Путь на запад

Завоевания Митридата I привели парфян в Западный Иран и Месопотамию, превратив царство Аршакидов из окраинного владения в мировую державу. В Мидии селевкидский сатрап Тимарх провозгласил себя независимым, и Митридат вступил с ним в борьбу. Мы не знаем, как протекали события, но, видимо, не Митридат покончил с Тимархом. Более вероятно, что его окончательно сокрушил селевкидский царь Деметрий I Сотер 1. Но в итоге победителем оказался Митридат, захвативший Мидию около 155 г. до н. э. Затем, однако, Митридат был вынужден уйти к своим восточным границам, чтобы защитить их от вторжений кочевников. Как отмечалось выше (стр. 231), Митридату удалось захватить у Эвкратида две области, точное местоположение которых определить трудно. Есть указания на то, что он воевал в Арахосии, у границ Индии, но подробности этих событий нам неизвестны. Видимо, Герат, Сеистан, Гедросия и другие области на востоке Ирана уже задолго до Митридата перешли под власть местных правителей. Употребление Эратосфеном и более поздними авторами термина Ariane для обозначения большей части Восточного Ирана (исключая Бактрию) должно свидетельствовать о том, что так назывались области, на которые не распространялась власть греков. Несколько позднее это название прилагалось к Парфянской державе, но сообщения источников весьма неопределенны 2. Нет оснований сомневаться в достоверности сведений античных авторов о завоеваниях Митридата далеко на востоке, вплоть до Индии 3. Титул «великий царь», который присутствует на монетах Митридата, соответствует его успехам.

На западе Митридат летом 141 г. до н. э. вступил в Селевкию на Тигре. Весьма заманчива гипотеза В. Тарна, согласно которой селевкидский царь Деметрий II Никатор и Гелиокл Бактрийский заключили военный союз, чтобы заставить Митридата вести борьбу на двух фронтах. По В. Тарну, Митридат разгромил Гелиокла в декабре 141 г., а затем в 140 или в 139 г. до н. э. вернулся в Вавилонию, чтобы разбить и захватить Деметрия 4. После пленения селевкидского царя Митридат мог рассматривать себя наследником Ахеменидов и Александра. Большая часть Ирана, как и Месопотамия, должны были находиться в его руках, так как источники свидетельствуют о парфянском господстве в Сузах и в других районах 5. Парфяне стали хозяевами всего Иранского плато.

При Фраате II, сыне и преемнике Митридата, Антиох VII предпринял последнюю попытку восстановить селевкидское господство в Иране. Он отвоевал Месопотамию, вторгся в Мидию, но был разгромлен и убит, после чего Фраат снова занял Месопотамию. Однако восточные границы Парфянского государства оказались под угрозой в результате передвижений саков из Средней Азии. Фраат погиб в битве с кочевниками около 128 г. до н. э., будучи еще молодым, — трон после него занял его дядя Артабан II. Артабан также кончил свою жизнь на востоке, вероятно воюя против юечжей; обширные территории на востоке, завоеванные Митридатом, были утрачены. В это же время парфяне лишились и большей части Месопотамии — ее захватил Гиспаосин, правитель Харакены, нового небольшого государства, столица которого, прежняя Александрия-Антиохия, получила имя Спасину Харакс. K счастью для парфян, их новый царь был достойным тезкой Митридата I. Месопотамия была отвоевана обратно, доказательством чего служат монеты Гиспаосина, на которых выбиты изображения и титулы Митридата II. Харакенская династия, однако, продолжала править в Южной Месопотамии, уже находясь в зависимости от парфян, вплоть до завоеваний Траяна в 116 г. н. э. 6. Митридат II был первым парфянским правителем, употребившим титул «царь царей» на монетах; разнообразие типов и большое число его монет, дошедших до нас, указывают на длительное и успешное царствование. На некоторых своих монетах Митридат II изображен в высоком колпаке (или шлеме), украшенном по краю драгоценными камнями и звездой в середине. Такой головной убор, ставший наиболее частой разновидностью царской тиары парфян, был затем воспринят царями Эдессы (Абгариды), Элимаиды, некоторыми индо-парфянскими правителями и первым Сасанидом — Ардаширом 7.

На востоке Митридат II восстановил власть парфян, остановив саков и, возможно, заключив с ними союзный договор. Парфянское царство, как можно заключить по Исидору Хараксскому (§ 19), простиралось теперь до границ Индии, включая современный Кандахар. Э. Херцфельд выдвинул реконструкцию истории Суренов, парфянского владетельного рода в Сеистане, исходя из предположения о том, что Сурен Гондофар отпал от Парфии, когда Артабан III сменил на престоле Вонона I. Отдавая должное остроумию этой реконструкции, следует учитывать, что на самом деле мы ничего не знаем о парфяно-сакских взаимоотношениях на востоке 8. Предлагавшееся Э. Херцфельдом отождествление царя Парфии Вонона I с Вононом, чеканившим индо-парфянские монеты, не лишено вероятности, но совершенно не доказано. У саков и индо-парфян престол иногда переходил от царя к его брату или племяннику, возможно, как предполагал Э. Херцфельд, по материнской линии 9. Но вопрос этот более сложен, чем казалось до сих пор, поскольку один из индо-парфянских царей, Санабар, мог быть первоначально правителем Мерва в Средней Азии, если судить по находкам его монет 10.

Судя по индийским источникам, саки и пахлавы совершали свои индийские завоевания как союзники; это подтверждается и монетами, на которых представлены как сакские, так и парфянские имена. Принятие титула «царь царей» Гондофаром, Ортагном и Пакором должно указывать на полную независимость этих индо-парфянских владетелей от царей Парфии; трудно представить, что они вообще имели какое-то отношение к событиям, происходившим на территории Иранского плато. Проблема восточных отношений парфян в Арахосии, как и вопрос о западных границах владений индо-парфян, еще ждут своего решения, но можно утверждать, что индийское и иранское царства парфян существовали раздельно.

Уже давно было высказано предположение, что Сеистану и сакам принадлежит значительная часть иранского народного эпоса, и прежде всего эпический цикл, связанный с Рустамом. Благодаря открытию в Восточном Туркестане фрагментов согдийской версии сказания о Рустаме сакское происхождение большей части преданий о Рустаме, вошедших в «Шахнаме» Фирдоуси, становится вполне вероятным. Весьма романтичным выглядело бы отождествление Рустама с Гондофаром, а родового замка Каспара, последовавшего за Вифлеемской звездой к колыбели Христа, — с Кух-и Хваджа, холмом в центре озера Хамун в Сеистане 11. Отождествление саков или кушан с туранцами эпоса также заманчиво, особенно если учесть, что при этом Туран оказался бы к востоку от Сеистана; религиозный антагонизм между иранцами и туранцами в этом случае перешел бы из легенды в действительность, поскольку парфяне выступали в роли защитников зороастризма. Однако все эти вопросы не могут быть решены с помощью имен, этимологий и хитроумных гипотез. Необходимы новые археологические материалы и письменные памятники.

К концу своего правления (Юстин, XLII, 2, 7) Митридат II подчинил Великую Армению, где царем был некий Артавазд, видимо из той же династии, что и Артаксий (арм. Арташес), утвержденный в качестве царя или сатрапа Антиохом III 12. Митридат получил какую-то часть территории Армении и взял в качестве заложника юного царевича Тиграна, который позже стал Тиграном Великим, царем Армении. Вскоре Парфии пришлось противостоять Риму в борьбе за Армению, но в конце концов Аршакиды заняли армянский престол, и он оставался в руках Аршакидов даже после того, как в Иране пришла к власти новая династия — Сасанидов.

Notes:

  1. Помпей Трог, Пролог, 34, 13; Е. Веvan. The House of Seleucus, vol. II, London, 1902, стр. 195.
  2. См.: E. Herzfeld, Sakastan, — AMI, Bd IV, Berlin, 1931, стр. 36.
  3. Диодор Сицилийский, XXXIII, 18; Павел Оросий, V, 4, 16; Юстин, XLI, 6, 8.
  4. W. W. Таrп, The Greeks in Bactria and India, стр. 273.
  5. N. C. Debevоise, A political history, стр. 26.
  6. См.: G. Le Rider, Monnaies de Characene,— «Syria», t. XXXVI, 1959, стр. 251—252 (ссылки на более ранние работы можно найти в примечаниях к этой статье).
  7. Е. Т. Newell, The Coinage of the Parthians,— SPA, vol. I, стр. 480. Мне не удалось установить местонахождение монет Артабана, отца Митридата II, с легендой «царь царей», приводимых Ж- де Морганом (J. de Могgan, Manuel de numismatique orientale de l’antiquite et du moyen-age, t. I, Pa¬ris, 1923—1936, стр. 132, 147). Конечно, не исключено, что этот титул употреблялся и до Митридата, поскольку правители Элимаиды, Персиды и других областей, по всей вероятности, носили титул «царь» после парфянского завоевания, до Митридата II.
  8. Е. Негzfеld, Sakastan, стр. 101.
  9. Там же, стр. 94.
  10. Я основываюсь на беседе с М. Е. Массоном в шоле 1955 г. в Ташкенте, а также на монетах, которые он мне показал. Это противоречит общепринятой точке зрения, но я разделяю сомнения М. Е. Массона по поводу выдвигавшихся классификаций индо-парфянскнх монет. Эти классификации не учитывают различий между типами легенд — только греческими и греческими в сочетании с кхароштхн. Монограмма монет Санабара встречается и на чеканах парфянских царей — Пакора I и Фраата IV, но ее нет на индо-парфянских или сакских монетах. Все это указывает на более прочные связи Санабара с Мервом, Гератом и Секстаном, чем казалось раньше. Географическое положение этих областей также способствовало установлению тесных контактов, тогда как поддерживать сообщение между Сейстаном и Индией было трудно. Gp.: A. S i ш о- n е t t а, Ап essay on the so-called «Indo-Greek» coinage,—«East and West», vol. VIII, 1957, стр. 50, где приводятся сведения о монетах Санабара. {См. также: В. М. Массон, Восточно-парфянский правитель Санабар,— «Труды ГИМ», вып. XXVI («Нумизматический сборник», ч. 2), М., 1957, стр. 32—42.]
  11. Е. Herzfeld, Sakastan, cip. 116. Это предположение противоречит столь же умозрительной гипотезе о том, что и царь, и волхв Каспар связаны с Щизом (городище Тахт-и Сулейман в Иранском Азербайджане). Ср.: L. I. Ringbom, Graltempel und Paradies, Stockholm, 1951; его же, Paradisus Terrestris, Helsingfors, 1958.
  12. Об истории этих ранних правителей Великой (восточной) Армении, а также Малой (западной) Армении и Софены известно очень немного. Находка в районе озера Севан по крайней мере трех «верстовых» или межевых камней с арамейскими надписями показывает, что Артаксий (Арташес) был сыном Зариадра — ’rthssy MLK BR ZY zrytr rwndkn, См. И. М. Дьяконов, К. Б. Старкова, Надписи Артаксия (Арташеса I), царя Армении,— ВДИ, 1955, № 2, стр. 168; Г. Тирацян, Новонайденная надпись Арташеса I, царя Армении,—ВДИ, 1959, № 1, стр. 88—90.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 10.05.2016 — 21:46

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014