Л.И. Погодин — Керамика поздних памятников саргатской культуры

К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»

1. Керамика, наряду с погребальным обрядом, является основным культуроопределяющим признаком. При поступательном развитии древних общностей констатируется устойчивость керамических традиций. Из совокупного набора посуды археологических культур с большей степенью надежности вычленяется обычно лишь ранняя и поздняя, т.е. посуда периодов формирования и трансформации культуры.

Хронологические и пространственные масштабы саргатской культуры обусловили некоторое своеобразие в порядке изучения хронологической специфики керамики. Длительное время в распоряжении исследователей имелся материал, в основном, по развитому периоду — IV в. до н.э. — II в н.э., ( общий диапазон культуры с VII в до н.э. по V в н.э. ). При этом представительность керамического материала по отдельным периодам внутри развитого этапа также непропорциональна, тем более, с учетом локальных вариантов культуры.

Поиски временной специфики керамики были сосредоточены, в основном, внутри развитого этапа. В результате в рамках V в. до н.э. — II в. н.э. разными исследователями были выделены от трех до четырех хронологических групп саргатской керамики, как в целом, так и по регионам (Полосьмак, 1987,с.91-95; Корякова, 1988, с.92-113; Матвеева, 1993, с. 152-156). Характеристика раннего керамического комплекса предложена лишь применительно к восточному ареалу саргатской культуры — Барабинской лесостепи (Молодин, Колонцов, 1984, с.69-86; Полосьмак, 1987, с.92).

2. В последнее время в Прииртышье были исследованы еще несколько памятников, датирующихся в пределах III — V вв. н.э. (Сидоровка, Бещаул-IV, Исаковка-1, Стрижево-1, Коконовские курганы ). Выборка керамики из поздних могильников включает более 140 экземпляров, из которых баночные формы составляют около 13%. Представительность материала позволяет дать краткую характеристику керамического комплекса заключительного этапа саргатской культуры Прииртышья, а также попытаться выявить его своеобразие и тенденции эволюции керамической градиции.

3. Анализ формы проводился по основным конструктивным элементам (дно, тулово, шейка и горло), комбинации которых обуславливают разнообразие форм.

Дно. Изготавливаются остродонные, круглодонные и плоскодонные сосуды. По сравнению с предшествующими периодами удельный вес плоскодонных горшков (без учета банок) возрастает и составляет от 12% до 23% на разных памятниках. В то же время количество остродонных сосудов резко сокращается до 10-11%.

Тулово. Преобладает горизонтально-эллиптическая форма (49% в Исаковском-1, 63% в Коконовских курганах). Сосуды с шаровидным туловом составляют в среднем от 30 до 39 % выборки. Количество вертикально-эллиптических форм, широко распространенных на ранних этапах, сокращается до 12 % ( 17% в Исаковке-1, 7% в Коконовке).

Плечико. Основная масса посуды имеет среднее плечико, на втором месте — низкое. Процент сосудов с высоким плечом не велик. Высокое плечико, как и низкое, как правило, образуют ребро в средней или верхней трети части тулова.

Шейка. По форме более половины сосудов имеют прямую шейку (от 61% до 50% по памятникам). Количество экземпляров с изогнутой шейкой сокращается в среднем до 33%. Горшки с наклоненной внутрь шейкой составляют около 12 % выборки.

Горло. Ширина горла сосудов анализируемой серии чрезвычайно варьирует от очень узкого до очень широкого (слабопрофилированные горшки). Поэтому для характеристики этого элемента используется три условных понятия: узкое горло, среднее, широкое. Почти половина образцов (44-46%) имеет среднюю ширину горла (По Коряковой 0,8 <= X => 0,6 . Узкогорлые сосуды на разных памятниках составляют от 23 до 36 %, широкогорлые — от 30 до 20 %.

Таким образом, в эволюции керамических форм на заключительном этапе культуры прослеживаются следующие тенденции:
— дальнейшая дифференциация типов с одновременным выделением двух эталонных: 1.) узкогорлые с высокой прямой шейкой и шаровидным туловом; 2.) широкогорлые с низкой шейкой и горизонтально-эллиптическим туловом;
— прогрессирует плоскодонность горшков;
— возрастает доля сосудов с наклоненной внутрь шейкой при одновременном увеличении высоты шейки и ширины горшков;

4. Орнаментация. При сохранении общих элементов, схем и техники, отмечаются следующие особенности, характерные для посуды поздних памятников Прииртышья:
— упрощение схем и сокращение орнаментируемого пространства. Увеличивается доля сосудов, у которых орнаментированы только плечики или только шейка. Уменьшается количестве посуды, сочетающей несколько элементов декора.
— возрастает процент посуды, украшенной насечками или отпечатками шпателя, образующими простые горизонтальные
ряды или “елочку”.
— увеличивается до 12-15% доля сосудов, орнаментированных ямками или “жемчужинами”. При этом, как правило, ямки или жемчужины наносятся на уже выполненные другие элементы узора. Типичный образец: горизонтальные ряды насечек или елочка, нарушенная рядом ямок или жемчужин. Подобный орнамент обычно встречается на приземистых широкогорлых горшках, а также банках.

5. При достаточном своеобразии, посуда рассматриваемого периода, в целом, укладывается в рамки керамического комплекса саргатской культуры Прииртышья. При этом отчетливее проявляются и развиваются некоторые тенденции эволюции, прослеживаемые по материалам предыдущих периодов: смещение акцента от вытянутых форм к приземистым, рост доли неорнаментированных сосудов, увеличение содержания ямочных и ямочно-резных узоров.

Отдельные тенденции развития саргатской керамической традиции получают свое завершение в раннесредневековой керамике. В форме — приземистые слабопрофилированные горшки и горшки с высоким горлом, в том числе с наклоненной внутрь шейкой. В орнаменте — ямочная и жемчужная орнаментация поверх основных узоров.

Исследование факторов, обусловивших появление и развитие основных тенденций (реминисценция позднебронзовых черт, воздействие инокультурных и стадиальных градаций и т.п.), является темой специального исследования.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика