнообразные племена, близкородственные в языковом и антропологическом отношении, принадлежащие также к индоевропейской языковой семье. В письменных источниках они впервые встречаются в упоминаниях древнегреческих авторов: на рубеже VI-V вв. до н.э. у Гекатея Милетского и в середине V в. до н.э. у Геродота.

За пределами ареала гальштатской общности располагается область ее влияния. Она охватывает прежде всего Нижнее Подунавье — территорию фракийцев (зона так называемого «фракийского гальштата»), север Апеннинского и Пиренейского полуострова, а также междуречье Вислы и Одера.

Вне влияния гальштатской общности — в Северо-Восточной Германии, в Западной Франции, в Британии и в Скандинавии — в соответствующую эпоху еще продолжается бронзовый век.
Основными памятниками, дающими информацию о гальштатской общности, являются поселения и погребения. Помимо того, известны гальштатские соляные копи, железоплавильни, кузницы и медные рудники.

Большинство из ныне известных поселений гальштатской общности — это городища площадью в несколько гектаров; наиболее известны Камп-де-Шато на Верхнем Рейне, Нейхейзель на Среднем Рейне, Гейнебург на Верхнем Дунае. Гальштатские городища защищались рвом и валом, который мог быть обыкновенным земляным, а мог иметь деревянную и каменную основу. В конце гальштатской эпохи появляются также деревянно-земляные крепостные стены с каменным панцирем снаружи, из которого выступают вертикальные столбы, вкопанные в землю и соединенные горизонтальными балками-поперечинами с аналогичными столбами на тыльной стороне; иногда такую стену с тыла дополняли земляной насыпью. Таковы, в частности, укрепления Гейнебурга, причем со временем на этом городище появились еще более мощные крепостные стены из сырцовых кирпичей, на каменном цоколе.

Гальштатские жилища обычно однокомнатные прямоугольные, с глиняным полом, с деревянными или плетневыми стенами, обмазанными глиной, с очагом, с соломенной крышей. Известны также свайные поселения, например Донья Долина в Боснии, где жилища двухкамерные, состоящие из сеней с глиняным очагом и главного помещения с глинобитной печкой.

Известно множество могильников гальштатской общности — как бескурганных, так и курганных. Доля последних по мере развития гальштатской общности нарастает.

Бескурганные могильники обычно находятся рядом с соответствующими городищами. Одним из наиболее примечательных является могильник близ современного австрийского города Гальштат, по названию которого археологи дали имя всей культуре и общности. Гальштатский могильник, возникший еще в эпоху бронзы, в эпоху железа функционировал почти 300 лет (с 750 по 450 г. до н.э.) и был одним из богатейших (источник богатства оставившего его населения — близлежащие соляные рудники того же времени). Гальшатский могильник биритуальный: более половины из раскопанных погребений содержат трупоположения, чуть менее половины — остатки кремации. В первом случае покойных клали в крупные овальные ямы в вытянутом положении на спину или на бок. Во втором случае сожжение обычно осуществляли вне могильника, затем оставшийся прах помещали в погребальный сосуд, который ставили в небольшую округлую яму, либо ссыпали прах непосредственно на дно ямы.

Погребения Гальштатского могильника, как и погребения других могильников гальштатской общности, содержат обильный и разнообразный заупокойный инвентарь: оружие, керамическую посуду, орудия труда; иногда в могилы помещали ритуальные бронзовые сосуды. В могилах найдено много импортных изделий греческого и италийского происхождения.

Гальштатская культура. Поселения (реконструкция): 1 — городище Гейнебург; 2 — гальштатская оборонительная стена в разрезе

Гальштатская культура.
Поселения (реконструкция):
1 — городище Гейнебург;
2 — гальштатская оборонительная стена в разрезе

Курганные могильники состояли из курганов средней величины, округлых или овальных. В конце существования гальштатской общности появляются и весьма крупные курганы (до 8-15 м высотой, до 100 м в диаметре), причем часто они возводятся на возвышенных местах, иногда совершенно изолированно или же по краям курганных групп. В таких крупных курганах часто встречаются погребения на повозках, иногда — в деревянных срубных камерах.
Ярким примером такого захоронения является один из крупнейших в Европе курган Гохмихеле у вышеназванного городища Гейнебург, датируемый концом VII — началом VI в. до н.э. Под его насыпью, достигавшей в высоту 14 м и в диаметре 80 м, находились центральная (основная) погребальная камера и двенадцать боковых (дополнительных). В центральном погребении, разграбленном еще в древности, сохранились остатки деревянной камеры, содержавшей повозку, на которой лежала знатная женщина с украшениями. В богатейшем из боковых погребений обнаружена неразграбленная деревянная камера, где находилось, судя по реконструкции,
парное погребение мужчины и женщины. В погребении найдены колеса от четырехколесной повозки, диадема и колчанный набор, принадлежавшие мужчине, а также ожерелье из янтарных и стеклянных бус (у женщины).

Примером богатого гальштатского погребения, демонстрирующего связи местной знати с античными средиземноморскими торговыми центрами, является курган в Виксе (Франция), датируемый концом VI в. до н.э. Здесь под насыпью высотой 6 м и диаметром 42 м в яме с деревянной погребальной камерой, на кузове четырехколесной повозки покоилась знатная женщина 35 лет, украшенная массивной золотой диадемой (по другой версии с гривной) в греческом стиле с фигурками Пегасов, а также браслетами, застежками-фибулами и ожерельями из янтарных и диоритовых бус. Окованные железом колеса были сняты с колесницы и поставлены вдоль одной из стен камеры, а у противоположной стены, помимо прочих даров, стоял огромный бронзовый сосуд — древнегреческий кратер высотой 164 см, весом 208 кг и объемом 1200 литров.

Исключительный характер имеет гальштатское погребение середины I тыс. до н.э. в Бычьей Скале в Моравии. Здесь в преддверии пещеры, на месте, где прежде находилась кузница, было совершено богатое захоронение аристократа. Погребение содержит большое кострище, в центре которого находились кремированные останки «князя». Это кострище окружено 40 скелетами мужчин, женщин и детей. В захоронении найдены также котел с человеческим черепом и таз с обугленным зерном, алтарь с отрубленными руками и черепом, скелеты двух коней в сбруе, остатки сгоревшей боевой колесницы, бронзовое навершие скипетра, а также украшения, оружие и бронзовая статуэтка быка.

Сцены, представленные на гальштатских керамических урнах и бронзовых сосудах — «ситулах», демонстрируют детально разработанный погребальный ритуал: он включал похоронную процессию, которая сопровождала повозку с погребальной урной, заупокойный пир и т.д.

Материал гальштатских погребений свидетельствует о выделении в среде общинников воинского слоя с богатой аристократической верхушкой, т.е. о формировании раннеклассового общества. По материалам тех же погребений, а также поселений и мастерских гальштатской общности реконструируются основы хозяйства и важнейшие элементы материальной культуры ее населения.

Очевидно, что основой хозяйства народов гальштатской общности являлось земледелие, причем эти племена уже знали все впоследствии характерные для Европы виды злаков (кроме овса, освоенного лишь к середине I тыс. до н.э.) — зерна их находят при раскопках. Основным орудием земледельческого труда служил деревянный плуг в виде рогатины, имевшей горизонтальный сук — рабочую часть и наклонный сук — дышло (часто с деревянным вставным резаком для подрезания пласта); использовалась также деревянная соха с лопатовидным сошником. Еще одним важным орудием труда, использовавшимся, в частности, при подсечно-огневом земледелии, были так называемые «кельты» — топоры и тёсла со втулкой, перпендикулярной лезвию, что предполагает использование коленчатой рукояти. «Кельты» могли служить и в качестве оружия.

