Орлов С.Н. Новая находка деталей корабля XII в. в Новгороде

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №4)

Летом 1956 г. при рытье котлована во дворе дома № 11 по ул. Александра Невского на Торговой стороне Новгорода на глубине 4,5 м от современной поверхности обнаружены детали древних корабельных частей. К сожалению, площадь котлована была незначительная (4 X 6 м), и копали его не до материка, а на глубину 4,5 м. Здесь найдены в одном месте, около западной стенки котлована, остатки ахтерштевня, обрубок бортовой доски, кокора корневая, деревянная сломанная колотушка и деревянные клинья. Из металлических предметов найдены сломанный топор и обломки гвоздей и скобочек, застрявших в деревянных деталях.

Наибольшего внимания заслуживают ахтерштевень и железные скобочки, дающие некоторое представление о форме и размерах древненов-городского корабля и о технике его изготовления.

Ахтерштевень представляет собой хорошо обработанный брус из дерева хвойной породы. Основание бруса имеет скошенный книзу срез, который входил в соответствующую выемку в нижнем основном брусе (киле) и скреплялся с последним с помощью деревянного нагеля, который проходил сквозь специальное сверленое отверстие в середине нижнего среза, и железных гвоздей, утопленных в боковые вырубы (рис. 1,7). Наибольшая высота ахтерштевня — 1,55 м. Ширина боковых щек (по реконструкции) — 0,36 м, килевой стороны — 0,13 м и стороны, обращенной внутрь судна,— 0,31 м. Ахтерштевень сохранился неполностью: во всю длину сколота часть, обращенная внутрь судна, а также пазы для закре-пления обшивочных досок и большая часть бруса в верхней части. Но со-хранившиеся следы паза дают возможность реконструировать ширину бруса. По килевой стороне бруса были вбиты железные гвозди, обломки которых глубоко засели в древесине. Все гвозди кованые, с широкой шляпкой, четырехугольные в сечении. В верхней части килевой стороны сделан грубый выруб до глубины 0,05 м (очевидно, с целью извлечения какой-либо закрепленной металлической детали). Около середины бруса имеется сквозное сверленое поперечное отверстие диаметром 0,025 м. Весь брус в целом носит следы потертости, грани измяты, округлены. Кроме того, на обеих боковых поверхностях бруса имеются три пары параллельных отти-сков от брусьев, идущих поверх обшивки судна, или баргоутов, что и определяет деталь как ахтерштевень[REF]Если бы эта деталь была форштевнем, то следы баргоутов имели бы другое направление.[/REF]. Два крайних баргоута были прикреплены к ахтерштевню с помощью железных гвоздей, средний не имеет следов прикрепления, а следовательно, он был скреплен за пределами ахтерштевня. Вероятно, концы среднего баргоута служили и для закрепления руля на киле. Для этой же цели, очевидно, предназначалось и по-перечное отверстие в ахтерштевне.

Рис. 1. Детали корабля. 1 — остатки ахтерштевня; 2 — реконструкция соединения ахтерштевня с килем

Рис. 1. Детали корабля. 1 — остатки ахтерштевня; 2 — реконструкция соединения ахтерштевня с килем

Значительная толщина нижнего основного бруса судна, или киля, определяется значительной скошенностью нижнего среза ахтерштевня. По нашей реконструкции (рис. 1, 2), эти детали могли быть изготовлены из стволов деревьев, имеющих диаметр не менее 0,45 м.

Массивность уже этих двух деталей — ахтерштевня и киля — определяет до некоторой степени грузоподъемность судна. Изученные нами с этой целью современные крупные рыбацкие озерные лодки («двойки»), баркасы и полубаржи в районе Новгорода дают возможность заключить, что описываемое нами судно имело грузоподъемность не менее 15— 20 тонн. Массивность обшивочной доски, обрубок которой найден вместе с ахтерштевнем, также может служить некоторым подтверждением значительной грузоподъемности судна. Обрубок имеет длину 0,80 м; ширина доски — 0,23 м и толщина — 0,08 м. На обрубке имеются три сверленых отверстия, расположенных по краям в шахматном порядке на расстоянии 0,23—0,25 м друг от друга. Диаметры отверстий — 0,02 м. Таким образом, обшивочные доски толщиною в 0,08 м прикреплялись к боковым шпангоутам судна деревянными гвоздями толщиною в 0,02 м.

Из других находок представляют интерес железные скобочки, обломки которых найдены застрявшими в ахтерштевне и обрубке обшивочной доски. Среди них сохранилась одна целая скобочка. Судя по технике сооружения современных толстостенных лодок в районе Новгорода, подоб-ными скобочками закрепляли планочки, поджимающие паклю в зазорах между обшивочными досками. Толстые обшивочные доски не накладываются внахлестку одна на другую, а закрепляются впритык с небольшим зазором. Зазоры и щели проконопачиваются просмоленной паклей, которая сверху зажимается планочками, а планочки закрепляются в края обшивочных досок подобными скобочками. Нет сомнения, что найденные скобочки служили для этих же целей.

Остальные находки, собранные в котловане,— обломок палки-кувалды, клинья, кокора и железный ломаный топор — свидетельствуют о том, что здесь было место ремонта судов.

Необходимо остановиться на вопросе датировки описываемых остатков. Стратиграфически, как указывалось выше, предметы найдены на глубине 4,5 м. Западная стенка котлована, где собраны находки, имеет следующий профиль. Сверху до глубины 2 м культурный слой разрушен поздними фундаментами. Ниже залегает плотный темно-коричневый слой со щепой, навозом и остатками деревянных построек. Культурный слой уходит ниже залегания предметов. По данным геологического бурения, толщина культурного слоя здесь достигает 6 м. Следовательно, судя по глубине залегания остатков корабля в нетронутом слое, по форме узколезвийного топора и по характеру обломков керамики, дату бытования корабельных остатков можно относить ко времени не позднее XII в.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №4)

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика