Передольская А.А. Терракотовая статуэтка женщины из святилища Афродиты в Нимфее

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)

При доследовании в 1956 г, общественного здания в Нимфее — предполагаемого святилища Афродиты — под полом его второго помещения (в котором в предшествующие годы было обнаружено много интересных предметов, относящихся к культу Афродиты 1) был найден великолепный обломок терракотовой статуэтки 2. Фрагмент представляет собою изображение верхней части женской фигуры, стоящей фронтально, в торжественной позе, одетой в нарядный пурпуровый пеплос и в накинутый на голову плащ, сохранивший слабые следы синей раскраски и белой облицовки. Левая рука женщины, скрытая под плащом, упирается в бок; правая была поднята вверх и, очевидно, придерживала над головой край покрывала (рис. 1, а—в).

Рис. 1. а, б, в — статуэтка женщины из святилища Афродиты в Нимфее

Рис. 1. а, б, в — статуэтка женщины из святилища Афродиты в Нимфее

Мотив статуэтки легко восстанавливается при сравнении нимфейского фрагмента с тремя статуэтками Эрмитажа, происходящими из Северного Причерноморья (рис. 2, 1—3) 3. Они являются повторениями одного и того же типа женской фигуры в плаще, нижний конец которого падает углом на выступающий живот. Женщина обута в башмаки.

Этот тип известен в немногочисленных экземплярах по находкам в Греции 4 и в Киренаике 5.

Экземпляр из Нимфея воспроизводит тот же мотив стоящей женщины, приподнимающей над головой плащ. Однако фрагмент из Нимфея нельзя назвать репликой этого типа. Тонкостью исполнения он превосходит все остальные; обе стороны терракоты исполнены тщательно. Различны прически. Волосы женщины на фрагменте из Нимфея зачесаны назад, обрамляя лицо ровным валиком; строгая трактовка прядей напоминает прически старух 6. На других статуэтках длинные волосы падают вдоль щек на плечи и грудь, а надо лбом собраны в узел, напоминая парик театральной маски. Это и послужило, очевидно, поводом для утверждения, что на лице женщин имеется маска 7, причем указывалось, что это — маска старухи, улыбка которой переходит в гримасу. Однако экземпляры в Эрмитаже воспроизводят тип молодой женщины, а не старухи. Тип молодой улыбающейся женщины, не имеющей маски на лице, воспроизводит и фрагмент из Нимфея. Тонко исполненное лицо отличается четким овалом, менее растянутым ртом, более спокойной трактовкой глаз.

Рис. 2. Статуэтки женщин из Северного Причерноморья, хранящиеся в Гос. Эрмитаже 1 — Керчь; 2 — Ольвия; 3 — Керчь (?); 4 — Аджи-Мушкай

Рис. 2. Статуэтки женщин из Северного Причерноморья, хранящиеся в Гос. Эрмитаже 1 — Керчь; 2 — Ольвия; 3 — Керчь (?); 4 — Аджи-Мушкай

Отсутствие маски особенно чувствуется при сравнении фрагмента из Нимфея с третьей разновидностью типа молодой женщины — статуэткой, найденной близ Керчи, в одной из женских гробниц некрополя по дороге в дер. Партизанское (быв. Аджи-Мушкай 8). Она превышает по размерам все упомянутые варианты и отличается такой же хорошей, как и нимфейский экземпляр, сохранностью и исполнением (рис. 2, 4). Поза фигуры менее свободна: правая нога не отставлена назад, а выдвинута вперед и покоится всей ступней на земле; правая же рука поднята до уровня плеча. Иначе задрапирован и плащ. Вариантами этого нового типа являются статуэтки в Гейдельберге 9 и в Нью-Йорке 10.

Вся эта группа статуэток, исследованная А. Кёрте 11, была поставлена в связь с аттической древней комедией и объяснена как изображения актеров. Основанием для такого определения послужили «гротескный» характер изображений, наличие маски на лице и большого живота, воспроизводящего якобы прогастридион актера древней комедии.

А. Кёрте датировал большинство из собранных статуэток «актеров» древней комедии, ссылаясь на находки в Крыму и в Фиванском Кабирионе, IV в. до н. э. 12. В то же время он указал, что по стилистическим признакам некоторую часть можно отнести к V в. Следует, однако, отметить, что дата разрушения Кабириона — 335 г. до н. э. — дает для датировки памятников лишь terminus ante quem. То же следует сказать и относительно находок в Олинфе, подвергшемся разрушению в 348 г. до н. э. 13.
Определение А. Кёрте получило на долгое время всеобщее признание 14.

