Приручение животных. Собака. Свинья. Кошка. Овцы и козы. Лошади, коровы, верблюды, олени и т. д.

Приручение животных

Теперь поведем речь о приручении животных, которое имело и до сих пор имеет важное значение для жизни человека.

Некоторые животные с древнейших времен сопровождают человека. Иногда их нельзя даже назвать ручными, потому что они боятся человека. Но живут они вместе с человеком потому, что около него находят нужную для них пищу. Они питаются обыкновенно тем же, чем и человек, или ненужными отбросами его пищи. Первое место между такими животными занимает, конечно, собака. Она не особенно взыскательна в пище, довольствуется почти голыми костями съеденных животных и очень любит человеческий помет. Очень может быть, что именно это то обстоятельство и заставило ее следовать за человеком. Постоянная близость к человеку уже сама приручила собаку без всякого старания со стороны людей. Тем легче было ее приручить: стоило только бросить ей какой нибудь ненужный кусок пищи или голую кость, и собака уже делалась почти вполне ручною, ласковою и преданною своему хозяину, т. е. тому, кто бросил ей первую кость.

И человек старался извлечь пользу из этого животного. Первое, что пришло ему в голову, это мысль о том, нельзя ли и собаку, как и других животных, есть. Оказалось, что эта мысль легко выполнима, и тогда стали откармливать собак, т.е. кормить их теми же ненужными отбросами своей пищи, но уже с целыо употреблять в пищу этих собак. Конечно, чем больше их разводилось, тем более была обеспечена жизнь человека, и потому он старался разводить собак.

Заметив, что собака сама отчасти живет подобно человеку охотой на птиц и животных, человек, естественно, взял ее себе в союзницы и стал приучать к охоте, но отнимал, конечно, добытую ею дичь, давая ей только небольшую долю. Он стал приучать ее не только к охоте на мелкую дичь, но и на зверей, которые и собаку приводили в трепет. Он соединял собак в стаи и натравлял на следы диких зверей, естественных врагов и собаки, и человека. Нет возможности перечислить всю пользу, которую человек сумел извлечь из собаки. Да в этом и надобности нет, потому что это всякому известно.

Свинья

Подобно собаке, и свинья не отличается особенной разборчивостью в пище. Это животное, оказывалось, гораздо лучше собаки умело отъедаться и копить жир, но зато кроме этого не выказывало никаких способностей. И до сих пор свинья выполняет человеку только эту службу, но зато выполняет лучше других животных.

Но если приручение собаки и свиньи оказалось довольно легким, то как же мог человек приручить других животных, более разборчивых в пище и питающихся совсем не тем, чем человек?

Способов к приручению животных было очень много. Во-первых человек, охотясь за ними, часто нападал на гнездо или логовище и находил там беспомощных птенцов и детенышей, которых легко взять живыми. Отсюда не далеко было до мысли выкормить этих детенышей дома, чтобы они выросли и сослужили тогда ту же службу, что их неприрученные родители. Отсюда не далеко было до разведения дома этих животных. Что таким образом, животных можно было приручить, показывают многочисленные случаи, когда животное, взятое еще детенышем в дом, приручается настолько, что его не приходится даже запирать или привязывать. Но, конечно, не все животные оказывались способными к приручению.

Некоторые из них по своему образу жизни никак не могли быть приручены. Таковы, например, хищники, которые требуют непременно мясной пищи и потому могут жить с человеком только при особенных условиях, при особом уходе за ними, да и то обыкновенно они плохо разводятся. Но само собою разумеется, таких животных человек мог разводить только разве для забавы, потому что, при большой трудности ухода за ними, они не давали ему почти никакой выгоды, а могли только принести вред, поедая других домашних животных.

Кошка

Из этих хищников только один приручился, но, зато он оказался пригодным для истребления вредных животных, сопровождающих человека. Это была кошка. И приручил ее собственно не сам человек, а мыши. Кошка привыкла к присутствию человека, который вскоре понял, что она ему пользу приносит, и потому благосклонно к ней относился, хоть и не кормил ее. Это ему было лучше во всех отношениях; голодная кошка лучше ловила мышей, и ему было спокойнее. Правда, она любила тоже полакомиться чем нибудь из хозяйства человека, но это не всегда ей удавалось, и всегда влекло за собою некоторые неприятности для нее.

Нужно помнить, однако, что все эти прирученные или приручившиеся животные не были еще домашними, по той простой причине, что первоначально человек сам не жил еще в определенном месте; они, стало быть, переходили с места на место, вместе с человеком. Кошка могла появиться у человека только тогда, когда он уже начал заниматься возделыванием растений, потому что только тогда делаются постоянными спутниками человека и полевые мыши, пища кошки. Потом уже эти полевые мыши переселяются и в дом человека, и с ними вместе и кошка становится домашним животным.