Гальштатская культура. Вооружение, украшения и орудия труда: 1 - бронзовый меч с костяным навершием; 2 - железный меч с антенновидным навершием; 3 - железный кинжал с бронзовой рукоятью и золотыми вставками; 4 - железный наконечник копья;  5 - бронзовый шлем; 6-8 - фибулы со змеевидной, дуговидной	и	литавровидной	дужкой;	 9 - бронзовая булавка; 10 - ожерелье из янтарных бус; 11, 12 - бронзовые браслеты; 13 - бронзовая поясная пряжка; 14 - плуг (реконструкция); 15 — соха {реконструкция)

Гальштатская культура. Вооружение, украшения и орудия труда:
1 — бронзовый меч с костяным навершием; 2 — железный меч с антенновидным навершием; 3 — железный кинжал с бронзовой рукоятью и золотыми вставками; 4 — железный наконечник копья; 5 — бронзовый шлем; 6-8 — фибулы со змеевидной, дуговидной и литавровидной дужкой; 9 — бронзовая булавка; 10 — ожерелье из янтарных бус; 11, 12 — бронзовые браслеты; 13 — бронзовая поясная пряжка; 14 — плуг (реконструкция); 15 — соха {реконструкция)

Животноводство имело подсобный характер, причем все впоследствии известные для Европы виды домашнего скота в гальштатской общности. Уже существовали, о чем можно судить по костным остаткам на поселениях и в погребениях.
Транспорт был конным, как верховым, так и с применением телег или колесниц. О верховом использовании лошади свидетельствуют не только находки конской узды в гальштатских погребениях, но и многочисленные изображения всадников на ситулах и урнах. Те же источники говорят о наличии четырехколесных повозок на деревянных осях с деревянными колесами с железными или бронзовыми шинами, прибитыми к ободам коваными гвоздями, а также двухколесных боевых/беговых колесниц. Кроме того, до нас дошли модели повозок и колесниц, из которых самая знаменитая — бронзовая ритуальная модель четырехколесной повозки из могильника Штретвег (Австрия) с бронзовыми фигурками воинов, женщин и возвышающейся над ними богини.

Гальштатская культура. Конный воин с боевым топором-"кельтом" и двумя копьями, в шлеме и со щитом (реконструкция)

Гальштатская культура. Конный воин с боевым топором-«кельтом» и двумя копьями, в шлеме и со щитом (реконструкция)

Племена гальштатской общности имели развитую черную металлургию, что установлено благодаря находкам криц в форме брусков с острыми концами, а также остатков сыродутных печей и кузниц. Была развита и цветная металлургия. О соледобыче свидетельствует открытие древних копей — в частности, рядом с Гальштатским могильником, создателей которого обогащал этот промысел. О существовании ткачества и прядения говорят находки тканей, изображения ткущих и прядущих женщин на погребальных урнах, а также законсервировавшиеся в тех же гальштатских соляных копях остатки шерстяной и тканой одежды.

В качестве основного наступательного вооружения использовались колющие мечи, кинжалы, копья, боевые ножи и топоры, а оборонительным оружием служили шлемы и щиты, изредка панцири.

Мечи и кинжалы сначала имели бронзовый или железный клинок, расширяющийся посередине, и бронзовую
(реже — деревянную или костяную) рукоять, навершие которой было выполнено в виде усеченного конуса, а перекрестье (гарда) — в виде полумесяца рогами вниз. Позднее клинок стали делать только из железа, с параллельными краями, а рукоять — из железа или бронзы, с навершием в виде встречных волютообразных рожек или завитков, которые порой смыкаются, образуя лежащую восьмерку.

Основной элемент конского снаряжения составляли удила — сначала бронзовые, позднее железные, двузвенные, с однокольчатым внешним завершением каждого звена, причем к этому кольцу иногда присоединяли бронзовые подвески ддя повода. К этим же внешним кольцам для соединения удил с ремнями конского оголовья крепились так называемые псалии в виде прямых или загнутых бронзовых стержней с тремя отверстиями для пропускания ремней, идущих к удилам и к оголовью. Псалии обеспечивали более эффективное управление конем.

Гальштатская культура. Конское снаряжение и повозки: 1 — узда {реконструкция); 2 — бронзовые удила; 3 — бронзовые удила с подвесками для крепления повода; 4 — бронзовый псалий; 5 — бронзовый конский налобник; 6 — ритуальная бронзовая модель повозки со сценами жертвоприношений (могильник Штретвег, Австрия); 7 — реконструкция повозки из курганного погребения (Франция)

Гальштатская культура. Конское снаряжение и повозки:
1 — узда {реконструкция); 2 — бронзовые удила; 3 — бронзовые удила с подвесками для крепления повода; 4 — бронзовый псалий; 5 — бронзовый конский налобник; 6 — ритуальная бронзовая модель повозки со сценами жертвоприношений (могильник Штретвег, Австрия); 7 — реконструкция повозки из курганного погребения (Франция)

Весьма разнообразны сосуды гальштатской общности. Гальштатская керамика — лепная (сделанная без применения гончарного круга). Это горшки с узким горлом и плоским дном, тарелки, миски, чаши. Сосуды имеют черную поверхность (вследствие использования графита) с врезным линейным декором, а иногда — многоцветную роспись.

