Пеетс X. Город Таллин в XIII-XVIII вв.

В любом доме имеется множество коммуникаций, расположенных в стенах и потолках. Такие коммуникации удобно проектировать с помощью люков. И в подобных случаях лучше использовать люк скрытого монтажа. Ведь данные люки хорошо смотрятся и практически незаметны при покраске и облицовке каким-либо материалом.

К содержанию 10-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

(Доклад, прочитанный в секторе дофеодальной и феодальной Восточной Европы 23 XI 1940)

У Балтийского моря, на южных берегах Финского залива, расположена столица Эстонской Советской Социалистической Республики — Таллин. Таллин — один из городов, где сравнительно полно сохранилось средневековое сердце города со множеством построек, в формах которых скрещены влияния различных стилей. В архитектуре и топографическом расположении этих построек много своеобразия, зависящего от характера местности и строительного материала, из которого они возведены.

Таллин расположен на прибрежной равнине, среди которой поднимаются отдельные возвышенности, достигающие 50 м высоты над уровнем моря. На одной такой возвышенности расположен Вышгород (Томпеа) — древнейшая часть Таллина, которую образно можно назвать акрополем Эстонской ССР (рис. 15). К Вышгороду примыкает так наз. Нижний город. Господствующее положение возвышенности Томпеа над окружающей местностью послужило причиной наиболее раннего заселения ее. В восточной части Вышгорода в X в. возник сначала поселок, ставший затем одним из важнейших торговых центров, связывающих торговлю Запада и Востока задолго до расцвета средневековой Ганзы, В XIII в. Таллин сделался тем пунктом, за обладание которым боролись окружающие феодальные властители. Известно, что за покорение Таллина боролись датчане и немецкий рыцарский орден. Датчане, сумевшие укрепиться здесь на наиболее продолжительное время, были затем изгнаны эстонцами при активной поддержке русских.

Период интенсивного заселения Таллина совпадает с 20-ми годами XIII в. От построек того времени ничего сохранилось, так как города в нашем теперешнем понимании еще не было, а имевшееся поселение напоминало своим видом укрепленную деревню. Затем на Вышгороде начали быстро возводить укрепление по требованиям фортификации того времени. Для этого отделили южную часть Вышгорода и построили там так наз. Маленький замок, где поместился также гарнизон. В оставшейся части Вышгорода построили кафедральную церковь, а в округе ее поселились ленники. Нижний город заселили, главным образом, ремесленники и купцы. Несмотря на смену политических властей, характер поселения остался таким же и в последующее время до окончательного оформления внешнего вида г. Таллина в конце средневековья.

Наиболее значительным периодом в образовании Таллина как города является время уничтожения г. Висби на Готланде. В лице Висби Таллин освободился от своего опасного соперника в восточной транзитной торговле. Увеличение мощности Ганзейского союза также отразилось на быстром росте Таллина как города. Маленький поселок на восточном спуске Вышгорода начал быстро разрастаться и превратился в городок с правильной сетью улиц, обнесенный уже в середине XIV ст. очень крепкими стенами.

Древние оборонительные стены Таллина — это одна из выдающихся его достопримечательностей (рис. 16).

Весь старый город, включая, конечно, и пояс укреплений, построен из плитняка. Этот материал имеется в Таллине в неограниченном количестве. По своему характеру он мало пригоден для разработки декоративных архитектурных форм, но зато очень прочен и монументален, хотя немного мрачен.

Подходя к сохранившимся средневековым укреплениям с точки зрения анализа системы и стиля, мы должны считаться с тем обстоятельством, что между временем, в которое были возведены первые укрепления более устойчивого характера (конец XIII — начало XIV ст.), и временем, когда отчасти перешли уже к земляным укреплениям (первая половина XVI ст.), существует промежуток приблизительно в 250 лет. В архитектуре укреплений Таллина сохранились части построек почти всего этого промежутка времени.

