Приложения

К оглавлению учебника «Археология»

Раскопки кургана пазырыкской культуры, Горный Алтай (по Н.В. Полосьмак)

Раскопки кургана пазырыкской культуры, Горный Алтай (по Н.В. Полосьмак)

Тюркский могильник во время раскопок (по В. В. Горбуновой)

Тюркский могильник во время раскопок (по В. В. Горбуновой)

Древнетюркский памятник Арал Тобе во время раскопок, Казахстан (по А. Досымбаевой)

Древнетюркский памятник Арал Тобе во время раскопок, Казахстан (по А. Досымбаевой)

Раскопки античного Херсонеса, главная улица

Раскопки античного Херсонеса, главная улица

Верхнепалеолитические ножевидные пластины и мезолитические микролиты

Верхнепалеолитические ножевидные пластины и мезолитические микролиты

Бизон из пещеры Альтамира, Испания

Бизон из пещеры Альтамира, Испания

Мамонт из пещеры Рофиньяк, Франция

Мамонт из пещеры Рофиньяк, Франция

Лошади, быки и олени из пещеры Ляско, Франция

Лошади, быки и олени из пещеры Ляско, Франция

Лань из пещеры Альтамира, Испания

Лань из пещеры Альтамира, Испания

Мамонты, шерстистые носороги и дикие лошади из Каповой пещеры, Урал, Россия

Мамонты, шерстистые носороги и дикие лошади из Каповой пещеры, Урал, Россия

Изображения из пещеры Ляско, Франция

Изображения из пещеры Ляско, Франция

Фигура бизона из грота Ла Мадлен

Фигура бизона из грота Ла Мадлен

Львы из пещеры Шавье ( по Д.Клот)

Львы из пещеры Шавье ( по Д.Клот)

Женская статуэтка из грота Гримальди, Италия

Женская статуэтка из грота Гримальди,
Италия

Палеолитические женские статуэтки, стоянка Мальта, Россия

Палеолитические женские статуэтки, стоянка Мальта, Россия

Кремневое копье эпохи неолита

Кремневое копье эпохи неолита

Кремневые неолитические наконечники стрел

Кремневые неолитические наконечники стрел

Неолитический сосуд, украшенный ямочно-гребенчатым орнаментом

Неолитический сосуд, украшенный ямочно-гребенчатым орнаментом

Фигурка лося из Горбуновского торфяника, III тыс. до н. э.

Фигурка лося из Горбуновского торфяника, III тыс. до н. э.

Голова лося,стоянка Воподарь, середина III тыс. до н.э.

Голова лося,стоянка Воподарь, середина III тыс. до н.э.

Неолитические фигурки из камня

Неолитические фигурки из камня

Неолитические изображения, р. Ангара

Неолитические изображения, р. Ангара

Наскальные изображения святилища Томская Писаница, Сибирь

Наскальные изображения святилища Томская Писаница, Сибирь

Наскальные изображения святилища Томская Писаница, Сибирь

Наскальные изображения святилища Томская Писаница, Сибирь

Ковш и подвески, неолитическая культура

Ковш и подвески, неолитическая культура

Саймалы-Таш, Киргизия

Саймалы-Таш, Киргизия

Наскальные изображения, Паспардо, Италия

Наскальные изображения, Паспардо, Италия

Наскальные изображения неолита, Норвегия, конец V - начало IV тыс. до н. э. (по А. Свеен)

Наскальные изображения неолита, Норвегия, конец V — начало IV тыс. до н. э. (по А. Свеен)

Энеолитическая керамическая статуэтка, культура анау, Туркмения

Энеолитическая керамическая статуэтка, культура анау, Туркмения

Энеолитические керамические статуэтки, культура анау, Туркмения

Энеолитические керамические статуэтки, культура анау, Туркмения

Глиняные трипольские антропоморфные статуэтки

Глиняные трипольские антропоморфные статуэтки

Трипольские энеолитические сосуды

Трипольские энеолитические сосуды

Керамическая посуда, культура анау

Керамическая посуда, культура анау

Античные театральные маски

Античные театральные маски

Античные светильники

Античные светильники

Сохранившаяся часть монетного двора в Херсонесе, III в. до н. э.