Замечательны полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись может быть геометрической (меандровые ряды, перевернутые треугольники) или сюжетной. Изображаются сцены ритуального характера: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, геометричные фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей и др. На плечики урн могли помещать лепные статуэтки женщин и всадников, а ручки этих сосудов иногда делали зооморфными.

Помимо керамических сосудов, известны бронзовые клепаные ритуальные ведра — усеченно-конические ситулы и цилиндрические цисты. Ситулы знамениты многоярусными сюжетными сценами, опоясывающими сосуды в несколько рядов: здесь с помощью чеканки изображены шествующие люди, всадники, двухколесные колесницы, кулачные бои, пиршества, музыканты с флейтами, животные и т.д.

Гальштатская одежда, несмотря на утрату органических элементов (исключение — вышеупомянутые остатки одежды в соляных копях), восстанавливается по изображениям на урнах и ситулах, а также по материалу погребений. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины — короткие плащи, туники или же узкие либо широкие штаны. Весьма разнообразны головные уборы (шляпы, береты, колпаки).

Важный элемент одежды и одновременно яркое украшение — разнообразные пружинные застежки-фибулы (чаще бронзовые) с ладьевидной или змеевидной дужкой, позднее — очковидной, дуговидной или литавровидной. Для крепления плаща и для волос использовались также булавки из бронзы и железа, имевшие от одной до трех головок конусовидной, шаровидной или лебедевидной формы. Известны бусы — янтарные и из непрозрачного стекла (желтые с синими глазками, обведенными белым). Популярны бронзовые шейные гривны, а также бронзовые браслеты, как ручные, так и ножные.

Наконец, археология позволяет говорить о наличии у создателей гальштатской общности таких культов, как солярный, на что указывает массовое использование концентрических кругов в орнаментике, и хтонический — культ Верховной богини, покровительницы плодородия: предполагается, что именно она изображена стоящей на вышеупомянутой модели колесницы из Штретвега (нагая, вдвое выше окружающих ее людей, приносящих ей в жертву животных, она поддерживает ритуальное блюдо).

Гальштатская культура. Сосуды: 1 — керамический сосуд с резным орнаментом; 2 — керамический сосуд с ручками в виде бычьих голов; 3,4 — бронзовая ситула из Куффарна (Австрия) и развертка изображений на ней; 5, 7 — керамические урны; 6, 8 — изображения на керамических урнах (Венгрия), прядущие и ткущие женщины, погребальная процессия

Гальштатская культура. Сосуды:
1 — керамический сосуд с резным орнаментом; 2 — керамический сосуд с ручками в виде бычьих голов; 3,4 — бронзовая ситула из Куффарна (Австрия) и развертка изображений на ней; 5, 7 — керамические урны; 6, 8 — изображения на керамических урнах (Венгрия), прядущие и ткущие
женщины, погребальная процессия

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния

На смену гальштатской культуре в Западной и Средней Европе приходит латенская культура, названная так по поселению Ла Тен в Швейцарии. Латенская культура, как и гальштатская, может в конечном счете квалифицироваться как культурно-историческая общность в силу разнообразия входящих в нее культур. Но при этом, в отличие от гальштатской общности, латенская имеет явную этническую доминанту — многочисленные и разнообразные кельтские племена, имеющие сходную материальную и духовную культуру. Уже говорилось, что этноним «кельты», вероятнее всего являющийся самоназванием, первоначально появляется в древнегреческих письменных источниках. В латенскую эпоху о кельтах пишут не только древнегреческие, но и древнеримские авторы, именующие большую часть кельтов «галлами» (вероятно, также самоназвание), среди которых, в свою очередь, выделяется множество племен, имеющих особые названия.

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния: а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Але¬зия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12— Стратонице, 13— Либеницы (Колин), 14— Массалия, 15— Эмпорий

Латенская культурно-историческая общность и зона ее влияния:
а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Але¬зия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12— Стратонице, 13— Либеницы (Колин), 14— Массалия, 15— Эмпорий

Хронологические рамки существования латенской общности: начало/середина V в. до н.э. — рубеж эр. Первоначальный ареал кельтов и соответственно ядро латенской общности — верховье Дуная и зона к западу от Рейна до Атлантики (бассейн Соны и Луары). Археологические данные свидетельствуют о том, что в этих районах позднегальштатские формы материальной культуры плавно эволюционировали в латенские в течение V в. до н.э. Здесь индикатором перехода от гальштатской к латенской эпохе служит новый стиль в изобразительном искусстве, названный исследователями раннекельтским или раннелатенским и зародившийся примерно между 480 и 470 гг. до н.э. на Среднем Рейне, где в то время сконцентрировалось наибольшее количество этрусского и греческого импорта и где влияние соответствующих художественных систем было наиболее значительным.

После V в. до н.э. началось распространение латенской общности за пределы этой территории в ходе кельтских экспансий (пик которых приходится на рубеж IV—III вв. до н.э.) и последующего культурного влияния (см. исторические свидетельства о передвижениях древних кельтов). В результате ареал латенской общности значительно расширился и в него вошли дополнительно к указанным районам территории нынешней Юго-Западной Франции, Северной Испании, Швейцарии, Северной Италии, Британии, Ирландии, некоторые районы Среднего и Нижнего Придунавья и, по мнению ряда ученых, центральная зона Малой Азии (основной район проживания пришлых кельтов-галатов).

По мере распространения латенской общности расширялся и ее этнический состав: основой оставались кельтские племена, но, кроме того, в ряду ее создателей оказались народы, активно смешивавшиеся с кельтами, а именно иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы.

Затем последовало сокращение территории латенской общности, связанное с такими политическими событиями, как вытеснение кельтов германцами начиная со II в. до н.э. и постепенное завоевание кельтской территории Римом во II — I вв. до н.э. За римским завоеванием последовала активная культурно-экономическая романизация кельтов, и в результате в начале нашей эры латенская общность на всей своей территории сменилась провинциальной римской культурой. Так, знаменитый римский историк Тацит отмечал, что уже через несколько десятилетий после покорения римлянами Британии ее кельтские жители, которым «латинский язык совсем недавно внушал откровенную неприязнь, горячо взялись за изучение латинского красноречия», вслед за чем «многие облеклись в тогу» («Агрикола», 21, 2. Пер. Г. С. Кнабё).

Основные памятники латенской общности — это поселения и погребения. По сравнению с предшествующей гальштатской эпохой значительно возрастает количество поселений, в том числе городищ.

Латенские городища находятся на мысах между реками или оврагами (в таком случае вал или крепостная стена идет от обрыва к обрыву) или на водораздельных холмах (вал или стена опоясывает холм). В ранний период это небольшие крепости, поселки или протогорода, многие из которых к
концу эпохи превращаются в настоящие города — торгово-ремесленные и племенные центры значительных размеров; впрочем, территория в пределах оборонительной линии могла быть заселена неплотно — оставлялось место для святилища или свободное пространство, которое использовалось как загон и пастбище для скота в случае нападения. К крупнейшим городишам относятся: Бибракте (площадь, окруженная укреплениями, составляет 135 га) и Алезия (97 га) во Франции, Манхинг (380 га) в Германии, а также Градиште (140 га) и Завист (175 га) в Чехии. Слава Алезии была столь велика, что античный мифограф Диодор Сицилийский в I в. до н.э. называл ее «великолепным городом» и приписывал ее основание самому Гераклу (Историческая библиотека, IV, 19. Пер. О.П. Цыбенко).

Первоначально укреплениями служили земляные валы или, как в гальштатскую эпоху, деревянно-каменные стены с вертикальными бревнами-опорами снаружи, соединенными с отходящими назад поперечными горизонталь ными балками. Позднее изобрели более совершенную модификацию — так называемую «галльскую стену», при возведении которой на землю укладывали параллельно на небольшом расстоянии длинные продольные бревна к которым привязывали или прибивали железными гвоздями короткие поперечные брусья, после чего образующиеся клети заполняли камнем и покрывали землей. Затем на эту конструкцию накладывалась вторая такая же и т.д Фасад «галльской стены» сформирован каменной кладкой, из которой выступают торцы поперечных балок, а с тыла конструкция может дополняться широкой наклонной насыпью (всход на укрепление изнутри). В результате гибкая древесная конструкция противостояла таранному удару, а каменный фасад — огню. «Галльскую стену» детально описал Гай Юлий Цезарь, данные которого полностью подтвердились раскопками.

Латенская культура. Фортификация (реконструкция): 1 — фрагмент оборонительной стены и ворот городища Манхинг (Германия); 2 — латенская оборонительная («галльская») стена в разрезе

Латенская культура. Фортификация (реконструкция):
1 — фрагмент оборонительной стены и ворот городища Манхинг (Германия); 2 — латенская оборонительная («галльская») стена в разрезе

Такая конструкция обнаружена, в частности, при раскопках вышеупомянутой Алезии, осажденной и покоренной римскими легионами под командованием Цезаря в 52 г. до н.э. Кроме того, на подступах к Алезии были выявлены остатки римских оборонительных приспособлений и ловушек, ограждавших лагерь римлян с одной стороны — от защитников Алезии, с другой — от пришедшего к ним на помощь галльского войска.
В районе крепостных ворот стена часто имела клещеобразный изгиб для поражения противника с флангов.

Жилища латенской общности — прямоугольные и круглые в плане. Первоначально они представлены двумя основными конструктивными типами. Это, во-первых, наземные дома с каркасно-столбовыми стенами или с плетневыми стенами, обмазанными глиной и опирающимися на каменный цоколь, с соломенными крышами; во-вторых— землянки с аналогичной крышей и плетнево-глиняными стенами. Позднее также появились жилища с двойными стенами, сложенными из камня насухо, с забутовкой из более мелких камней между этими стенами. На территории Франции вокруг домов часто строили дворовые стены из камня.

Известны также свайные поселения. Обнаружены и немногочисленные островные болотные городища (главным образом, в Британии) с домами, пол которых образован бревенчатыми клетями, перекрытыми деревянным настилом, а стены — вертикальными бревнами или плетнем с глиняной обмазкой.

Погребальные памятники латенской общности представляют собой как бескурганные могильники, которые в целом преобладают, так и курганы, доля которых со временем постепенно сокращается. Практиковались как трупоположение, так и кремация, производившаяся на стороне, с последующим помещением праха в урну. Доля кремационных погребений по мере развития латенской общности постепенно возрастает.

Инвентарь погребений достаточно богат (при этом вещи часто намеренно испорчены, изломаны в ритуальных целях). Это оружие, украшения, посуда. В состав погребальных приношений также входили отдельные части вепря, реже — целая туша этого животного, иногда — части туш других копытных.

Четко выделяются захоронения воинов, знатных всадников, а также женщин, принадлежавших к аристократическому кругу. Для раннего и среднего периода латенской общности характерны аристократические погребения с трупоположением на двухколесных боевых колесницах. Порой знатность подчеркивалась созданием кольцевидного или четырехугольного рва вокруг могилы.

Латенская культура. Вооружение и орудия труда: 1-	3 — железные мечи; 4 — железный кинжал с антропоморфным навершием; 5 — бронзовые орнаментированные ножны; 6 — железный наконечник копья; 7 — изображение кельтского воина со щитом (римская статуя); 8 — бронзовый шлем с эмалевыми инкрустациями; 9-11 — железные сердцевины щитов (умбоны); 12 — железный нож; 13 — пружинные железные ножницы; 14 — железный сошник; 15 — железный лемех; 16 — железная коса

Латенская культура. Вооружение и орудия труда:
1- 3 — железные мечи; 4 — железный кинжал с антропоморфным навершием; 5 — бронзовые орнаментированные ножны; 6 — железный наконечник копья; 7 — изображение кельтского воина со щитом (римская статуя); 8 — бронзовый шлем с эмалевыми инкрустациями; 9-11 — железные сердцевины щитов (умбоны); 12 — железный нож; 13 — пружинные железные ножницы; 14 — железный сошник; 15 — железный лемех; 16 — железная коса

Ведущие элементы материальной культуры и основы хозяйства. Практически все наступательное оружие латенской общности делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских (0,8-1 м и более). В ранний период латенской общности они колющие, а позднее становятся рубящими. Вместо металлической рукояти они имели железный черешок как продолжение клинка; на черешок, очевидно, напускалась рукоять несохранивщихся материалов — предположительно из дерева или кости. Иногда на черенок насаживалось специальное бронзовое перекрестье. На некоторых клинках присутствуют клейма мастеров. Ножны мечей, бронзовые или железные часто имели овальное или полукруглое окончание и в определенный период украшались сложными резными узорами в виде S-образных и растительных мотивов. Многие латенские кинжалы имеют характерные рукояти в виде человечка с поднятыми вверх руками (навершие) и расставленными ногами (перекрестье). Применялись копья с железными наконечниками длиной до 0,5 м различных форм: листовидные узкие и широкие, пламевидные с вырезами по краям лезвий (для нанесения рваных ран). Известны и боевые ножи — с мощным клинком, имеющим выгнутое лезвие и прямую спинку, а также боевые топоры — как проушные, так и «кельты».

Из оборонительного вооружения следует выделить шлемы и щиты. Шлемы были бронзовыми, железными и бронзово-железными, чаще полусферическими, иногда богато украшенными, с «козырьком»-назатыльником для защиты шеи; в ранний период они могли иметь высокий шишак (подражание италийским), а в конце латенской эпохи — большие полые
рога. Щиты — овальные, реже округлые — были деревянными с железным умбоном — центральным накладным выступом на внешней стороне, предназначенным главным образом для дополнительной защиты руки, державшей рукоять щита с тыльной стороны.

Латенская культура. Конское снаряжение и колесница: 1 — бронзовые удила с кольцами для крепления ремней оголовья; 2, 3 — бронзовые шпоры; 4 — конская узда (реконструкция); 5 — реконструкция повозки из погребения (Великобритания)

Латенская культура. Конское снаряжение и колесница:
1 — бронзовые удила с кольцами для крепления ремней оголовья; 2, 3 — бронзовые шпоры;
4 — конская узда (реконструкция); 5 — реконструкция повозки из погребения (Великобритания)

Латенская культура. Украшения и предметы туалета: 1 — бронзовая цепь с эмалевыми вставками; 2-4 — бронзовые фибулы; 5 — золотая фибула; 6-8 — бронзовые браслеты; 9-11 — гривны (торквесы) из бронзы и золота; 12— зеркало бронзовое с гравированным орнаментом на обороте; 13, 14— железные бритвы

Латенская культура. Украшения и предметы туалета:
1 — бронзовая цепь с эмалевыми вставками; 2-4 — бронзовые фибулы; 5 — золотая фибула; 6-8 — бронзовые браслеты; 9-11 — гривны (торквесы) из бронзы и золота; 12— зеркало бронзовое с гравированным орнаментом на обороте; 13, 14— железные бритвы

Конское снаряжение примечательно с точки зрения введения в обиход бронзовых и железных шпор, а к концу латенской эпохи — железных подков. Удила, сходные по форме с гальштатскими, соединялись с ремнями оголовья не только с помощью псалиев, но и посредством заменивших псалии больших подвижных колец, продетых во внешние петли удил.

Одежда и украшения создателей латенской общности достаточно хорошо реконструируются на базе вещественных и письменных данных. Судя по этим источникам, мужчины носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины — в основном платья и плащи. Характерным элементом женской одежды является пояс с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками.

Типичным латенским украшением являются гривны (т. наз. торквесы) — бронзовые, золотые или серебряные, чаще в виде стержня с печатевидными или биконическими расширениями на концах, иногда витые или ложновитые, с антропоморфными и зооморфными завершениями. Широко распространены и браслеты — как стеклянные литые (широкие и гладкие), так и бронзовые и золотые — перевитые, либо с выступами, либо составлен¬ные из полусфер. Известны также стеклянные бусы средиземноморского происхождения — желтые или синие, с белыми или синими глазками.

Многочисленны и разнообразны фибулы (бронзовые, золотые и железные, реже серебряные). Они весьма изменчивы и эволюционируют в направлении постепенного понижения дужки и удлинения, а также упрощения конструкции по функциональным соображениям. В начале и середине латенской эпохи фибулы орнаментировались зооморфно и геометрически, инкрустировались кораллами, украшались эмалью.

Разнообразны сосуды латенской общности. Керамические сосуды в большинстве своем производились на гончарном круге. Это высокие горшки с заглаженной серебристой поверхностью (чернолощеные) и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода латенской общности типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью — геометрической или сюжетной, наносимой с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых. Примером могут служить кувшины с клю¬вовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.

Орудия труда латенской общности в основном железные и стальные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, серпы, косы, а также сошники и плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать хотя и плодородные, но тяжелые в обработке аллювиальные почвы. Известны также пружинные ножницы, сверла со спиралеобразной нарезкой, рашпили, напильники, молотки, клещи и т.д.

Основой латенского хозяйства было плужное земледелие. Культивировался овес, который в Западной и Средней Европе ранее всего был освоен именно носителями латенской общности; также выращивались пшеница, рожь, ячмень, просо, технические культуры (конопля, лен). Животноводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбу. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец и лошадей.

Латенская культура. Сосуды: 1-12— основные формы латенских керамических сосудов; 13, 14— керамические сосуды с геометрическим и зооморфным орнаментом; 15 — бронзовый «клювовидный» сосуд

Латенская культура. Сосуды:
1-12— основные формы латенских керамических сосудов; 13, 14— керамические сосуды с геометрическим и зооморфным орнаментом; 15 — бронзовый «клювовидный» сосуд

Высокое развитие черной металлургии засвидетельствовано не только широким ассортиментом орудий труда и предметов вооружения, но и остатками сыродутных печей как примитивного типа, сооруженных в склонах холмов, так и более сложных — с глиняными стенками, обложенными камнем снаружи. Металлография указывает на овладение навыками кузнечной сварки и цементации. Развивалась и цветная металлургия.

Интенсификация торговли и влияние античной цивилизации привели к появлению кельтского монетного дела. Первые кельтские монеты (золотые, серебряные и бронзовые) известны в III в. до н.э. Первоначально это были грубые подражания македонско-греческой монете (статерам Филиппа II Македонского и его сына Александра III Великого). Постепенно греческие надписи, скопированные на кельтских монетах, утрачиваются, греческие имена сменяются кельтскими, написанными греческими буквами, фигуры стилизуются; позже появляется чисто геометрический рисунок (линии, точки и т.д.). Затем началось подражание римской монете. Появилась и самобытная кельтская монета — с изображениями кабана, воина, свернувшегося дракона, хищника, торквеса. Иногда на монете отображались имена кельтских вождей, переданные латинскими буквами, а порой и их портреты (например, монеты с портретом и именем Верцингеторикса, возглавлявшего оборону вышеупомянутой Алезии).

В рамках латенской общности нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и монументальная скульптура. На базе позднегальштатских традиций и под влиянием греческих и этрусских мотивов формируется особый латенский стиль, для которого характерен тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами. В его основе — развитие классических мотивов, как собственно античных, так и переработанных античностью передневосточных, таких как цветок лотоса, пальметта, человеческое лицо, мифический антропозооморфный персонаж. Постепенно в латенском искусстве они превращаются в абстрактный геометрический орнамент с включениями условного, маскоподобного изображения человеческого лица. С IV в. до н.э. широко распространяются мотивы из различных волнообразных комбинаций кривых линий, завитков, сегментов, S-видных фигур, циркульный и спиральный орнамент.

Орнаментальные приемы в технологическом отношении различны: это и рельеф, и гравировка по металлу, и инкрустация кораллами. Многие латенские изделия из металла украшены эмалью специфического темно¬красного цвета.

Замечательна латенская скульптура — как монументальная каменная, так и менее масштабная металлическая. Это полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.

Религиозные представления создателей латенской общности реконструируются как по античным письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ, представляющих собой деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые.

К оглавлению книги / К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014