Ранний железный век лесной территории Восточной Европы и Дальнего Востока

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

Культура населения лесного севера Восточной Европы

Железо в середине I тысячелетия до н. э. распространилось далеко к северу, с ним были знакомы жители лесной полосы Восточной Европы. Однако культура племен, живших в лесах в I тысячелетии до н. э., отличалась от скифского мира. В материальной культуре племен лесного севера Восточной Европы по-прежнему большое место занимали изделия из кости и рога, а в их хозяйстве значительную роль продолжала играть охота. Но наряду с охотой развивалось домашнее скотоводство и подсечно-огневое земледелие. На западе этой территории обитали балты, а на востоке и севере — финно-угорские племена.

В междуречье верховий Днепра и Двины в VIII в. до н. э.— IV в. н. э. сложилась днепро-двинская культура. Известно много поселений, укрепленных частоколом, с деревянными стенами и земляными валами. Они располагались на возвышенных, естественно укрепленных приречных мысах. Размеры поселков были небольшие, люди жили в прямоугольных мазанках и срубовых деревянных домах с каменными очагами. В начальный период развития культуры преобладали изделия из кости: наконечники стрел, гарпуны, иглы, рукоятки различных орудий, мотыги. Такие поселения хорошо изучены около Смоленска.

На земледельческий характер культуры указывают орудия труда — проушные топоры, железные серпы и каменные плиты-зернотерки, а также найденные зерна злаков. В этой местности земледелие было подсечно-огневым, требующим больших затрат труда для расчистки лесных участков под поле. Жители поселений днепро-двинской культуры разводили свиней, коров, овец и лошадей. На поселениях обнаружены и железные шлаки, свидетельствующие о том, что железо получали и обрабатывали тут же. Больше всего на поселениях керамики и изделий из кости. Основную массу посуды составляют расширенные вверху, неорнаментированные горшки, глиняные грузики.

В раннем железном веке на территории Северной Украины и Белорусского Полесья проживало население, которое оставило памятники милоградской культуры. Поселения здесь представляли собой городища, расположенные на берегах рек и их притоков, а также в лесах и на болотах. Такие поселения обнаружены в восточной части Гомельской области. Городища, как правило, были укреплены валом и рвом, иногда встречаются и деревянные укрепления, например на Чаплинском и Горошковском городищах. Форма городищ на высоких надпойменных террасах зависела от естественного очертания местности. Расположенные в низине так называемые болотные городища имели разную форму, что было продиктовано оборонительными задачами. Каждое поселение включало 20—30 жилищ; были постройки общественного и культового назначения, хозяйственные ямы. Основным типом дома являлся сруб, углубленный немного в грунт. Встречаются также землянки и полуземлянки. Жилище состояло из одного помещения преимущественно прямоугольной формы площадью 12—16 кв. м и было рассчитаю на одну семью.

Могильники милоградской культуры удалены на некоторое расстояние от поселений. Они представляли собой поля погребений с трупосожжениями. Прах после сожжения высыпали в яму. Многие погребения сопровождает небогатый инвентарь: несколько обломков керамики, иногда встречаются обломки литейных форм, куски сопел и льячек.

Главным занятием населения милоградской культуры было подсечно-огневое земледелие. На поселениях обнаружены мотыжки, топоры, серпы, зернотерки и терочники. Развивалось и скотоводство, о чем свидетельствует большое количество костей крупного и мелкого рогатого скота, лошади. Костей диких животных меньше.

К востоку от племен днепро-двинской культуры в западной части междуречья Оки и Волги простиралась обширная область дьяковской культуры. Поселения известны в лесном Поволжье, по берегам Оки, Москвы-реки и их притокам. Одно из первых исследованных поселений этой культуры находится у с. Дьяково на территории Москвы, поэтому вся культура получила название дьяковской. Она изучена по материалам городищ: Городок на Верхней Волге, Троицкое, Щербинское и др. Размеры поселений небольшие, устраивались они на высоких берегах, естественно укрепленных глубокими оврагами. Дьяковские городища были окружены валами и рвами. Нередко вокруг поселка сооружалась деревянная стена из массивных бревен и слег. Обычно со стороны поля городище защищали два вала и два рва. Оборонительные сооружения довольно мощные и свидетельствуют о высоком уровне военного искусства. Примером может служить Михайловское городище. Оно было опоясано двумя кольцами валов. Через валы вели проходы. Входящий через проход в валу должен был по коридору между валами идти до его противоположного края, где находился проход через внутренний вал.

При исследовании городищ обнаружены остатки круглых, овальных и четырехугольных жилищ в виде землянок и полуземлянок. Наиболее древними были круглые землянки. Во второй половине I тысячелетия до н. э. получает распространение прямоугольный сруб на земле или углубленный в землю. Большое количество наземных построек исследовано на Троицком городище.

Культурный слой дьяковских поселений содержит разнообразные предметы, среди них сотни тысяч фрагментов так называемой сетчатой керамики, украшенной оттисками рогожи, сетки и грубой ткани, и своеобразные керамические грузики. Исследователи обратили внимание на роль кости в материальном производстве. Из кости сделаны наконечники стрел, гарпуны, рукоятки ножей, а также иглы и проколки, пряжки, детали конской узды. Много железных предметов: топоры, кельты, служившие для рубки деревьев и для обработки земли, ножи, наконечники копий, рыболовные крючки, железные пластинки от доспехов, серпы, косари, кузнечные инструменты. При раскопках дьяковских городищ встречаются железные шлаки. Железо изготавливали как в поселках, так и за их пределами.

У жителей дьяковской культуры сложились отрасли домашнего производства: кузнечного, ткацкого и гончарного. Развитие ткачества подтверждают многочисленные находки пряслиц для веретен и грузиков — подвесок для примитивного ткацкого станка. Пряслица и грузики являются характерным признаком дьяковских городищ раннего железного века. Вся керамика дьяковских поселений лепная, выполнена техникой ленточного налепа, распространенной в этих местах еще с неолита. В основном это грубые плоскодонные глиняные горшки различных типов: миски, сковородки, крышки, светильники. На наружной поверхности многих из них видны отпечатки похожей на мешковину ткани. Встречаются и лощеные с гладкими стенками сосуды.

По кухонным отбросам, инвентарю и другим деталям удалось реконструировать хозяйство. Оно было комплексным и включало скотоводство, земледелие, охоту и рыболовство. Разводили свиней, крупный рогатый скот и лошадей. Охотились на медведя, лисицу, лося, северного оленя, барсука, кабана, зайца. Под посевы использовали прибрежные земли и лесные поляны. Земледелие было подсечным. Сеяли, вероятно, рожь, пшеницу, коноплю. Урожай убирали железными серпами. Зерно мололи на зернотерках, обломки которых обнаружены на поселениях. Жители поселков ловили рыбу, выплавляли железо, владели техникой обработки дерева, кости, меди, камня. Большое место в хозяйстве занимало изготовление изделий из глины, прядение, ткачество, обработка шкур и шитье одежды. Поселения были, возможно, родовыми поселками.

В раннем железном веке дьяковская культура — это культура дославянского населения Волго-Окского края, который впоследствии стал центром формирования Русского государства. Дьяковская культура просуществовала долго — с VII—VI вв. до н. э. до середины I тысячелетия н. э. Она связана с древним финно-угорским населением, в западных районах отмечено балтское влияние.

К концу дьяковской культуры относится поселение Березняки около Рыбинска. Здесь строили бревенчатые жилища, разделенные внутри. На поселении была открыта кузница, обнаружены кузнечные инструменты, несколько десятков криц. На позднем этапе развития культуры изделия из кости уступили место многочисленным железным орудиям труда.

Близки по культуре к дьяковским поселениям I тысячелетия до н. э. памятники Эстонии и Латвии. Здесь известны такие же укрепленные поселки, расположенные на Западной Двине и морском побережье: Кландюкалис, Иру близ Таллина и Аева на о. Сааремаа. Люди жили в круглых землянках. Однако на некоторых поселениях зафиксированы рубленые четырехугольные деревянные избы. В основе хозяйства было скотоводство, земледелие, охота и морской промысел. Ливо-эстонские и западнофинские племена в отличие от дьяковских оставили могильники, получившие название каменных курганов. В каменных ящиках содержатся останки 10—12 захоронений с довольно скудным инвентарем: костяные или железные простые булавки, проушные бронзовые или железные топоры. Иногда в могилах встречаются изделия южного, степного и скандинавского происхождения.

К юго-востоку от территории дьяковской культуры обитали племена Городецкой культуры (VII в. до н. э.— IV в. н. э.). Культура изучена по укрепленным поселениям. Основным видом жилища были прямоугольные землянки, есть и наземные жилища. В инвентаре много общего с дьяковской культурой. Часто встречаются изделия из кости. Керамика, особенно ранней поры, украшена оттисками рогожи и сетки. Это так называемая рогожная керамика. Городецкие могильники — Младший Волосовский, Рязанский и др. — это трупоположения в неглубоких прямоугольных ямах. На поселениях встречаются жертвенные очаги, выложенные из камней в виде большого круга. В жертвенниках находят сожженные кости человека и животных.

На севере Восточной Европы, в бассейне Камы, Вятки и Белой лежит область культуры древних финно-угорских племен, получившей название ананьинской. Наиболее густонаселенными были районы Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Здесь известно более 60 поселений. Среди них раннеананьинские Михайловское поселение и городище Казанка I на Волге, городище Гремячий Ключ на Нижней Каме, а также Ананьинский могильник на Каме, могильники Сорочьи Горы и Галкинское на Чусовой и др.

Ананьинская культура развивалась на базе местной, так называемой приказанской культуры эпохи бронзы, о чем свидетельствует преемственность в расположении поселений и могильников, в устройстве жилищ, характере погребального обряда, в изготовлении глиняной посуды, орнаменте и украшениях. Поселения, расположенные на высоких берегах, с двух сторон были защищены крутыми склонами берегов и оврагами, с третьей стороны возводили укрепление — земляной вал со рвом. Такое земляное укрепление дополнялось частоколом. Площадь поселков невелика: длина обычно 100—120 м, ширина 50—70 м. В поселке проживали несколько десятков человек, представлявших одну родовую общину. Культурный слой ананьинских поселений состоит в основном из кухонных отбросов: костей животных, створок раковин речных моллюсков, обломков глиняной посуды, углей и золы. Предметы из кости преобладают даже среди орудий труда. Ананьинские могильники почти не имеют внешних признаков. В некоторых случаях на могилах стоят невысокие каменные стелы. К ранней поре ананьинской культуры относятся Акозинский, Тетюшский, Старший Ахмыловский, Новомордовский I и ряд других могильников. Могильные ямы овальные, погребенные лежали ногами или головой к реке. Предполагают, что над могильниками сооружались небольшие срубы, которые служили своеобразным «домом мертвых». Почти все ананьинские могильники — это коллективные погребения с несколькими костяками. К более позднему времени относятся Луговской, Ананьинский и некоторые другие могильники. В период расцвета ананьинской культуры выделяются богатые и бедные погребения. Богатое мужское погребение Ананьинского могильника отличалось сложным надмогильным сооружением и инвентарем. Богатыми обычно были погребения воинов. Их могилы покрывались деревом и каменными плитами.

Ведущими отраслями хозяйства населения ананьинской культуры были земледелие и скотоводство. Охота наряду с рыболовством и собирательством играла подсобную роль. На наличие мотыжного земледелия указывают обугленные зерна проса, найденные на Луговском поселении, а также обнаруженные в ряде мест каменные зернотерки, песты и бронзовые серпы. Довольно часто на поселениях находят костяные и железные наконечники мотыг, топоры-кельты нескольких типов, бронзовые тесла, каменные и железные проушные топоры, бронзовые и железные черешковые ножи. Отдельную группу составляют бронзовые, железные и костяные удила и псалии конской сбруи. Среди археологических материалов много рыболовных крючков, блесен, костяных наконечников гарпунов, острог и каменных грузил. Ловили в основном крупную рыбу. Об этом свидетельствуют большие размеры орудий лова, кости и щитки крупных осетровых рыб. Рыболовные крючки состояли из двух частей: собственно крючка и острого тонкого стержня, который образовывал жало.

Изучение костей на поселениях позволило сделать вывод, что ананьинцы разводили почти всех современных домашних животных — лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и собак.

Все ананьинские сосуды вылеплены вручную в виде низкой чашки с выпуклым или слегка утолщенным дном, иногда встречаются сосуды и с высокой шейкой. Почти вся посуда украшена орнаментом в виде ямок, отпечатков шнура и зубчатого штампа.

Значительное место в инвентаре ананьинской культуры занимают предметы вооружения. В период расцвета культуры широкое распространение получили бронзовые втульчатые наконечники стрел и копий скифского типа, мечи
и кинжалы. Наряду с двулезвийными известны мечи и кинжалы с односторонним лезвием и железные кинжалы-стилеты. Найдены и железные боевые топоры нескольких типов, бронзовые и железные вытянутые топоры-секиры и красиво оформленные топоры — символы власти. Для более поздних памятников характерны клевцы — оружие с немного загнутым в виде клюва железным острым бойком и поперечной втулкой, бронзовые булавы, бронзовые и железные втульчатые наконечники копий нескольких типов, бронзовые и железные наконечники стрел. Причем бронзовые наконечники аналогичны скифо-савроматским образцам.

Изображение ананьинского воина обнаружено на каменной плите, покрывавшей одну из могил. Одет он по подобию скифов в короткий кафтан, штаны и островерхую шапку. Кафтан стянут поясом, к которому подвешен короткий меч, клевец и кинжал, точно такие, какие находят в могилах.

В Прикамье к ананьинскому времени относится и ряд жертвенных мест, материалы которых характеризуют религиозные представления людей. На жертвенниках, расположенных на высоких холмах, лежат мощные слои золы, там же найдены литые бронзовые фигурки птиц, зверей и людей. Многие из жертвенников возникли в эпоху бронзы и просуществовали до начала I тысячелетия до н. э. Наиболее значительным является Гляденовское кострище на Каме.

С VI в. до н. э. в ананьинской культуре развивался «звериный стиль»: предметы украшали образами животных. Эти изображения не только являлись украшением, но и имели смысловое значение, придавая предметам, например оружию, особую силу, оберегая их владельца от воздействия злых сил, олицетворяя собой предка-покровителя или родовое божество. Прикамское искусство имеет и свои особенности: в основе его лежат образы медведя, типичного обитателя лесов, и хищной птицы.

Общество ананьинцев было родовым, патриархальным. Преобладающая роль мужчины зафиксирована в погребениях. В результате изучения материалов ананьинской культуры установлена связь ее носителей с населением последующих веков на территории Прикамья. Ананьинские племена входили в состав восточных финноязычных племен.

Со II в. до н. э. по V в. н. э. в Прикамье развивалась пьяноборская культура. Ее носители являлись потомками ананьинцев и принадлежали к финно-уграм. Они занимались охотой, скотоводством и мотыжным земледелием. Ведущую роль в хозяйстве играло скотоводство. Основное внимание уделялось разведению лошадей, которые использовались не только в качестве транспорта, но и как продукт питания. Земледелие выполняло подсобную функцию. Под посевы выбирали лесные и прибрежные поляны. Сеяли рожь, пшеницу, коноплю. Зерно мололи небольшими плоскими каменными плитами и терками. Охотились на медведей, лосей, северных оленей, зайцев. Селения располагались на возвышенных местах. Пьяноборская культура изучена больше по могильникам. Они представляют собой обширные кладбища из отдельных грунтовых могил с трупоположениями. К числу памятников пьяноборской культуры большинство исследователей относят могильники кошибеевского типа. Мужчин хоронили с оружием и орудиями, женщин — с украшениями. Для мужских погребений характерен следующий набор инвентаря: железные мечи, шлемы, топоры, поясные эполетообразные застежки. В пьяноборской культуре высокого развития достигла техника литья из цветных металлов и ювелирное искусство. Среди культовых вещей известны бронзовые фигурки птиц, стилизованные барельефные изображения зверей, которые составляют значительную коллекцию. Они также являются отличительной особенностью пьяноборской культуры.

Культура племен лесной полосы Сибири и Дальнего Востока

В лесной зоне Западной Сибири во второй половине I тысячелетия до н. э.— первой половине I тысячелетия н. э. сложилась большая культурно-историческая общность. Создавшие ее племена занимались скотоводством, а в некоторых лесостепных местах и земледелием. Здесь были развиты охота и рыболовный промысел, а также изготовление тканей, выделка кож и посуды. Большое влияние на культуру лесных племен оказали их соседи, жившие на Урале и в степной части Южной Сибири. Они снабжали лесное население медью и изделиями из нее, способствовали распространению железа, прогрессивных орудий труда и оружия.

Для этой территории характерны своеобразные элементы орнамента на керамике: штамп зигзагообразных узоров (так называемая уточка), оттиски крупной и мелкой гребенки в сочетании с вдавлениями и выпуклостями (так называемые жемчужины). Керамика поселений лесной зоны хронологически группируется в два типа: васюганский и саровский. В керамике васюганского типа присутствует узор из «жемчужин», крупный зубчатый штамп и широкие зигзагообразные оттиски «уточки». Керамику саровского типа отличают узоры из мелкого штампа, гребенки и волнистых линий, прочерченных зубчатым штампом.

В Западной Сибири выделено несколько археологических культур, с традиционными для всей зоны образцами керамики и бронзового литья и в то же время имеющими ряд специфических признаков. Так, в Среднем Прииртышье в I тысячелетии до н. э. вплоть до р.Тара и Табол развивалась саргатская культура. Территория лесостепного Приобья и Притомья в VII—I вв. до н. э. была занята оседлыми племенами большереченской культуры.

Памятники большереченской культуры изучены на Оби у с. Большая Речка и в других местах. Здесь строились укрепленные поселения с обширными полуземлянками прямоугольной формы с очагом в середине. Люди занимались пастушеским скотоводством и мотыжным земледелием, рыболовством и охотой. Вместе с останками лошадей, крупного и мелкого рогатого скота на поселениях найдено большое количество костей диких животных: лося, медведя, косули, соболя. В инвентаре много изделий из кости: наконечники стрел, гребни, лощила, мотыги, застежки, пряжки, проколки. Широко было развито и изготовление металлических орудий труда и оружия. На поселении Ближние Елбаны обнаружены остатки литейной мастерской — глиняные и каменные литейные формы для отливки кельтов, тесел и копий. На начальном этапе большереченской культуры таким металлом была бронза. В V в. до н. э. появляется железо, во II в. до н. э. железо окончательно вытеснило бронзу.

 Большереченская культура (по Т.Н. Троицкой, А.П. Бородовскому): костяные наконечники стрел, железные изделия и керамические сосуды


Большереченская культура (по Т.Н. Троицкой, А.П. Бородовскому): костяные наконечники стрел, железные изделия и керамические сосуды

Могильники большереченской культуры грунтовые, людей погребали в вытянутом или скорченном положениях в узких небольших ямах. С ними клали глиняные сосуды, наконечники стрел, бронзовые ножи, внешне похожие на тагарские.

Кулайская культура: реконструкция жилища, керамическая посуда, бронзовые наконечники стрел, предметы зооморфного и антро¬поморфного художественного литья (по Л.А. Чиндиной, Т.Н. Троицкой)

Кулайская культура:
реконструкция жилища, керамическая посуда, бронзовые наконечники стрел, предметы зооморфного и антро¬поморфного художественного литья (по Л.А. Чиндиной, Т.Н. Троицкой)

В средней части лесной полосы Сибири во второй половине I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э. существовала кулайская культура, названная по месту первых находок, наиболее характерных для нее, на горе Кулайке в Томской области.

На юго-востоке носители кулайской культуры граничили с племенами тагарской культуры. Кулайские памятники — это могильники, жертвенные места и поселения. Что касается хронологии кулайской культуры, то здесь нет единства: одни ученые относят ее существование к V в. до н. э.— IV в. н. э., другие считают, что она возникла позднее, в конце I тысячелетия до н. э. Для этой культуры характерны отлитые в односторонних глиняных формах ажурные стилизованные изображения обитателей местного леса: лося, медведя, волка, различных птиц. Встречаются композиции из одной или нескольких фигур с несколькими одинаковыми головами. В фигурах условно переданы рот, глаза, нос, фантастически соединяются образы животного и человека.

Кулайское ажурное литье локализовалось в основном в Нарымском Приобье. В последние годы много поселений с кулайским культурным слоем исследовано в Томском Приобье: Кижирово, Басандайка I, II, Шеломак, Нагорный Ишутан и др. В Новосибирском Приобье открыты поселения Дубровинский Борок, Завьялово и могильники Каменный Мыс, Ордынское I. Изучены захоронения под вытянутыми земляными насыпями. Насыпь кургана присыпалась с каждым последующим погребением.

Погребали в грунтовых ямах с деревянным перекрытием. Умерших иногда завертывали в бересту. Хоронили в вытянутом положении головой на северо-восток.

В материалах кулайской культуры преобладают низкие сосуды с широким низким горлом, покрытые в верхней части орнаментом. Орнамент состоит из ямок, рядов вертикальных наклонных линий, оттисков гребенки и штампа в виде стилизованной «уточки». Наряду с керамикой обнаружены костяные наконечники стрел, железные кинжалы, копья, предметы конской сбруи и украшения, из предметов быта — железные ножи, костяные ложки, глиняные и каменные пряслица, точильные камни.

На предметах кулайской культуры лежит печать сильного влияния других культур как Южной Сибири, так и Урала. Кулайские бронзовые котлы и оружие встречаются в тагарской культуре, бронзовые бляхи типичны для раннего железного века на Урале. Очевидно, распространение этих предметов было связано с обменом, который вели племена кулайской культуры, получая металл с Урала.

Кулайская культура Западной Сибири имеет генетическую преемственность с предшествующими молчановской и еловской культурами, связанными с ведущей ролью в хозяйстве охоты и рыболовства. Кулайская культура отмечена использованием сложного составного лука и четко выраженным культом животных.

К западу от области кулайской культуры V в. до н. э. — III в. н. э. в лесостепном Прииртышье, Притоболье и Барабе обитали племена саргатской культуры. Основными памятниками здесь являются могильники.

Саргатский культурно-археологический комплекс сложился на базе предшествующих комплексов поздней бронзы и переходного периода конца II — начала I тысячелетия до н. э. в Зауралье. В его основе лежат достижения металлургов иткульской культуры, культурное и хозяйственное влияние ирменского пласта XI—VIII вв. до н. э.

Материалы саргатской культуры (по Н. Полосьмак, Л. Коряковой)

Материалы саргатской культуры (по Н. Полосьмак, Л. Коряковой)

Саргатские погребальные сооружения располагаются обычно группами на высоких берегах рек. Под небольшими насыпями, как правило, находятся площадки из глины. Курганы окружены рвами. Большинство курганов содержит несколько погребальных ям, перекрытых бревнами и укрепленных деревом внутри. Такое устройство обнаружено в Абатском, Исаковском, Мысовском, Новочекинском могильниках. Погребения одиночные, парные и коллек¬тивные, со следами огня.

Саргатские поселения открыты в междуречье Тары и Оми, по Иртышу (Ильинское). Известны крупные городища площадью около 10 тыс. кв. м (Речкино II, Андреевка II). Однако большинство поселений средние по размерам. Люди жили в прямоугольных полуземлянках, выстроенных из дерева, с применением камыша, кустарника, дерна. Многие постройки имели каркасно-столбовое устройство, при котором в опорные столбы по углам закладывались продольные слеги. Крышу покрывали жердями, ветками и дерном. Выход устраивался в виде длинного коридора. Постройки иногда образовывали комплекс соединенных вместе помещений: жилое, сени и с другим хозяйственным назначением.

Саргатская культура представлена керамической посудой эллиптической, конической и шаровидной форм, горшками с отогнутой шейкой, плоскодонными и круглодонными сосудами. Большинство сосудов орнаментировано по верхней части тулова накольчатыми, ямочными и гребенчатыми узорами: в виде елочки, косой штриховки, треугольников. Кроме керамики, известны каменные блюда.

Среди археологического материала встречаются бронзовые и костяные втульчатые трехлопастные и черешковые наконечники стрел, костяные накладки сложных луков (известны с III в. до н. э.), железные двулезвийные мечи, кинжалы, панцирные пластинки, тесла, пряжки, из украшений — бронзовые и железные гривны, серьги, браслеты, бусы из стекла и полудрагоценных камней. Многие предметы саргатской культуры имеют аналоги в степном мире конца I тысячелетия до н. э. и первых веков н. э.

Дальний Восток — территория распространения нескольких археологических культур. Памятники одних, например янковской, изучены давно, другие же — недавно. Это кроуновская и ольгинская культуры в Приморье, урильская и польцевская в Приамурье, охотская на Сахалине, Охотском побережье и Камчатке, эскимосская в прибрежной Чукотке.

Янковская культура названа по фамилии первого исследователя — М.Й. Янковского. Первоначальное ее название «культура раковинных куч», так как многие поселения были отмечены наличием куч створок раковин. Поселения янковской культуры встречаются на Амурском и Уссурийском побережьях и в континентальной части Приморья. Самым значительным памятником является поселение на полуострове Песчаном у Владивостока.

Памятники янковской культуры знаменуют прогрессивные изменения, связанные с освоением железа и развитием производящего хозяйства. Исчезает старая техника отжимной ретуши, ее вытесняет шлифование. Меняются формы каменных топоров и тесел, наконечников стрел. В это время появляются и костяные изделия, почти не встречавшиеся ранее: полированные проколки, шилья, тонкие изящные иглы с ушком, ножи, различные лопаточки и рыболовные крючки. Изготовить их можно было только с помощью металлических орудий с острым лезвием. По-новому выглядит и глиняная посуда — горшковидные сосуды со слегка отогнутым наружу венчиком и чаши.

Племена янковской культуры жили оседло в поселках, состоявших из больших полуподземных домов. Хозяйство было комплексным с преобладанием земледелия и скотоводства, а на побережье — морского промысла. О наличии развитого земледелия свидетельствуют находки грубо оббитых мотыг с выступами для крепления ручки по бокам (плечики). В районе р. Тетюха, а также на поселении близ бухты Находка найдено большое количество таких плечиковых мотыг. Урожай снимался с помощью серпов, сделанных из мягкого сланцевого камня. Дальнейшая обработка зерна производилась на зернотерочных плитах, точно таких же, как во всех раннеземледельческих обществах земного шара. В ряде случаев обнаружены зерна хлебных растений — чумизы и проса.

На всех приморских поселениях обнаружены кости свиней и собак. Наибольшее развитие у обитателей поселений раннего железного века получило свиноводство. Летом свиней кормили дубовыми желудями, а зимой держали в специальных помещениях и откармливали мелкой рыбой. Следы вмятин на черепах собак, найденных при раскопках поселений на полуострове Песчаном, свидетельствуют о том, что их также разводили на мясо.

Расположение поселений в прибрежных районах и огромные скопления чешуи рыб и раковин морских моллюсков подтверждают значительную роль рыболовства. Ловили треску, ерша, тунца, скумбрию. Охотились на морских животных, добывали съедобных моллюсков (устриц, рапанов, мидий, петушков и др.), мясо которых употреблялось в пищу, а раковины нередко использовались как украшения и в качестве черпаков. Костный материал поселений показывает, что объектами охоты были зубр, косуля, птица, реже кабан и медведь. Основным оружием на охоте был лук со стрелами и копье.

Поселения янковской культуры (у поселков Чапаево, Олений, Славянка и в других местах южной части Приморья), располагавшиеся на сопках, были естественно укреплены. Насыщенный и достаточно мощный культурный слой свидетельствует о долговременном проживании людей. Прямоугольные жилища в виде полуземлянок стояли близко друг от друга. Площадь их колебалась от 15 до 20 кв. м. Крыши сооружались, очевидно, из деревянных плах, которые затем засыпались землей. По центру большинства жилищ проходил коридор, деливший помещение на две половины. В больших жилищах обычно имелось несколько очагов. Летом вблизи помещений воздвигали наземные легкие постройки.

Инвентарь янковской культуры весьма разнообразен. Значительную часть его составляет керамика. Наиболее характерны плоскодонные горшковидные сосуды, высокие и низкие усеченно-конические чаши и амфоровидные сосуды. В верхней части они украшены линейно-геометрическим орнаментом. По форме сосудов и орнамента выделяются местные комплексы. На поселениях много глиняных пряслиц. Встречаются бронзовые «зеркала», бляшки, каменные подвески и бусы, костяные обкладки ножен. Многие предметы изготовлены в традициях предшествующих культур, это касается в основном каменного инвентаря: прямоугольных в сечении долот и тесел, шлифованных ножей, овальных грузил для сетей из гальки с выемками. В янковской культуре в Приморье впервые появляются железные кельты, насады на землеройные орудия.

Ранний железный век Дальнего Востока: 1-15 - посуда янковской культуры; 16-19 - кроуновские сосуды.

Ранний железный век Дальнего Востока: 1-15 — посуда янковской культуры; 16-19 — кроуновские сосуды.

Наиболее сложным в истории этой, казалось бы, хорошо изученной культуры является вопрос о границах ее распространения на север. Янковская культура имеет мало общего с культурами соседних Корейского полуострова и Маньчжурии. Считается, что янковская культура сложилась на местной основе как продолжение традиций неолита и эпохи бронзы в этом регионе.

К северу от янковской культуры в основном на территории Приамурья развивалась урильская культура. Возникновение урильской культуры относится к XII—IX вв. до н. э. Племена этой культуры расселялись по берегам рек и озер, в поселках, состоявших из двух-трех десятков полуподземных жилищ с входом через дымовое отверстие. Культура получила название по о. Урильский на Амуре. Изделий из железа на этих поселениях немного. Хозяйство было комплексным, с преобладанием земледелия и скотоводства. Племена, жившие по Нижнему Амуру, активно занимались рыболовством.

Урильская культура изучена по крупным поселениям на берегах рек. Жилища-полуземлянки внутри делились на отсеки с очагами. На памятниках урильской культуры много каменных мотыг, керамических скребков, фигурок животных. Своеобразие орнамента урильской керамики в том, что здесь присутствуют сетчатые узоры. Каменный инвентарь не велик. В этой культуре много оббитых и отретушированных орудий. В то же время в янковской и урильской культурах просматриваются общие черты. Это обстоятельство позволило даже высказать мысль о существовании единой урильско-янковской археологической культуры.

К более позднему времени — второй половине I тысячелетия до н. э.— на Дальнем Востоке относится польцевская культура. Памятники ее сосредоточены в бассейне Среднего и Нижнего Амура в основном в пределах Хабаровского края. Поселения расположены на равнинах по берегам рек и озер. Известно более 100 поселений польцевской культуры: Кукелево, Кочковатка II, Желтый Яр и др. Наиболее исследованное поселение — Польце, давшее название всей культуре. Здесь открыты полуподземные жилища; часть из них погибла в результате пожара. Жилища имеют почти квадратную форму площадью 40 кв. м. Раскопки показали, что существовали два типа построек: с выходом через дымовое отверстие или в виде длинной траншеи.

На поселениях, особенно в котлованах жилищ, обнаружено скопление керамических сосудов. Например, на поселении Польце I в каждом из жилищ было найдено не менее 100 сосудов, изготовленных без применения гончарного круга. Среди них изделия с вытянутым туловом и плоским дном, с шаровидным туловом, небольшие сосуды баночной формы, большие узкогорлые с выпуклым сферическим туловом и покатыми плечиками и сосуды со специально выделенным донышком. Они украшены налепными валиками, прочерченными линиями, шнуровыми оттисками, поясками из вдавлений лопаточкой и другими мотивами. Встречается множество керамических пряслиц, различных поделок и керамических украшений. Из земледельческих орудий труда известны каменные сланцевые мотыги нескольких типов, песты, зернотерки, железные прямоугольные кельты, из орудий рыболовства — грузила для сетей и железные рыболовные крючки. На поселениях много каменных тесел и топоров.

Большое количество предметов связано с вооружением и охотой: каменные, костяные и железные наконечники стрел нескольких типов, костяные накладки сложного лука, железные наконечники копий. В польцевской культуре обнаружены железные и костяные панцирные прямоугольные пластины и латные пластины воинов.

Племена польцевской культуры занимались подсечным земледелием. Остатки зерна найдены во многих жилищах. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, рыболовство и охота. Были развиты обработка железа, камня, дерева и кости, кузнечное ремесло.

Племена польцевской культуры, расселившиеся на территории Приамурья, а потом и Приморья, этнически, вероятно, представляли единое целое.

В Приморье ранний железный век изучен по памятникам кроуновской культуры, известной еще как культура чапигоу. О жизни древних дальневосточных племен этой культуры дают представление поселения, обнаруженные на континентальной части Приморья, близ Уссурийска и около оз. Ханка. Поселения состоят из удлиненных жилищ четырехугольной формы, полуземлянок и построек на сваях. На поселении в Семипятной пади располагались близко друг от друга двадцать жилищ. В центре жилищ находился квадратный очаг, сложенный из массивных граненых плит. Среди разнообразия каменных земледельческих орудий труда зернотерочные плиты и куранты к ним, песчаниковые и шиферные точильца. Ремесленные изделия представлены тонкими глиняными пряслицами, украшениями из камня, железными предметами и керамикой. Обитатели поселений применяли как изделия из железа, так и каменные орудия.

В конце I тысячелетия до н. э. в Приморье на смену кроуновской культуре приходят новые явления. Примером может служить поселение в Раздольном, недалеко от Уссурийска. Здесь жили в полуземлянках и жилищах, рубленных из бревен. Люди выплавляли железо, изготавливали из него различные орудия труда. В культурных слоях обнаружены железные шлаки, каменные молоты для дробления руды и куски железной руды. Железные изделия характеризуются довольно развитыми формами. Среди них больше всего топоров, серпов, лопат, скобелей, ножей и наконечников острог. С изменением хозяйства менялась и керамика. Практически исчезают сосуды прежних форм, но появляется узкогорлая посуда с необыкновенно широким венчиком в виде блюда, орнаментированная налепным валиком в виде скрученного шнура и налепными шишечками в сочетании с текстильными оттисками.

По восточному побережью Азии, вплоть до Чукотского полуострова и далее по берегам Северного Ледовитого океана во всей арктической полосе в I тысячелетии до н. э. жили оседлые рыболовы и охотники так называемой берингоморской культуры. Источником жизни населения были охота на морского зверя (тюленей, моржей) и рыболовство, единственным домашним животным — собака. Берингоморская культура по уровню развития была неолитической. Поселки арктических жителей располагались на мысах по берегам бухт и на островах. Жилища были полуподземными, с низким сводчатым потолком. Пол выстилался каменными плитами. Такие жилища в долгую зимнюю полярную ночь отапливались и освещались жиром морских зверей, который сжигали в специальных глиняных и каменных светильниках. Уже в то далекое время возникло искусство резьбы по кости, которое до сих пор не утратило своего значения. Это искусство было тесно связано с деятельностью людей. Из кости делали основные орудия охоты — гарпуны, наконечники копий, рукоятки кинжалов и ножей. Таким образом, на северо-востоке нашей страны в I тысячелетии до н. э. существовала особая область древней культуры.

Литература

Андреева Ж. В. Приморье в эпоху первобытнообщинного строя. Железный век. М., 1977.
Андреева Ж.В., Жущиховский И.С., Кононенко Н.А. Янковская культура. М., 1986.
Археологические памятники эпохи железа восточноевропейской лесостепи. Воронеж, 1987.
Деревянко А.П. Ранний железный век Приамурья. Новосибирск, 1973.
Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. М., 1952. № 30.
Западная Сибирь в древности и средневековье. Тюмень, 1985.
Константинов И.В. Ранний железный век Якутии. Новосибирск, 1978.
Корякова Л.Н. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири. Свердловск, 1988.
Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974.
Лесостепные культуры скифского времени // МИА. М., 1962. № 113.
Патрушев В.С., Халиков А.Х Волжские ананьинцы. М., 1982.
Плетнева Л.М. Томское Приобье в конце VIII—III вв. до н. э. Томск, 1977.
Смирнов А.П. Железный век Чувашского Поволжья // МИА. М., 1961. № 95.
Троицкая Т.Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск, 1979.
Халиков А.Л. Волго-Камье в начале эпохи раннего железного века VIII—VII вв. до н. э. М., 1983.
Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск, 1984.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014