Сохранившаяся часть монетного двора в Херсонесе, III в. до н. э.

Античные монеты

Античные монеты

Античная ваза (кальпида), IV в. до н.э.

Античная ваза (кальпида), IV в.
до н.э.

Фрагмент росписи античной вазы

Фрагмент росписи античной вазы

Терракотовые статуэтки, Пантикапей, IV-III вв. до н.э

Терракотовые статуэтки, Пантикапей, IV-III вв. до н.э

Золотая серьга,Феодосия, IV в.

Золотая серьга,Феодосия, IV в.

Золотая маска из погребения боспорского царя Рискугорида III

Золотая маска из погребения боспорского царя Рискугорида III

Бык из Майкопского кургана, Северный Кавказ, середина III тыс. до н. э.

Бык из Майкопского кургана, Северный Кавказ, середина III тыс. до н. э.

Золотая пластина с изображением сака, Амударьинский клад

Золотая пластина с изображением сака, Амударьинский клад

Скорченное погребение эпохи бронзы

Скорченное погребение эпохи бронзы

Керамические сосуды из могильников карасукской культуры

Керамические сосуды из могильников карасукской культуры

Ваза для вина, сплав электра, курган Чертомлык

Ваза для вина, сплав электра, курган Чертомлык

Личина, Шалаболино, Енисей, окуневская культура

Личина, Шалаболино, Енисей, окуневская культура

Стилизованная фигурка оленя скифской эпохи “звериный стиль’, Костромской курган, VI в. до н. э.

Стилизованная фигурка оленя скифской эпохи “звериный стиль’, Костромской курган, VI в. до н. э.

Реконструкция интерьера погребальной камеры могильника Укок Горный Алтай (по Н.В.Полосьмак)

Реконструкция интерьера погребальной камеры могильника Укок Горный Алтай (по Н.В.Полосьмак)

prilozhenie-48

Мумия мужчины, могильник Верх- Кальджин 2, пазырыкская культура,Горный Алтай, раск. В.И. Молодина (по Н.В. Полосьмак )

Мумия мужчины, могильник Верх- Кальджин 2, пазырыкская культура,Горный
Алтай, раск. В.И. Молодина (по Н.В. Полосьмак )

Пазырыкское искусство: голова барана в клюве грифона (дерево, кожа)

Пазырыкское искусство: голова барана в клюве грифона (дерево, кожа)

Фигурка скачущего барана с изображением солярных знаков на лопатках, Амударьинский клад, культура саков

Фигурка скачущего барана с изображением солярных знаков на лопатках,
Амударьинский клад, культура саков

Золотая оправа ножен для меча, курган Большая Белозерка, IV в. до н.э.

Золотая оправа ножен для меча, курган Большая Белозерка, IV в. до н.э.

Серебряная ваза с изображением скифов, Гайманова Могила IV в. до н. э.

Серебряная ваза с изображением скифов, Гайманова Могила IV в. до н. э.

Деревянное украшение сбруи коня, могильник Алаха 3, пазырыкская культура (по Н.В.Полосьмак)

Деревянное украшение сбруи коня, могильник Алаха 3, пазырыкская культура
(по Н.В.Полосьмак)

Бронзовое навершие с изображением барана, тагарская культура

Бронзовое навершие с изображением барана, тагарская культура

Стилизованная пантера, золотая бляшка, курган Келермес, IV в. до н.э.

Стилизованная пантера, золотая бляшка, курган Келермес, IV в. до н.э.

Каменный жертвенный столик из савроматского погребения

Каменный жертвенный столик из савроматского погребения

Золотая пектораль из скифского кургана Гайманова Могила

Золотая пектораль из скифского кургана Гайманова Могила

Деревянные фигуры оленей, покрытые золотом, курган Филипповка

Деревянные фигуры оленей, покрытые золотом, курган Филипповка

Золотой гребень, курган Солоха, конец V - начало IV в. до н. э

Золотой гребень, курган Солоха, конец V — начало IV в. до н. э

Борьба хищника с лошадью, золотая поясная бляха

Борьба хищника с лошадью, золотая поясная бляха

Золотая поясная бляха из Сибирской коллекции Петра I, рубеж н.э.

Золотая поясная бляха из Сибирской коллекции Петра I, рубеж н.э.

Терракотовая голова богини, Пенджикент, VII в.

Терракотовая голова богини, Пенджикент, VII в.

Терракотовая голова богини, Пенджикент, VII в.

Терракотовая голова богини, Пенджикент, VII в.

Сцена терзания барана и горных козлов грифонами, бронзовая пластина культура гуннов, Дырестуйский култук (по С.С. Миняеву)

Сцена терзания барана и горных козлов грифонами, бронзовая пластина культура гуннов, Дырестуйский култук (по С.С. Миняеву)

Пермский “звериный стиль”, зооморфная пластина, I тыс. н.э.

Пермский “звериный стиль”, зооморфная пластина, I тыс. н.э.

Борьба двух драконов, бронзовая ажурная пластина, культура гуннов (по С.С. Миняеву)

Борьба двух драконов, бронзовая ажурная пластина, культура гуннов (по С.С. Миняеву)

Бронзовая пластина с изображением сцены борьбы животных

Бронзовая пластина с изображением сцены борьбы животных

Таштыкская погребальная маска

Таштыкская погребальная маска

Каменное изваяние киргиза

Каменное изваяние киргиза

Железные пластинчатые доспехи, I тыс. н. э.

Железные пластинчатые доспехи, I тыс. н. э.

Золотая инкрустированная погребальная маска, гуннская эпоха

Золотая инкрустированная погребальная маска, гуннская эпоха

Софийский собор в Новгороде, XI в

Софийский собор в Новгороде, XI в

Церковь Покрова на Нерли, XII в.

Церковь Покрова на Нерли, XII в.

Суздаль, жилой дом

Суздаль, жилой дом

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

prilozhenie-75

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ, ПЕРИОДЫ И КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ (от палеолита до раннего железного века)

prilozhenie-76

prilozhenie-77

prilozhenie-78

prilozhenie-79

prilozhenie-80

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абсида — полукруглый выступ у православного храма.

Агора — центр древнегреческого города, площадь и место собраний.

Акинак — скифский кинжал с двусторонним лезвием, перекрестием в виде крыльев и навершием в виде валика или стилизованных голов животных и хищных птиц.

Акрополь — цитадель, укрепленная часть древнегреческого города, расположенная на возвышенности, крепость, кремль в более позднее время.

Аллювий — древние наносы, перенесенные потоками воды, ветра.

Амулет — предмет, которому приписывают сверхъестественную способность защитить его владельца от злых сил.

Амфора — сосуд с двумя ручками и горловиной. Служила для хранения и перевозки масла и вина.

Ангоб — покрытие сосуда тонким слоем глины, наносимой на поверхность для сглаживания неровностей и придания изделию более эстетического вида, создания фона для нанесения орнамента.

Анималистическое искусство — изображения животных. Древнее искусство в большинстве своем анималистическое.

Антропогенез — учение о происхождении и развитии человека.

Антропоморфный (букв, человекообразный) — изображение каких-либо существ или животных, передающих форму, облик человека и имеющих черты животного или птицы.

Аридность, аридная зона, период — засушливая, степная территория с малым количеством осадков.

Артефакт — созданный человеком предмет, вещь.

Архантропы — древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды — питекантропы, синантропы).

Археологический комплекс — совокупность археологических объектов. Археологические комплексы бывают открытые и закрытые. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (клады, инвентарь погребений, вещи из неожиданно разрушенного жилища). Открытые комплексы формируются в течение длительного отрезка времени.