Городские укрепления XIV ст. характеризует построенная в городской стене узкая с четырехугольным основанием башня, за ней следует построенная уже во второй половине XIV ст. округлая крепостная башня. Третья, подковообразная башня построена в XV—XVI вв. Расстояние между башнями очень неравномерно и колеблется от 30 до 100 м. Высота городской стены достигает 15 м при толщине, в среднем, 2.5 м. В стенах, опоясывающих город, было восемь ворот. До нынешнего времени сохранилось двое ворот и два защищающих ворота укрепления. Последние — единственные в своем роде в Прибалтике. Средневековые городские ворота представляли собой живописнейшую часть архитектуры укреплений, особенно благодаря своим пристройкам, относящимся к различным периодам строительства. Они все, почти без исключения, сохранялись до середины прошлого столетия и лишь в течение трех четвертей минувшего столетия были уничтожены.

Особенно замечательными памятниками старины, восходящими к началу XVI ст., являются две больших башни: „Кик ин де кэк» (в точном переводе „смотри в кухню» — это значит, что, благодаря ее высоте, можно было смотреть через дымоходы домов в кухни) и „Толстая Маргарита». Обе башни имели большое стратегическое значение для защиты слабых пунктов городских укреплений, и теперь они являются доминирующими постройками в общей панораме Таллина. Первая из них, „Кик ин де кэк», имеет высоту 36 м и радиус в 17 м; толщина стен „Толстой Маргариты» достигает 5 м.

Анализ стиля построек таллинских укреплений вызывает ряд трудностей, обусловленных прежде всего тем обстоятельством, что постройки эти имели практическое значение, при котором не уделялось внимания внешней красоте сооружений. Их красота заключается в строгой пропорциональности и монументальности. Несмотря на то, что система укреплений во многом заимствована из Западной Европы, все же местные типичные черты в ней проявляются с достаточной силой.

Рис. 15. Таллин. Вышгород. Цитадель.

Рис. 15. Таллин. Вышгород. Цитадель.

Рис. 16. Таллин. Башенная площадь.

Рис. 16. Таллин. Башенная площадь.

Напротив, менее своеобразна та часть таллинского Вышгорода, которую основали и укрепили датчане в XIII—XIV вв. и которую окончательно выработали в XV в. власти германского рыцарского ордена в ее могучей архитектонической цельности.

В настоящее время из наиболее интересных частей этого комплекса сохранились 2 крыла окружной стены с главной башней — „Длинным Германом» и двумя угловыми башнями.

Вся сохранившаяся часть Вышгорода была защищена естественными спусками, поэтому там не было надобностей в крупных укреплениях, кроме внешних окружных стен.

С увеличением населения разрасталось и строительство Таллина, особенно в XIV ст. Кроме жилых домов, количество которых было очень велико, возник ряд культовых построек — церквей и монастырей, а также и общественных зданий (ратуша, дома гильдий и др.).

Большая часть средневековых таллинских церквей — их сохранилось доныне 5 — построена в XIII в., однако современный вид они получили в XIV и даже в XV вв., после неоднократных перестроек. Доминирующим видом церковной постройки является базилика. К этому типу относятся три церкви — Олаевская, Николаевская и Вышгородская. Две церкви — Святодуховская и монастырская церковь цистерцианского ордена — являются двухнефными сооружениями. Основываясь на историко-архитектурном изучении таллинских церквей, можно прийти к выводу, что все церкви первоначально были двухнефными и лишь позднее, благодаря частым перестройками, приобрели вид трехнефных базилик. Будучи построенными из плитняка, церкви отличаются некоторой грузностью, однако сохраняют строгую пропорциональность форм.

Среди названных церквей особенно изящна, несмотря на то что она построена из плитняка, Олаевская церковь, сооруженная, как и все другие, в готическом стиле. К сожалению, реставрационные работы, выполненные в прошлом столетии, несколько исказили первоначальный облик церкви; тем не менее она остается одним из любопытнейших памятников с наиболее пропорциональным внешним видом и внутренним устройством и с богатством стильных деталей.

В главных чертах все церкви похожи друг на друга. Они имеют в плане несколько вытянутую форму. Хоры, как правило, располагаются в восточной стороне, на западной помещается башня. Главный портал находится на западной стороне под башней (Олаевская церковь), иногда — на восточной или южной стороне. Этот тип церквей довольно обычный для тех стран, которые подпали под власть ордена.

Кроме так наз. городских церквей, в Таллине были еще два монастыря со своими церквами и третий монастырь Бригитты (Пирита) в 6 км от города. 1 От этих трех монастырей сохранились лишь некоторые части построек.

При сооружении монастырей решающими были правила строительства тех орденов, к которым принадлежали монахи. Нам известны три рода построек монастырей: цистерцианского ордена (женский монастырь), доминиканского (мужской) и бригиттовского ордена (смешанный).

Монастырь цистерцианского ордена был перестроен в гимназию в 1631 г. До сегодняшнего дня сохранились, хотя и в измененном виде, основанная в XV в. монастырская церковь и часть сводчатых помещений с массивными арками, опирающимися на колонны. Часть этих помещений является вообще одной из старейших форм строительства в Таллине, отражающей в себе остатки романского стиля.

Из построек доминиканского ордена, несомненно, самая интересная церковь Екатерины. Это была двухнефная постройка, от которой сохранились только западные порталы и часть основных стен. Она, по всей вероятности, послужила образцом при постройке монастырской бригиттовской церкви, законченной в 1436 г. Бригиттовская церковь является самой большой из всех трехнефных церквей в Эстонии. Ее живописные развалины с высокой клинообразной передней стеной, богато декорированной нишами, сохранились до настоящего времени.

Внешняя простота церковной архитектуры не помешала, однако, богатому внутреннему убранству. Здесь следует в первую очередь отметить выдающиеся произведения церковного искусства — алтари, изготовленные руками таких знаменитых мастеров, как Берент Ноткен (в Святодуховской церкви в 1483 г.) и любекского мастера Хермена Рода (в Николаевской церкви в 1482 г.).

Созданный в мастерской Ганса Мемлинга и находившийся в доминиканской церкви Екатерины алтарь также сохранился до нынешнего дня.

Все пять церквей, как было отмечено, за время своего существования подвергались отдельным внешним изменениям и перестройкам. Внутреннее убранство их тоже в ряде случаев потеряло свой первоначальный вид. Особенно сильное влияние на внутреннюю декорировку церквей оказал расцвет стиля барокко. В этот период церкви заполняются различными мемориальными досками, кафедрами и алтарями, из которых многие представляют собой выдающиеся достижения искусства резьбы по дереву в стиле барокко.

Однако возвратимся к вопросу об архитектуре и остановим свое внимание на гражданских сооружениях и прежде всего на постройках общественного назначения. В Таллине сохранились остатки зданий средневековых гильдий и городская ратуша. Ратуша представляет собой двухэтажное (с погребом трехэтажное) здание, единственное по сохранности и чистоте стиля во всей северной Европе (исключая Германию). По всей вероятности, постройка была проведена в два периода — в 70-х годах XIV и в начале XV в. Здание ратуши несколько пострадало от внешних и внутренних пристроек, которые легко устранить при реставрации.

Внешне ратуша напоминает собою церковь, но ее отличает стройная восьмиугольная башня, расположенная на восточной стороне здания. В верхнем этаже ратуши помещаются два зала — двухсводчатый зал заседаний и перед ним зал граждан с восьмиугольными колоннами посредине. В нижнем этаже помещаются застенок и большой торговый зал, превращенный теперь в музей. Вдоль фасада здания, выходящего на площадь (бывший рынок), проходит, на протяжении нижнего этажа, сводчатый ход (аркада).

В стиле здания, в его пропорциях чувствуется влияние строительного искусства ордена. При анализе деталей постройки ратуши мы находим в них влияние архитектуры южных областей среднеевропейских стран, на которую, в свою очередь, повлияла манера строительства средневековых ратуш Италии.

В таллинской ратуше сохранилась мебель начала XV ст., представляющая большую редкость и являющаяся теперь музейным экспонатом.

Почти к одному времени с ратушей относится здание Большой гильдии (окончено в 1410 г.). Это здание, хотя и представляет собой единственную цельную постройку из домов гильдий Прибалтики, не так интересно, как ратуша. Обращенное своим клинообразным фасадом в сторону улицы Пикк, оно имеет вид очень простой одноэтажной постройки с помещающимся рядом сводчатым залом и находящимся за ним главным двухнефным помещением — залом для празднеств. Обращает на себя внимание фасад здания, на котором имеется красивый портал с парой бронзовых
молотков-стукальцев. Щипец постройки оживлен нишами. Из других зданий гильдий сохранился интересный зал празднеств Олаевской гильдии с его восьмиугольными колоннами и сводами в форме звезд. Он тоже относится к началу XV ст., и имеет большое сходство в стиле и манере с перестроенной в то же время Одаевской церковью.

Наиболее интенсивным периодом строительства гражданских зданий является XV ст., особенно его первая половина. Зданий, относящихся к этому времени, осталось немного, и они теперь мало заметны в общей панораме города, хотя еще в прошлом столетии их значительное число придавало Таллину своеобразный средневековой вид. Почти полное отсутствие гражданских зданий, относящихся ко времени до XV в., объяснимо грандиозным пожаром, охватившим Таллин в 1433 г. и уничтожившим почти все деревянные постройки, которые были преобладающими в городе. После пожара городские власти издали постановление о сломе деревянных домов и замене их каменными. Поэтому последовавшая за пожаром строительная деятельность носила уже более уверенный и устойчивый характер.

Опишем для примера дом среднего гражданина XV—XVI ст. (рис. 17). Это было обыкновенно четырехугольное здание, клинообразный фасад которого был обращен на улицу. Фасад поэтому обрабатывался наряднее, чем прочие части здания. Фасад имел портал с острой аркой, с дверью, часто богато украшенной резьбой; по обеим сторонам двери были большие четырехугольные окна прихожей. В центре фасада находился люк (или несколько люков) с приспособлением для блоков, по которым поднимали товары в очень обширный чердачный склад. Верхняя часть фасада была часто декорирована нишами, высеченными из камня украшениями и даже живописью (из последнего рода украшений сохранился только один образец начала XVI ст.). На внешнем краю крыши часто помещалась какая-нибудь высеченная из камня деталь и железный флюгерок. Сторона, обращенная на двор, часто бывала выстроена из дерева.

Рис. 17. Таллин. Средневековые жилые дома.

Рис. 17. Таллин. Средневековые жилые дома.

План здания был приблизительно следующий: дверь с улицы вела в поместительную переднюю, которая в высоту занимала два этажа и завершалась толстым потолком из балок, концы которых опирались на находившиеся в стене консоли. Если позволяла площадь передней, то посредине находился еще каменный столб, поддерживающий поперечную балку. Из передней вели двери в боковое помещение и в кухню, которая фактически помещалась под дымоходом. Жилые помещения находились большею частью во втором этаже дома, куда вела лестница из передней. Жилых помещений было обыкновенно два или три, редко больше. Из них отапливалось лишь одно, где можно было жить и зимой. Остальная часть дома использовалась как склад, где хранились съестные припасы.

Только что мы описали жилище состоятельного средневекового гражданина. Как видим, оно было не особенно комфортабельно. Какими же должны были быть жилища бедноты? Из архивных материалов следует, что бедные горожане жили по нескольку семейств в сырых, темных, неотапливаемых подвалах. Большинство трудового населения помещалось в жалких трущобах за городом. Эти трущобы часто уничтожались, когда опасались осады города, так как боялись, что враг во время осады найдет здесь убежище.

Тогда обитатели этих берлог искали пристанища в стенах города и жили часто просто на улицах.

К концу средневековья значение Таллина как центра крупной торговли на Балтийском побережье падает. Частично это зависело от появления новых соперников — Гельсингфорса (Хельсинки) и Нарвы, а также от упадка значения Ганзейского союза. Главная же причина, повлекшая за собой необычайное снижение роли Таллина как торгового центра, заключалась в борьбе за него трех больших соседних государств — России, Швеции и Польши. Крупное купечество Таллина быстро беднело, положение ремесленников и торговцев также ухудшилось. На смену состоятельным гражданам Таллина приходит состоятельное шведское чиновничество и военное сословие. Этот период совпадает с расцветом в Западной Европе ренессанса. В Таллине нет капитальных сооружений в этом стиле, однако ряд зданий был перестроен в манере ренессанса. К числу наиболее интересных зданий относится фасад постройки так наз. „братства черноголовых» с изящными украшениями, высеченными из камня, и порталом. Здание это построено знаменитым таллинским мастером и архитектором Арент Пассера и закончено в 1597 г. Между прочим, лучшие творения времени ренессанса принадлежат Арент Пассера; к числу их следует отнести, например, саркофаг шведского полководца Понтуса Делагарди в таллинской вышгородской церкви. Попутно отметим, что старинное прикладное искусство каменотесов у таллинских мастеров достигает своего расцвета и художественной зрелости во второй половине XVI и в XVII в. Эти произведения, относящиеся, главным образом, к категории надгробных памятников, вывозились в Финляндию, Швецию и распространялись по всему северу нынешней Эстонской ССР. На ряду с этим искусством процветало также искусство резьбы по дереву.

Великолепные церковные кафедры для пасторов, алтари и скамейки в церквах и общественных зданиях доказывают чрезвычайно высокий уровень этих работ в Таллине. Если мы дополним сказанное богатым: перечнем эпитафий, то количество произведений этого рода будет огромным. В архитектуре, напротив, как уже указывалось, было мало достопримечательного.

Таким образом, период шведского владычества над Таллином, которое продолжалось приблизительно 150 лет (1561—1710), характеризуется упадком строительства крупных архитектурных сооружений, в прикладном же искусстве мелких форм — господством стилей ренессанса и барокко.

В XVIII ст. строительство Таллина продолжалось все еще крайне медленными темпами, так как бурный рост Петербурга притягивал к себе все основные творческие силы. Однако деятельность Петра I все же наложила свой отпечаток на строительство в Таллине. В 1714 г. здесь начали грандиозную постройку гавани для военного флота, однако ее не закончили. С 1718 по 1723 г. в Таллине был построен по проекту архитектора Микетти императорский летний дворец в Кадриорге (Екатеринентале). Этот дворец, являющийся архитектурной жемчужиной в стиле барокко, богато украшен скульптурой. Окончание постройки Екатеринентальского дворца принадлежит архитектору Михаилу Земцову.

В окрестностях этого дворца был разбит большой парк с прекрасными фонтанами и скульптурами, из которых часть во время императрицы Елизаветы была перевезена в Петергоф.

В этом же Екатеринентальском парке находится и сейчас построенный в 1714 г. для Петра I дачный домик с частью обстановки того времени.

Таким образом, экономический и политический расцвет Петербурга с его могучими архитектурными комплексами окончательно завоевал первенство в Прибалтике. Значение Таллина в XVIII в. стало еще меньше, чем в XVII в. Он жил жизнью маленького провинциального города со своими великолепными средневековыми постройками и сохранял их из поколения в поколение именно благодаря бедности своих граждан. Это и является, главным образом, причиной того, что Таллин обладает и по сегодня памятниками средневекового строительства в таком большом количестве.

К содержанию 10-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Notes:

  1. Находившиеся в монастыре мощи Бригитты были, после занятия Таллина Петром I, преподнесены им папе с целью вынудить его на ответный дар — античную мраморную статую Венеры (так. наз. Венера Таврическая), приобретенную русскими дипломатами для Петра, но запрещенную папой к вывозу из Рима. Прим. ред.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
  • 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
  • Дни смерти
  • 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
  • Открытия
  • 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика