Палеоантропологический материал как исторический источник

Палеоантропология — та часть антропологической науки, которая занимается изучением физических особенностей древнего населения. Представление об этих особенностях можно получить, исследуя костные остатки людей из погребений разных эпох, рассматривая реалистические антропоморфные изображения, дошедшие до нас, читая письменные источники, содержащие сообщения о физическом типе древних народов.

[adsense]

Только в первом из этих случаев извлекаемая информация достаточно полноценна и разнообразна. Любое изображение человеческого лица, будь то рисунок на камне и керамике или костяная и каменная скульптура, несет элемент условности, иногда заведомо искажает характерные типологические черты в соответствии с господствующими в том или ином обществе стилем и пониманием содержания искусства. Нганасаны, например, среди сибирских народов относятся к наиболее монголоидным, но изготовлявшиеся ими до недавнего прошлого деревянные куклы ритуального назначения отличаются моделированными выступающими носами вполне европеоидного типа.

Автор любого письменного источника, сообщая о физическом типе другого народа, также имел в качестве критерия оценки физический облик соотечественников. Физически близкие авторам описаний народы не попадали в сообщения, как не обращавшие на себя внимания, отличия носителей иного комплекса физических признаков преувеличивались.

Так, в исторической литературе укоренилась, в частности, легенда о древнем европеоидном светловолосом и светлоглазом населении Центральной Азии, созданная китайскими летописцами 1, — легенда, поддерживаемая и отдельными современными исследователями.

Палеоантропологический материал лишен этих недостатков, так как он дает не косвенную, а прямую информацию о физических особенностях древних популяций, их расовом типе и физическом развитии, характере распространения в том или ином обществе болезней, наконец, о демографических показателях — соотношении полов, продолжительности жизни, детской смертности. Конечно, и при изучении скелетов необходимо прибегать в ряде случаев к косвенным экстраполяциям, например в отношении пигментации, но в целом используемая в палеоантропологии система измерений достаточно полно характеризует основные морфологические и расовые особенности. Таким образом, получаемая информация объективна и надежна 2.

Различия между народами в цвете волос, глаз и кожи общеизвестны. Крупные расовые деления — монголоиды, негроиды и европеоиды резко отличаются друг от друга, достаточно очевидны и отличия народов, принадлежащих к одной и той же расовой общности. В современной антропологии этим различиям придается первостепенное значение, и они часто служат для выделения мелких расовых категорий. Народы Скандинавии, например, представители северной расы, или северной ветви европеоидов, имеют светлую пигментацию, жители Средиземноморского бассейна, относящиеся к средиземноморской расе, или южной ветви европеоидов, отличаются светлой кожей, но темными волосами и глазами.

В древних погребениях несколько раз обнаруживали остатки волос.

Они, как правило, имеют светлый или рыжий цвет. Это не раз служило доказательством широкого распространения в древности представителей северной расы далеко от мест их современного расселения. Известная гипотеза Т. Хейердала о примеси северной расы у древних перуанцев и об их распространении по Тихому океану с востока на запад опирается именно на находки светлых волос в древнеперуанских погребениях разного хронологического возраста 3. Между тем неоднократно было показано, что при длительном пребывании в земле волосы теряют свой естественный цвет, темный пигмент переходит в светлый 4. Поэтому антропологические основания гипотезы Хейердала призрачны, и ее негативная оценка в свете палеоантропологических данных совпадает с мнением представителей других дисциплин.

Цвет волос невозможно реконструировать, даже если остатки их найдены при раскопках. Суждения о пигментации древних людей целиком основаны на косвенных данных — аналогиях с современными популяциями, истолковании письменных источников и т. д. Но во всех остальных случаях палеоантропологический материал дает надежную информацию о физическом типе древнего населения.

Элементарной единицей палеоантропологического исследования является скелет отдельного человека. Однако получаемая при этом информация крайне ограниченна. Даже восстановление мягких тканей лица по черепу и получение индивидуального портрета не меняют дела. Производившиеся в начале века английскими антропологами попытки восстановить индивидуальный облик Кромвеля и Мильтона, труд итальянца Ф. Фрасетто по реконструкции портрета Данте, наконец, работы М. М. Герасимова по восстановлению внешнего облика известных исторических лиц интересны и ценны по своим результатам 5. Но для истории, строго говоря, не столь важно, каков был профиль Данте, воспетый Блоком в стихотворении «Равенна» («тень Данте с профилем орлиным о новой жизни мне поет»), или как выглядел Владимир Мономах.

Подобные реконструкции индивидуальных портретов при всем исключительном интересе к ним мало дают историческому знанию.

Используемая в палеоантропологии система измерений скелета и черепа человека позволяет перейти на групповой уровень реконструкции, т. е. получить среднюю морфологическую характеристику совокупности людей по многим признакам. Это достигается с помощью применения вариационно-статистических методов. Более сложные вопросы встают в связи с выделением совокупностей людей, которые подлежат исследованию. В результате совместного проживания членов исторически образовавшейся группы и заключения между ними браков на протяжении ряда поколений образуется определенная степень родства внутри такой группы, свойственная именно ей и определяющая характер внутригрупповой изменчивости признаков. Подобные группы получили наименование популяций 6. Это понятие является ключевым и в общей популяционной генетике, и в популяционной генетике человека, и в антропологии, потому что популяции представляют собой элементарные биологические ячейки вида, и на уровне популяций прежде всего проявляется динамика антропологических признаков. При изучении современного населения популяции устанавливаются легко — это группы людей, объединенных по территориальному, этнографическому или этническому признаку; в палеоантропологии выделение популяций сложнее, но и палеоантропологическое исследование непременно должно быть популяционным, чтобы быть эффективным в историческом отношении.

Скелеты людей древних эпох добываются при археологических раскопках могильников разного хронологического возраста. Людей, захороненных в одном могильнике, можно с известными основаниями считать представителями одной популяции. Казалось бы, если могильник раскопан полностью, то можно получить морфологическую и демографическую характеристику популяции, которая проводила захоронения в данном могильнике. Однако палеоантропологические популяции отличаются от современных тем, что они как бы продолжены во времени, так как могильники чаще всего использовались на протяжении нескольких поколений. Их точное число остается неизвестным, и поэтому палеоантропологический материал пока малопригоден для определения численности той или иной популяции в хронологическом отрезке времени, падающем на одно поколение. По той же причине определение численности населения той или иной территории с помощью палеоантропологических данных достаточно условно. Но другие морфологические и демографические параметры на популяционном уровне восстанавливаются с достаточной степенью надежности.

Разработаны весьма эффективные статистические способы сравнения популяций как по отдельным признакам, так и по их сумме. Эти способы дают основания судить о степени морфологического сходства или различия между двумя или несколькими популяциями. Морфологические особенности скелета и черепа человека наследственно обусловлены, и от определения их сходства можно перейти к установлению генетического родства. Именно этот переход и позволяет использовать палеоантропологические данные наряду с историко-культурными для решения этногенетических проблем.

[adsense]

Все сказание остается справедливым и при переходе с популяционного уровня на более высокий. Могильники одинаковой культурной принадлежности обычно относятся к единой археологической культуре или к единой культурно-исторической общности 7. При наличии морфологического сходства между группами, оставившими отдельные могильники, можно, суммируя данные, получить обобщенное представление об антропологическом типе населения археологической культуры или культурно-исторической общности. Аналогичным образом можно получить суммарную характеристику населения любой территории, вплоть до крупных географических районов. При установлении морфологических различий между людьми, похороненными в отдельных могильниках, закономерен вывод об антропологической гетерогенности населения той или иной археологической культуры или культурно-исторической общности, о сложении его на основе антропологических компонентов, имеющих разное происхождение.

О разном происхождении можно говорить и по отношению к людям, захороненным в одном могильнике, если в нем обнаружены индивидуумы с разными антропологическими особенностями. Демонстрация
гомогенности или гетерогенности группы, происходящей из одного могильника, позволяет оценить, содержала ли популяция, оставившая могильник, примесь инородных компонентов, или она однородна в биологическом отношении. В первом случае при возможности установить происхождение инородной примеси мы получаем указания па направление этногенетического поиска, во втором имеем право говорить о независимом от посторонних влияний формировании популяции 8.

Итак, в ходе палеоантропологического исследования устанавливается степень биологического родства между группами людей, относящимися к разным культурно-археологическим комплексам, а значит, возможно, различающимися и этнически. Таким образом, палеоантропологический материал используется при решении этногенетических проблем. Палеодемографические данные косвенным образом позволяют судить об уровне жизни и скорости смены поколений, а эта последняя демографическая характеристика непосредственно связана со скоростью изменений многих социальных явлений. Тем самым палеоантропологический материал представляет собой вспомогательный исторический источник с довольно высокой разрешающей способностью, причем роль его тем больше, чем дальше мы отходим от современности. Особенно велика его роль в реконструкции событий бесписьменной истории человечества.

Notes:

  1. Подробный обзор сообщений китайских летописей см.: Грум-Гржимайло Г. Е. Почему китайцы рисуют демонов рыжеволосыми?: (К вопросу о народах белокурой расы в Средней Азии). СПб., 1899; Он же. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. 2.
  2. Система измерений описана: Martin Д., Sailer К. Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung: In 4 Bd. Stuttgart, 1957—1965.
  3. Heyerdahl T. American Indians in the Pacific. L.; Stockholm; Oslo, 1952.
  4. Литература о вариациях пигмента волос чрезвычайно обширна. См., в частности: Бацевич В. А. Фотоэлектроколориметрическое определение степени пигментации волос тувинцев в сравнительном освещении // Антропо-экологические исследования в Туве. М., 1984.
  5. Герасимов М. М. Основы восстановления лица по черепу. М., 1949; Он же. Восстановление лица по черепу // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Н. С. М., 1955. Т. 28. Там же см. обзор предшествующих работ.
  6. На эту тему существует большая литература. Наиболее полную сводку этой литературы см.: Cavalli-Sforza L., Bodmer W. The genetics of human populations. San Francisco, 1971.
  7. В советской археологической литературе чаще всего употребляется первый из этих терминов. О культурно-исторической общности говорят в случае наличия широкого ареала однотипных памятников и выявления локальных вариантов внутри этого ареала — таковы ямная, абашевская и андроновская культурно-исторические общности.
  8. Примеров тому в палеоантропологической литературе много, особенно по отношению к зонам древнего смешения евролеоидов и монголоидов. См., напр.: Гинзбург В. В., Трофимова Т. А. Палеоантропология Средней Азии. М., 1972.

В этот день:

Дни смерти
1957 Умер Эрдемто Ринчинович Рыгдылон — советский учёный-востоковед, историк, археолог бурятского происхождения.
2013 Умер Александр Васильевич Матвеев — специалист по бронзовому веку Западной Сибири, исследователь Ингальской долины.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.09.2015 — 19:30

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014