Ассимиляция — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев. В археологии — вытеснение признаков одной культуры другой.

Астрагал — позвонок, бабка, таранная кость. В археологии часто встречается в погребениях и на поселениях, начиная с энеолита.

Бармица — кольчужная или пластинчатая сетка, прикрепленная к шлему и свободно спадающая на плечи. Предназначена для защиты шеи воина.

Бифас — нижнепалеолитическая техника обработки галечных орудий труда ударами с двух сторон.

Венчик — верхний край сосуда, по форме различный: прямой, согнутый, валиковый, с утолщением и т. д.

Височное кольцо — украшения над висками, разнообразные по форме. Крепились к волосам, а также на лентах, шнурах, опоясывающих голову.

Вотивный предмет — сделанный специально для погребенного, положенный с погребенным.

Впускное погребение — совершенное в насыпи уже существовавшего кургана.

Вторичная обработка — вторичное скалывание или ретушь при изготовлении орудий из камня, придающая орудию его окончательный вид, после того как первичным скалыванием создается заготовка. I

Втульчатый — наконечник стрелы, копья или топор, имеющие отверстие для крепления на ручку, древко.

Галечная техника — древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из целого камня или гальки путем отбивки кусков камня с поверхности.

Галечные орудия — наиболее ранний и примитивный вид орудий. Сделаны из целой гальки техникой скола, характерны для раннего палеолита.

Гарпун — метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или двух сторон.

Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях и украшениях, делало керамику прочной, водонепроницаемой, декоративно оформленной.

Глинобитные — сделанные из глины стены жилищ, печи, площадки.

Гоминиды (от лат. Ьошо — человек) — семейство отряда приматов: человекообразные обезьяны, ископаемые и современные люди.

Гончарный круг — горизонтально вращающаяся площадка (круг) станка для изготовления глиняных сосудов. Гончар приводил его в движение рукой или ногами.

Горит — футляр из кожи и дерева для лука. Украшался металлическими или костяными пластинами с тиснением, рельефами.

Горловина сосуда — верхняя часть сосуда с венчиком и шейкой.

Горн — сложенная из камня, глины цилиндрическая камера с отверстием вверху и трубками внизу для поддувания воздуха. Предназначена для плавки (варки) железа.

Городище — древнее поселение на естественной возвышенности, укрепленное рвами и валами.

Гравет — верхнепалеолитическая техника обработки камня, по названию местности в Дордании (Франция). Изделия — небольшие острые.

Графити — фигуры, рисунки или надписи, прочерченные на поверхности: на скалах, стенах домов, на керамике.

Гребенчатый (орнамент) — орнамент, нанесенный на сосуд по сырой глине оттисками гребенчатого штампа.

Гривна — 1) шейное украшение из металла в виде обруча, гладкого или витого; 2) денежная единица в Древней Руси в виде слитка серебра.

Грифон — фантастическое существо в мифологии и искусстве, сочетающее в своем образе характерные особенности хищной птицы (клюв) и животного (хвост, лапы, туловище). Широко известен в искусстве скифской эпохи.

Грунтовая могила — могильная яма, вырытая в материке, овальной, четырехугольной или квадратной в плане формы.

Детинец — укрепленная часть древнерусского города, т. е. кремль. Располагался на высоком месте.

Диадема — головной убор в виде повязки, полосы из кожи, металла с украшениями; корона, изготовленная из драгоценного металла.

Дольмен — погребальное или культовое сооружение эпохи бронзы и раннего железа из огромных камней, накрытых сверху каменной плитой.

Доместикация — приручение, одомашнивание диких животных.

Дресва — толченый камень, добавлявшийся в глину в качестве отощителя при изготовлении керамической посуды. Придавал керамике прочность, предотвращал растрескивание.

Дромос — тоннель, прорытый под землей грабителями кургана или сделанный специально во время строительства погребального сооружения.

Дротик — короткое метательное копье; состоит из каменного, костяного или металлического наконечника, насаженного на древко.

Жальник — культовое или поминальное сооружение из камней.

Жертвенник — сооружение из камней, дерна, дерева; место, где приносились жертвы. В археологии жертвенники всегда связаны с природой или погребальными комплексами.

Звериный стиль — стилизованное изображение отдельных травоядных животных: оленей, баранов, козлов, лошадей и хищников, в основном из семейства кошачьих.

Землянка — распространенное в древности жилище, углубленное в землю, покрытое деревом.

Зернотерка — приспособление для ручного помола зерна. Состоит из двух камней: куранта — неподвижной части и терочника — круглого или продолговатого камня, которым терли.

Зернь — украшение по поверхности металла в виде напаянных мелких шариков.

Зиккурат — культовая башня, своеобразный религиозный центр, где совершали жертвоприношения, наблюдали за светилами.

Зооморфный — стилизованный под животное, часто определенного вида.

Идол — каменная или деревянная фигура, изображающая духа, мифологического или эпического персонажа, героя.

Изваяние — скульптурное изображение, статуя, идол.

Ингумация — захоронение умершего в яме, склепе.

Индоевропейцы — языковая семья эпохи энеолита, бронзы и раннего железа на территории Ближнего Востока, Индии, Ирана и степной Евразии.

Индустрия — в археологии приемы обработки камня, набор орудий определенного типа в эпоху камня.

Инкрустация — изготовление изделий путем вставок из другого материала (перламутра, мрамора, дерева и пр.) или драгоценных камней.

Интерстадиал — период более мягкого климата в ледниковую эпоху.

Каменная баба — изваяние, изображающее женщину или воина из камня. Оставлены тюрками, половцами, печенегами и другими кочевыми народами.

Камера погребальная — помещение для погребения со стенами, укрепленными деревянным срубом или каменными плитами.

Катакомба — специальное сооружение, подбой в землю в сторону внутри могильной ямы для совершения погребения.

Каури — раковина моллюска из Индийского океана, использовалось как украшение (подвески, нашивки), как предмет обмена с конца неолита и в последующие периоды в Евразии.

Квадрига — колесница, запряженная четырьмя лошадьми.

Кельт — металлическое, чаще бронзовое, орудие в виде полого клина, насаживалось на рукоятку, иногда снабжено ушками или отверстием для закрепления на рукоятке. Употреблялось как наконечник заступа, мотыги, тесла или топора в зависимости от способа крепления к ручке.

Кенотаф — ложное погребение, не содержавшее тела или праха умершего.

Керамика — общее название всех видов изделий из обожженной глины. По функциональному назначению она делится на производственную (тигли, льячки), бытовую и ритуальную. Различают лепную керамику, сделанную от руки, гончарную, сделанную с помощью гончарного круга.

Керексуры — сооружения из камней, поставленные вокруг курганов, каменные столбы или изваяния.

Кинжал — колюще-режущее оружие с коротким двусторонним лезвием, ручкой и перекрестием, отделяющим ручку от лезвия.

Клад — намеренно спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи; оружие, украшения, монеты.

Клевец — металлическое, чаще бронзовое оружие ближнего боя молотовидной формы с втулкой для насаживания на древко и заостренным бойком круглой или граненой формы в сечении и немного загнутым, как клюв (клевец), с прямым бойком — чекан.

Клектон — техника обработки камня. Разбивали камень и из отщепов неправильной формы изготовляли различные орудия. Распространена в период палеолита.

Кливер — каменное орудие нижнего палеолита, сделанное из нуклеуса или крупного отщепа. Близко ручному рубилу, имеет рабочую поверхность. Характерен для культуры ашеля.

Колесница — повозка на двух или четырех колесах. Древнейшие имели колеса-диски, более поздние — на спицах с втулкой. Появляется в энеолите.

Коллективное захоронение — в ряде культур многоразовое захоронение в склепе, погребальной камере с входом во внутрь. При раскопках таких камер встречается большое количество скелетов погребенных.

Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.

Комплекс — в археологии группа предметов, обнаруженных вместе на археологическом памятнике или группе родственных памятников.

Коньковые подвески — металлическое плоское украшение в виде двух головок животных на одной пластине, развернутых в разные стороны.

Копье — колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла в зависимости от эпохи, которой принадлежит.

Косарь — металлическое рубящее орудие. В отличие от серпа имел прямое лезвие. Предназначался для заготовки веток, грубой травы.

Костище — место большого скопления костей, обычно на жертвенниках. Типично для культур лесной зоны эпохи железного века и средневековья.

Костяк — археологический термин, то же, что и скелет.

Кратер — большая чаша для вина с двумя ручками в античную эпоху.

Кремация — сжигание тела умершего, трупосожжение.

Кресало — железный предмет для получения огня путем высекания искры при ударе о камень.

Крица — твердая губчатая масса железа с большим содержанием шлаков, полученная в результате сыродутного способа варки железа из руды в горнах.

Кроманьонец — человек верхнего палеолита Homo sapiens, назван по месту первой находки остатков скелета в Дордонии (Франция) в 1868 г.

Кромлех — отдельно стоящие крупные камни, в комплексе образующие круг.

Культурный слой — слой земли, образованный в результате жизнедеятельности людей. Включает остатки жилых и хозяйственных строений, предметы, отбросы. Слои различаются между собой по насыщенности и размерам. Содержат археологическую и хронологическую информацию.

Курант — подвижная часть зернотерки. Им растирали на плите злаки для получения муки, коренья, плоды, сушеную рыбу и т. д.

Курган — надмогильное сооружение из земли, дерна или камней.

Курганная культура — археологическая культура, выделенная по материалам раскопанных курганов, фактически часть археологической культуры. Такими первоначально были древнеямная, афанасьевская, тагарская и ряд других культур степной Евразии.

Курильница — изделие из камня или керамики для горящих углей, благовоний, небольших жертвоприношений.

Ладьевидный топор — каменный боевой или ритуальный топор в форме ладьи. Характерен для конца неолита и эпохи бронзы.

Леваллуа — двойная техника обработки камня: 1) скалывание овальных пластин с тщательно подготовленного нуклеуса (ядрица) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин и получение нужного орудия.

Лес — мелкие пылевидные частицы скальных пород, переносимые ветром и образующие отложения. С ними связаны некоторые памятники раннего палеолита.

Личина — схематичное изображение маски или человеческого стилизованного лица.

Лощило — инструмент для заглаживания изделий, поверхности сосудов.

Льячка — глиняная ложка (ковш) для разлива расплавленного металла в формы.

Макролиты — крупные, грубо оббитые каменные орудия.

Маски погребальные — накладывались на лицо погребенного. Их делали из терракота, металла, бересты, кожи и материи.

Меандр — орнамент в виде ломаной линии. Характерен для андроновской культурной общности. Назван по реке в Малой Азии, русло ее делает зигзагообразные повороты в каменистом грунте.

Мегалиты — древние сооружения из больших каменных блоков.

Менгиры — вертикально поставленные продолговатые каменные плиты, образующие ряды, иногда параллельные, длиной в несколько сотен метров («аллеи менгиров»). Связаны с погребальными, культовыми комплексами.

Меч — холодное колюще-рубящее оружие с обоюдоострым клинком.

Микролиты — мелкие каменные пластинки, как правило, в форме трапеции, сегмента, треугольника и др.; часто использовались как наконечники стрел и вкладыши в составных рыболовных крюках, гарпунах.

Могила — место погребения умерших: яма в грунте, яма, оборудованная деревянным срубом, выложенная камнем, и сооружение над ней типа кургана.

Могильник — комплекс погребений. Выделяют могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.

Мозаика — украшение пола или стен рисунками, выложенными камнем или цветным стеклом.

Мотыга — ручное орудие, состоящее из рукоятки и прикрепленного к ней каменного, костяного или металлического клина для рыхления земли.

Нарезной орнамент — встречается на керамике. Наносился на глину до обжига острым инструментом: ножом, шилом, проколкой.

Некрополь — античный могильник.

Ножевидные пластины — кремневые удлиненные пластины, полученные путем скалывания с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками, вкладышами для изготовления орудий. Обрабатывались вторично отжимной ретушью. Характерны для верхнего палеолита и мезолита.

Номадизм — кочевой тип хозяйства и соответствующий ему образ жизни, когда все общество вместе со скотом находится в постоянном движении, как правило, по степным и полупустынным территориям; к условиям приспособлен быт: повозка, легкое переносное жилье (юрта), минимальное количество посуды, вещей.

Нуклеус (букв, ядро, сердцевина) — специально обработанный камень, заготовка, с которой скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы — дисковидные (овальные) (эпоха мустье), пирамидальные, призматические (верхний палеолит), карандашевидные (мезолит).

Оббивка — техника обработки каменных орудий ударами отбойника.

Оленный камень — вытянутая каменная стелла, антропоморфная, с высеченными на поверхности стилизованными изображениями (обычно оленей). Были распространены в степной, лесостепной полосе Евразии в предскифскую и скифскую эпохи.

Орнамент — ритмично повторяющийся геометрический или другой стилизованный узор на каком-либо предмете. В археологии большое значение имеет орнамент на керамике. По технике нанесения выделяются расписной (рисованный), штампованный, нарезной, прочерченный орнаменты.

Оссуарий — вместилище для погребения человеческих останков (костей, пепла). Обычно круглый или четырехугольный глиняный, каменный сосуд с крышкой.

Остеологический материал — костный материал скелетов животных.

Острога — орудие для ловли рыбы, имеющее несколько костяных или металлических зазубренных наконечников.

Остроконечник — каменное вытянуто-треугольное орудие, сделанное из отщепа, крепилось на древко.

Отбойник — камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

Отжимная ретушь — вторичная техника обработки каменных орудий, при которой отделялись мелкие чешуйки с лезвия каменной пластины при помощи костяных или каменных инструментов. Обычно встречается на ножевидных пластинах, наконечниках стрел и копий, проколках.

Отжимник — заостренная кость, использовавшаяся для отщепления мелких каменных фрагментов при обработке ножевидных пластин.

Отщеп — осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

Охра — коричнево-красного цвета окись железа. Широко использовалась в археологические периоды как краситель.

Очаг — место для разведения открытого огня в жилище, определяется по наличию очажной ямы, глиняной вымостки, каменной выкладки, остаткам прожженного пятна, угля или изменению цвета земли.

Паипология — спорово-пыльцевой анализ в целях установления древней флоры.

Палаш — рубящеколющее оружие с прямым односторонним лезвием.

Палезоология — наука, изучающая костные остатки ископаемых животных.

Палеоантропы — обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.

Палеоботаника — наука, изучающая древнюю флору по остаткам пыльцы, семян в слоях почвы.

Палеопочвы — древние почвы, перекрытые другими, не почвенными слоями грунта.

Панцирные пластины — плоские железные (деревянные, керамические) пластины для защитного доспеха.

Пектораль — ювелирное украшение, которое носили на груди.

Петроглифы — рисунки, изображения на каменных плитах, скалах; более правильный термин — наскальное искусство.

Тесло — тяжелый инструмент, изготавливался из камня и металла. Лезвие у тесла составляет прямой угол с рукоятью.

Тигель — сосуд из огнеупорной глины, в котором плавили металл, стекло.

Типология — в археологии основной метод первичной процедуры распределения изделий, предметов по группам, типам, функциональному назначению и хронологии.

Торевтика — ручная рельефная обработка художественных изделий из металла — тиснение, чеканка. Торевтикой называют и сами изделия — металлическую посуду, наборные пояса и т. п.

Традиция — в археологии связь, устойчивые элементы культуры, типов памятников и предметов с предшествующей культурой.

Трансгрессия — движение суши, изменение рельефа, уровня Мирового океана. Связано с большими природными катаклизмами в истории земли: вулканической деятельностью, образованием материков, горных систем, рек, таянием ледников.

Трепанация — вскрытие черепа человека или животного, возможно, с ритуальной целью, в древности.

Тризна — пиршество в память умершего, то же, что и поминальный обряд, поминки.

Тулово сосуда — основная часть сосуда, имевшая овальную, круглую, яйцевидную, кубковидную или другие формы.

Ударная площадка — поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.

Удила — деталь конской сбруи, вставляются в рот животного, предназначены для управления конем. Известны сухожильные, бронзовые, железные удила. Состояли из одного или двух звеньев.

Унифас — техника односторонней обработки макролитов.

Урна — крупный сосуд без ручек, использовавшийся при погребении праха по обряду кремации.

Фалар — металлическая бляха на конском снаряжении, помещавшаяся на груди лошади, обычно круглая, орнаментированная.

Фибула — декоративная булавка, использовалась как застежка ниспадающей одежды. Известна с эпохи бронзы.

Филигрань — художественное ювелирное украшение изделия в виде кружева, плетенного из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.

Форма литейная — приспособление из глины или металла для изготовления металлических предметов путем отливки. Бывают односторонние плоские, двусторонние составные и сложные, состоящие из нескольких разъемных частей.

Фреска — роспись стены водяными красками по сырой штукатурке.

Хум — большой сосуд для хранения припасов.

Хтонический — потусторонний, принадлежащий к подземному, «нижнему» миру.

Царские курганы — большие по размерам насыпи, архитектурные сооружения из земли, дерна, камня, дерева в степной Евразии эпохи бронзы и раннего железа. Под ними расположены обширные погребальные камеры, в которых погребенные отмечены богатством убранства, золотыми предметами.

Циклопическое сооружение — крупное мегалитическое сооружение.

Циста — каменное сооружение из плит в виде ящика для захоронения.

Чеканка — рельефное изображение на листовом металле, нанесенное ударами заостренного предмета или специальным молотком.

Черепица — керамическая фигурная пластинка для кровельного настила.

Черешок — узкий выступ в основании орудия (наконечника стрелы, дротика) для закрепления его на древке.

Чоппер — крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.

Чоппинг — крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.

Шлем — головной убор воина: открытый — без забрала, закрытый — с забралом, защищающим лицо от удара.

Шлифование — обработка поверхности и лезвия каменных топоров, тесел с помощью абразивных инструментов и кожи.
Шнуровой орнамент — орнамент в виде оттиска шнура или имитации шнура на сосуде.

Штампованный орнамент — сочетание разнообразных фигур-штампов, нанесенных по сырой глине специальным орудием — штампом, обычно в виде зубцов гребенки.

Эволюция — развитие, постепенное изменение в природе и обществе; в археологии — развитие эпох, археологических культур, предметов.

Экстенсивное скотоводство — тип скотоводства, основанный на постоянном увеличении количества скота, расширении пастбищ. Экстенсивное скотоводство привело к номадизму, т. е. подчинению быта постоянному кочеванию.

Эмаль — стеклообразное покрытие, наносимое на металлическое изделие и закрепляемое обжигом, то же — финифть. Эмали бывают выемчатые, перегородчатые и др.

Эпипалеолит — пережиточный палеолит. В ряде мест в мезолите и даже раннем неолите обнаруживаются архаичные, характерные для палеолита изделия и приемы их изготовления, характерные для палеолита.

Ямочно-гребенчатый орнамент — орнамент, состоящий из чередования оттисков гребенчатого штампа и углублений, ямок.

К оглавлению учебника «Археология»

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 28.08.2014 — 20:18

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014