Когда человек нашел способ приготовлять веревку из волокнистых растений, то у него в руках оказалось такое орудие, которым он мог ловить некоторых животных живыми. Есть много способов такой ловли: из веревки делается петля и бросается в догонку за животным, при чем один конец веревки остается в руках. Петля затягивает шею животного, и человек завладевает им. У краснокожих американцев существует другой способ: на концы веревок навязываются какие-нибудь тяжелые предметы, например камни, и веревка бросается в догонку так, чтобы, ударивши по ногам или по шее животного, опутать их. Животное падает, и человек распоряжается им, как хочет. Таким образом американцы ловят лошадей, которых потом приручают.

Овцы и козы

Прежде всего, человек приручил овец и коз, которые разводились сначала для мяса, а потом и для молока. Мы знаем достоверно, что в древней Греции, например, коз и овец доили, как коров. Уже много времени спустя, нашел человек возможность пользоваться овечьей шерстью для приготовления различных тканей, но для этого нужно ему было уметь обрабатывать волокнистые растения и приготовлять из них ткани.

Лошади, коровы, верблюды, олени и т. д.

Далее приручение животных шло различными путями в различных местах. Так, в одних местах разводили верблюдов, в других лошадей, в третьих коров, оленей и т. д. Самой большой распространенностью пользуется, конечно, разведение лошадей и коров. Эти животные распространены почти повсюду и представляют многое множество различных пород. Говорить о значении их не стоит, потому что это всем хорошо известно.

Все эти животные стали теперь уже домашними. Человек даже и им построил жилище для зимовки или для ночевки.

Но не нужно забывать того, что человек начал их приручать еще в те времена, когда у него самого не было постоянного жилища. Как же возможно ему было тогда приручить животное? Первое, с чего он начал, было, конечно, то, что он сумел окружить необходимое для его жизни животное своими заботами. Он видел, что животные живут стадами, переходя с одного места на другое. Сначала ему приходилось охотиться на них, но эта охота оказалась не совсем удобною. Животные пугались и убегали в такую даль, что человеку трудно было их снова разыскать, а запас дичи или портился и пропадал даром, или оказывался недостаточным, и его не хватало до новой добычи. Тут мало по малу человек пришел к мысли жить с этими стадами в большой дружбе и только по мере надобности убивать из стада то или другое животное. Конечно, чтобы доказать свое доброе отношение к этим животным, он должен был дать почувствовать им свою заботу о них.

И вот человек начинает пасти стада. Он, во-первых, не нападает на них, а защищает от нападения диких зверей. Перегоняет стада на такие места, где для них оказывается больше корму. И само животное начинает ценить заботу человека; ему живется лучше, и оно чувствует, что человек его друг.

Но когда человек стал заниматься пастушеством, то его образ жизни должен был перемениться. Он искал теперь пищи уже не для себя, а для животных, которые составляли его главное пропитание. Он должен был кочевать, постоянно переходить с одного места на другое. Каждое время года заставляло его передвигаться в ту пли другую местность, где он мог найти нужную пищу скоту.

Рис. 14. Патагонцы на охоте: один ловит гуанако, другой убивает пуму (кугуара).

Рис. 14. Патагонцы на охоте: один ловит гуанако, другой убивает пуму (кугуара).

Понятно, что при такой жизни не может быть и речи о хлебопашестве, об обработке земли, которую человеку постоянно приходится бросать.

Но и при этом человеку приходится, однако, задуматься над тем, как улучшить жизнь своих животных зимою. Зима — голодное время. Животному приходится голодать, и в местах, где выпадает снег, доставать из под снега замерзшую траву. И вот, человек стал делать запасы этой травы для животных. Так как животных оказалось у него очень много, то и запасы сена делались большие.

Некоторые полагают, что народы эти перешли к земледелию именно для того, чтобы таким образом добыть достаточное количество пищи своим стадам, и только потом уже стали сами питаться теми же растениями, которые разводили для животных. Конечно, это очень возможно, но, вероятно, не везде дело шло совершенно одинаковым порядком. В одних местах, где особенно много было растительной пищи, человек первым делом обратился к разведению хлебных, плодовых и других растений; а в других местностях, где особенно много было дичи, он сначала напал на приручение животных, а потом уже перешел к обработке хлебных растений.

У многих народов, наконец, и то и другое могло развиваться одновременно. И на деле мы встречаем народы самого разнообразного образа жизни; одни только и знают, что свои стада, и совсем не занимаются земледелием, другие занимаются земледелием, довольно, правда, первобытным, и почти вовсе незнакомы с прирученными животными.

Кочевые народы обыкновенно появляются в обширных степных пространствах, дающих их животным обильную пищу. В наших южно-русских степях в прежние времена кочевали такие племена: половцы, печенеги и другие. До сих пор существуют у нас такие же кочевые племена, например, киргизы. Тата¬ры, покорившие Русь в XIII веке, были также кочевники, и до сих пор в степях азиатских кочуют многочисленные монгольские племена.

В этот день:

Дни смерти
1957 Умер Эрдемто Ринчинович Рыгдылон — советский учёный-востоковед, историк, археолог бурятского происхождения.
2013 Умер Александр Васильевич Матвеев — специалист по бронзовому веку Западной Сибири, исследователь Ингальской долины.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 05.03.2017 — 15:23

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014