Новая гипотеза — о близости этой группы терракот к аттической средней комедии — была предложена М. Бибер, датировавшей 14 терракот, хранящихся в Нью-Йорке и найденных в одной из могил близ Афин, временем между 380 и 330 гг. до н. э. 15. Не отрицая того, что статуэтки воспроизводят костюмы и атрибуты актеров древней комедии и что многие из них восходят к типам поздних комедий Аристофана, она тем не менее утверждает, что ярко выраженная в них индивидуализация образов и характеров соответствует произведениям времени создания средней комедии. Еще более позднюю датировку — 300 г. до н. э.— предлагает К. Шефольд 16.

Как объяснить, однако, то противоречие, что статуэтки, выполненные в стиле произведений V в., снабженные типичными атрибутами актеров древней комедии, должны были изображать актеров средней комедии? А. Кёрте и М. Бибер объясняли это живучестью типов актеров древней комедии, пользовавшихся громадной популярностью в позднейшие времена. Но почему же в таком случае отсутствуют соответствующие находки в комплексах V в.? Почему мы не встречаем в аттической вазовой живописи изображений сцен из древней комедии, в то время как сатирическая драма нашла в ней свое яркое отражение 17?

По стилистическим признакам статуэтку из Нимфея можно датировать второй половиной V в. до н. э. За это говорит простота композиции фигуры, сохраняющей, несмотря на свои миниатюрные размеры, величавый характер монументального стиля времени Фидия, четкость ее контуров, расчлененность отдельных форм, строгость в трактовке одежды с ярко выраженной склонностью к подчеркиванию параллельных линий в распределении складок и тщательность в выполнении всех деталей. Симметрия и архитектоника — главные принципы в построении классической фигуры — нигде не нарушены. Мотив свернутого жгутом края плаща, расположенного под грудью, встречается неоднократно на восточных плитах панафинейского фриза Парфенона 18.

Все эти особенности создают впечатление, что коропласт работал в стиле классического искусства, имея перед глазами какой-то известный образец монументальной статуи 19.

Созданные во второй половине или в конце V в. женские статуэтки подобного типа могли существовать и позже, т. е. в начале IV в., как о том свидетельствуют, например, находки в кургане Большая Близница.

Статуэтка из Нимфея была найдена в святилище Афродиты, разрушенном в первой четверти IV в. до н. э. Возникло оно в VI в., а около середины V в. было перестроено. Фрагмент был найден ниже уровня двух его полов, сохранившихся около стен и разрушенных в центре помещения. Надо полагать, что разбитая и поврежденная статуэтка в последние два десятилетня существования святилища уже не использовалась.

Остается ответить еще на один вопрос: действительно ли все статуэтки подобного рода были изображениями актеров комедии? Мои попытки разобраться в содержании комплекса терракот из кургана Большая Близница убеждают меня в том, что все без исключения статуэтки этого погребального комплекса были связаны с ритуальными действиями и обрядами земледельческой религии 20. Мне удается установить связь этих статуэток с эпизодами, описываемыми в гомеровском гимне к Деметре 21, положенными в основу священных драм-мистерий Деметры в Елевсине. Если это так, то тогда мы имеем дело не с изображениями актеров древней или средней комедии, а с изображениями лиц, активно участвующих в священных драмах. Такими лицами были, прежде всего, жрецы и жрицы того или иного культа, а также другие лица жреческой иерархии.

Этим можно объяснить и живучесть типов изображений, созданных еще в V в. продолжавших существовать и использоваться в погребальном ритуале IV в. в связи с развитием и распространением именно в это время мистериальных учений и культов в различных частях античного ми¬ра, в том числе и в античных городах Северного Причерноморья.

Поскольку нимфейская статуэтка была найдена в святилище Афродиты, то она должна быть связана с культом именно этой богини, являясь, вероятно, изображением жрицы-«актера» священной драмы в мистериях или культе Афродиты.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)

Notes:

  1. М. М. Xудяк. Раскопки Нимфея 1952—1954 гг. СГЭ, VIII, 1955, стр. 44.
  2. Нф. 56.256. Высота 6,3 см; глина аттическая.
  3. Одна статуэтка найдена в Керчи в земляной гробнице у Долгой Скалы (П. 1874, 34. Высота 9 см\ ОАК за 1875 г., табл. II, 31\ F. Winter. Die Typen der figiirlichen Terrakotten. т. II, Berlin, 1903, стр. 421, № 9c), другая —в Ольвии (Ол. 2923. Высота 7,8 см; ОАК за 1909—1910 гг., стр. 84, рис. 101—102), третья, вероятно, также в Керчи (Г. 1164. Высота 7,7 см).
  4. F. Winter. Ук. соч., т. II, стр. 421, № 9; A. Dumont, J. Chaplain. Les ceramiques de la Grece ргорге, т. II. Paris, 1890, табл. 24, 3 и стр. 239; D. M. Robin¬son. Terracottas, Lamps and Coins Found in 1934 and 1938. Excavations at Olvnthus. 4. XIV, Baltimore, 1952, табл. 78, № ‘244.
  5. L. Heuzey. Les figurines antiques de terre cuite du Musee du Louvre. Paris, 1883. табл. 51, 1.
  6. Ср.. например, статуэтку сидящей на цисте старухи, хранящуюся в Эрмитаже (журн. «Искусство», 1936, вып. 1, стр. 58 с рис.), а также старух из кургана Большая Близница (ОАК за 1869 г., табл. III, 9—10).
  7. L. Heuzey. Ук. соч.; A. D и пт о п t, J. Chaplain. Ук. соч.
  8. Эрмитаж, П. 1841. 75. Высота 11,2 см. Журн. «Искусство», 19.36, вып. 1, стр. 168 с рис.; ДБК, табл. LXIX, 7; F. Winter. Ук. соч., т. II, стр. 462, № 7.
  9. Н. Luschey. Komodienmasken. Ganymed. Heidelberg, 1949, стр. 72 сл., рис. 2 и 3.
  10. М. Вiеbеr. The History of Greek and Roman Theater. Princeton, 1939, стр. 89, рис. 129.
  11. A. Korte. Archaologische Studien zur alten Komodie. JDAI, VIII, 1893, стр. 84.
  12. A. Korte. Ук. соч., стр. 70 сл.
  13. D. М. Robinson. The Terracottas of Olynthus Found in 1928. Excavations at Olyntnus, 4. IV, Baltimore, 1931, табл. 38, Ms 364, стр. 70 и табл. 46, Ms 404, стр. 86 сл.; его же. The Terracottas of.Olynthus Found in 1931. Excavations at Olynthus, ч. VII, Baltimore, 1933, табл. 37, № 297, стр. 78 сл., табл. 38, № 308, стр. 81 (датируется Робинсоном V в. до н. э.); его же. Terracottas, Lamps and Coins Found in 1934 and 1938, табл. 78, № 244, стр. 186 (начало IV в. до н. э.); табл. 113, Ms 378; табл. 114, MsMs 379 и 380, стр. 275.
  14. Ср. Н. Oeri. Der Тур der komischen Alten in der griechischen Komodie, seine Nachwirkungen und seine Herkunft. Basel, 1948.
  15. М. Вiebeг. Ук. соч., стр. 85 и сл., рис. 122—135.
  16. J. Bohlau und К. Sсhеfоld. Die Kleinfunde. Larisa am Hermos, т. III. Berlin, 1942, стр. 47.
  17. Е. Вusсhог. Satyrtanze und friihes Drama. Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, ч. 5, Miinchen, 1943; F. Вгошшег. Satyrspiele. Bilder griechischer Vasen. Berlin, 1944.
  18. M. Collignon. Le Parthenon. Paris, 1912, табл. 121, 123—125, 18, 48 и 52.
  19. Ср., например, два типа закутанных в плащи женщин из так называемой серии «актеров», найденных в кургане Большая Близница (см. ОАК за 1865 г., табл. VI, 6; ОАК за 1869 г., табл. III, 11), выполненных под влиянием скульптора, создавшего мраморную статуэтку танцующей девушки, хранящуюся в Копенгагене (см. P. Arndt La Glyptotheque Ny Carlsberg. Munich, 1896, табл. 65).
  20. См. А. А. Передольская. О сюжетах трех статуэток, найденных в кургане Большая Близница. СА, XIII, 1950, стр. 255 сл.; ее же. К вопросу о терракотах из кургана Большая Близница. СА, XXIV, 1955, стр. 54 сл.
  21. А. А. Передольская. К вопросу о художественно-историческом значении терракот из кургана Большая Близница. КСИА, вып. 7, 1957, стр. 69 сл.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014