Организация общества на основе различия полов

Австралийские классы. — Они организованы на основе различия полов. — Архаический характер этой организации — Австралийские роды. — Восемь классов. — Порядок заключения брака. — Происхождение по женской линии. — Изумительная брачная система. — Два мужских и два женских класса в каждом роде. — Нововведения, касающиеся классов. — Род остается в рудиментарном состоянии.

При исследовании развития идеи управления родовая организация на основе кровного родства естественно выступает в качестве архаического остова древнего общества; существует, однако, еще более древняя и более архаическая организация, а именно деление на классы на основе различия полов, требующая нашего внимания в первую очередь. Мы обращаемся к ней не потому, что она представляет собой новость в сфере человеческого опыта, но по той более важной причине, что она, повидимому, содержит в себе зародышевое начало рода. Если факты подтвердят это предположение, то окажется, что эта организация, состоящая из мужских и женских классов, существующая ныне в полной силе у австралийских туземцев, была в древнее время так же широко распространена среди человеческих племен, как и примитивная родовая организация.

Мы скоро увидим, что в отдаленной дикости общность мужей и жен, в установленных пределах, была основным началом социальной системы. Брачные права и привилегии (jura conjugalia) 1, установленные внутри определенной группы, развились в изумительную систему, ставшую органическим принципом, на котором было построено общество. По самой природе своей эти права и привилегии пустили такие глубокие корни, что освобождение от них совершилось лишь медленно, путем движений, приводивших к бессознательным преобразованиям. Мы увидим далее, что с постепенным сужением границ этой брачной системы семья развилась из низшей формы в более высокую. Семья, начав свое существование с кровнородственной, основанной на групповом браке между братьями и сестрами, перешла во вторую форму, пуналуальную, при общественной системе, близкой к австралийским классам; эта система уничтожила первый вид брака, заменив его формой, при которой группы братьев имели общих жен и группы сестер имели общих мужей, при чем в обоих случаях брак заключался групповым порядком. Обе организации — классовая, на основе различия полов, и последующая, более высокая, родовая, на основе родства — должны рассматриваться как результаты великих социальных движений, совершающихся бессознательно, путем естественного отбора. По этим причинам австралийская система, которая будет здесь представлена, заслуживает внимательного рассмотрения, хотя она и переносит нас на низкую ступень человеческой жизни. Она представляет замечательнейшую фазу древней социальной истории нашей расы. Классовая организация на основе различия полов и возникающая родовая организация на основе родства господствуют в настоящее время у той части австралийских туземцев, которые говорят на языке камиларои. Они обитают в районе реки Дарлинг, к северу от Сиднея. Обе эти организации встречаются также и у других австралийских племен и распространены так широко, что первоначальное повсеместное господство их у этих племен можно считать вероятным. Из более глубокого рассмотрения их ясно, что мужские и женские классы древнее, чем роды: во-первых, потому что родовая организация выше, чем классовая, и, во-вторых, потому что половая организация у камиларои находится в процессе вытеснения родовой. Класс, с его мужской и женской ветвями, составляет единицу их общественной системы, каковое место законно принадлежит роду в его полном развитии. Перед нами, таким образом, замечательная комбинация фактов, а именно: одновременное существование двух организаций, половой и родовой, при чем первая занимает центральное положение, тогда как вторая находится еще в стадии возникновения, но развивается, поглощая первую.

Эта половая организация не была обнаружена пока ни у одного из диких племен вне Австралии, однако медленное развитие этих островитян в их изолированном обиталище и более архаический характер организации, основанной на различии полов, чем родовой, подсказывает предположение, что первая могла быть универсально присущей тем ветвям человеческой семьи, которые впоследствии обладали родовой организацией. Хотя проследить эту классовую систему во всей ее полноте и сопряжено с особыми трудностями, внимание, необходимое для того, чтобы овладеть ею, будет вознаграждено. В качестве любопытной социальной организации дикарей она мало интересна; но как наиболее примитивная из открытых до сих пор общественных форм, в особенности если принять во внимание, что, по всей вероятности, отдаленные предки нашей собственной арийской семьи были некогда организованы подобным же образом, она приобретает особое значение и может оказаться весьма поучительной.

Австралийцы стоят на более низкой ступени, чем полинезийцы, и значительно ниже американских туземцев. Они стоят также ниже африканских негров, т. е. находятся у самой низкой ступени. Их общественные учреждения должны поэтому приближаться к примитивному типу ближе, чем учреждения какого-либо из существующих народов 2.

Так как род составляет предмет следующей главы, о нем будет говориться здесь без его подробного исследования и лишь посколько это окажется необходимым для объяснения классов.

Камиларои делятся на шесть родов, распределенных, в связи с брачным правом, по двум делениям, следующим образом:

I. 1. Игуан (Дули) 2. Кенгуру (Мурриира) 3 3. Опоссум (Муте).
II. 4. Эму (Диноун) 5. Водяная курица (БильСа) 6. Черная змея (Нураи).

Первоначально первым трем родам не было позволено вступать в брак друг с другом, так как они были подразделениями одного начального рода, но они могли вступать в брак с каждым из других родов и наоборот. Этот древний порядок в настоящее время изменен у камиларои в некоторых определенных пунктах, но не в такой мере, чтобы допускать брак с любым родом, кроме собственного. Ни мужчины, ни женщины не могут вступать в брак в собственном роде; это запрещение безусловно. Происхождение считается по женской линии, следовательно, дети попадают в род своей матери. Эти правила принадлежат к числу основных характерных признаков рода, где бы мы ни наблюдали это учреждение в его архаической форме. Таким образом по своим внешним чертам он у камиларои представляется в своем совершенном и полном виде.

Но существует другое и более древнее подразделение всех людей на восемь классов, из коих четыре состоят исключительно из мужчин и четыре — исключительно из женщин. Оно сопровождается регулированием брака и происхождения, ограничивающим род и показывающим, что эта последняя организация находится в процессе развития к своей подлинной логической форме. Только один из четырех мужских классов может вступать в брак только с одним из четырех женских классов. В дальнейшем будет видно, что теоретически все мужчины одного класса являются мужьями всех женщин того класса, с которыми им позволено вступать в брак. Кроме того, если мужчина принадлежит к одному из первых трех родов, женщина должна принадлежать к одному из противоположных трех. Таким образом лишь часть мужчин одного рода имеет право на брак с частью женщин другого рода, что противоречит истинной теории родовой организации, ибо все члены каждого рода должны иметь право вступать в брак с лицами другого пола во всех родах, кроме своего собственного.

Эти классы следующие:

Все Иппаи, какого бы рода они ни были, друг другу братья. Теоретически они происходят от предполагаемой общей праматери. То же самое и на том же основании относится ко всем Кумбо и, соответственно ко всем Мурри и Кубби. Подобным же образом все Иппата, какого бы рода они ни были, на том же основании — сестры друг другу; то же относится ко всем Бута и соответственно ко всем Мата и Капота. Далее, все Иппаи и Иппата между собой братья и сестры, все равно являются ли они детьми одной матери или кровными родственниками по боковой линии и к какому бы роду они ни принадлежали. Кумбо и Бута — также братья и сестры, равно как Мурри и Мата и соответственно Кубби и Капота. Если встречаются Иппаи и Иппата, раньше никогда не видавшие друг друга, то они обращаются друг к другу как брат и сестра. Таким образом камиларои организованы в четыре большие начальные группы братьев и сестер, и каждая группа состоит из мужской и женской ветви, при чем они, однако, перемешаны в зависимости от их местожительства. Основанная на различии полов, а не родства, эта организация древнее родов и, повторяем, более архаична, чем какая-либо другая из доселе известных форм общества.

Классы содержат в себе зародыш рода, но не доходят до его осуществления. Действительно, Иппаи и Иппата составляют один класс с двумя ветвями, и посколько они не могут вступать друг с другом в брак, представляли бы собой основу рода, если бы он не разделялся на две ветви с различными именами, из которых каждая для известных целей составляет обособленное целое, и если бы, далее, их дети не принимали других, отличных от их собственных имен. Разделение на классы основано на половом признаке, а не на родстве, и имеет первоначальное отношение к замечательному и оригинальному брачному порядку.

Мужские
1. Иппаи
2. Кумбо
3. Мурри
4. Кубби.

Женские
1. Иппата
2. Бута
3. Мата
4. Капота

Посколько братья и сестры не могут вступать в брак, классы противопоставлены друг другу с точки зрения права на брак или, вернее, сожительство, как лучше назвать это отношение, в ином порядке. Первоначальный закон был таков, что:

Иппаи мог жениться на Капота и ни на ком другом
Кумбо „ , „ Мата „ „ „
Мурри „ „ , Бута „ , „ „
Кубби , , . Иппата „ , ,

Эта исключительная схема, как будет показано ниже, была изменена в одном пункте, а именно: каждому мужскому классу было дано право вступать в брак с одним добавочным классом женщин. Этот факт служит свидетельством поглощения класса родом, стремящимся к вытеснению первого.

Таким образом ясно, что в выборе жены каждый мужчина ограничен одной четвертою частью всех женщин камиларои. Но не это составляет замечательную особенность данной системы. Теоретически каждая Капота — жена каждого Иппаи, каждая Мата — жена каждого Кумбо, каждая Бута — жена каждого Мурри и каждая Иппата — каждого Кубби. По этому главному пункту указания совершенно определенны. Названный выше Файсон, заметив, что Лэнс «близко соприкасался с туземцами, прожив среди них много лет на пограничных скотоводческих станциях на реке Дарлинг и по ту сторону от этой реки», приводит следующую цитату из его письма: «Если Кубби встречает незнакомую Иппата, то они называют друг друга «голир» — супруг … Таким образом Кубби, встретив Иппата, если даже она другого племени, будет обращаться с ней как со своей женой, при чем его право на это признается ее племенем». Каждая Иппата в пределах непосредственного круга его знакомых будет, следовательно, точно так же его женой.

Мы встречаем здесь в полной и определенной форме пуналуальный брак в пределах одной необычайно обширной группы, распадающейся, однако, на меньшие группы, соединившиеся для совместного жительства и пропитания, из которых каждая представляет в миниатюре целое. В силу описанной брачной системы четвертая часть всех мужчин соединена брачной связью с четвертой частью всех женщин племен камиларои. Эта картина дикой жизни не должна возмущать наше чувство, потому что для них это было определенной формой брачных отношений, следовательно, свободной от какой-либо непристойности. Она представляет собой лишь расширенную форму полигинии и полиандрии, универсально господствовавших, в более узких пределах, у диких племен. Несомненное свидетельство этого факта существует и сейчас в их системах кровного родства и свойства, переживших те обычаи и порядки, из которых они возникли.

Следует заметить, что эта система взаимного брака ушла только на одну ступень от промискуитета, ибо она равнозначна последнему, с добавлением регулирования, она далека от всеобщего промискуитета. Вместе с тем она показывает нам доныне существующее состояние брака и семьи, о котором мы не могли бы составить себе правильного представления без этих фактов. Она дает впервые непосредственное свидетельство того общественного состояния, которое раньше было автором, выведено в качестве весьма вероятного из систем родства и свойства 4.

Оставаясь в роде своей матери, дети переходили, в том же роде, в другой класс, отличный от классов обоих родителей.

Это показано в следующей таблице:

Если проследить этот счет происхождения, то окажется, что по женской линии Капота является матерью Мата, а Мата, в свою очередь, матерью Капота; таким же образом Иппата — мать Бута, а последняя, в свою очередь — мать Иппата. То же самое и с мужскими классами, но так как происхождение «читается по женской линии, то племена камиларои производят себя от двух предполагаемых праматерей, давших начало двум первоначальным родам. Проследив этот счет происхождения еще дальше, найдем, что кровь каждого класса проходит через все классы.

Хотя каждое лицо носит одно из вышеперечисленных классовых имен, само собой разумеется, что каждый имеет, кроме того, свое личное имя, как это общепринято у диких и варварских племен. Чем глубже исследуешь эту основанную на различии полов организацию, тем более достойным удивления кажется это создание дикарей. Будучи однажды установленной и пройдя затем через несколько поколений, она должна была связать общество с такой силой, что вытеснить ее было бы трудно. Для этого потребовалась бы подобная же, но более совершенная система и много веков, в особенности если тем самым эта брачная система ограничивалась.

Родовая организация, как более высокая, естественно пришла на смену классов, просто включив их неизменными в свой состав. Что она возникла позже, явствует из взаимоотношения обеих систем, из зачаточного состояния родов, Из непарного положения классов, поглощенных родом, и того факта, что класс остается единицей этой организации. Эти положения будут развиты в дальнейшем.

Структура родов будет понятней, если мы, в связи с изложенным, покажем их отношение к классам. Последние, связанные попарно, состоят из сестер и братьев, ведущих свое происхождение друг от друга, а роды, в свою очередь, поперек классов, также связаны в пары следующим образом:

Связь детей с определенным родом решается брачным законом. Так, Игуан-Мата должна вступать в брак с Кумбо, ее дети будут Кубби и Капота и необходимым образом принадлежат к роду Игуан, так как происхождение считается по женской линии. Игуан-Капота должна вступать в брак с Иппаи, их дети будут Мурри и Мата и на том же основании будут принадлежать к роду Игуан. Таким же образом Эму-Бута должна вступать в брак с Мурри, их дети будут Иппаи и Иппата и будут принадлежать к роду Эму. Точно так же Эму-Иппата должна вступать в брак с Кубби, их дети будут Кумбо и Бута и также рода Эму. Таким образом род сохраняется благодаря тому, что он удерживает в числе своих членов детей всех своих женщин. То же в полном объеме относится и ко всем остальным родам. Следует отметить, что каждый род образовался, теоретически, из потомков двух предполагаемых праматерей и содержит четыре из восьми классов. Повидимому, первоначально было только два мужских и два женских класса, противостоявших друг другу в отношении брачных прав, впоследствии же эти четыре класса подразделились на восемь. Классы, как более ранняя организация, очевидно, вошли в состав родов, а не образовались путем разделения последних.

Далее, так как роды Игуан, Кенгуру и Опоссум оказываются копиями один другого по входящим в их состав классам, то отсюда следует, что они представляют собой подразделения одного начального рода. Точно то же самое относится к родам Эму, Водяная курица и Черная змея. Таким образом шесть родов сводятся к двум начальным родам, члены которых имели право вступать в брак в другом роде, но не в своем собственном. Это подтверждается тем, что члены первых трех родов первоначально не имели права вступать в брак, точно так же как и члены трех последних. Причина, препятствовавшая заключению браков в пределах рода, когда три рода составляли один, должна была остаться в силе и для его подразделений, так как они были одного происхождения, хотя и носили различные родовые имена. Совершенно то же самое встречается у сенека-ирокезов, как это будет показано впоследствии.

Так как брак ограничен определенными классами, то, когда было только два рода, половина всех женщин одного рода была, теоретически, женами половины всех мужчин другого рода. После разделения двух начальных родов на шесть благодетельные последствия брака вне рода, что составляло главное преимущество этого института, были ослаблены, если не нейтрализованы наличием классов вместе с помянутыми ограничениями. Это повело к постоянным бракам между родственниками, за исключением первой степени — брата и сестры. Если бы род мог уничтожить классы, это зло в значительной степени было бы устранено 5. Организация в классы, повидимому, имела только одну цель: устранить брак между братьями и сестрами, и это является вероятным объяснением происхождения этой системы. Но, так как она не видела ничего кроме этой именно гнусности, то она не только сохранила брачную систему, почти столь же предосудительную, но и придала ей постоянную форму.

Остается отметить одно нововведение, касающееся начальной структуры классов, благоприятное для рода и обнаруживающее движение, существующее и поныне, в направлении к истинному идеалу рода. Оно обнаруживается в двух пунктах: во-первых, каждой тройке родов дозволяется вступать в брак друг с другом, до известных пределов; во-вторых, заключать браки с классами, до того запрещенными. Так, Игуан-Мурри может теперь жениться на Мата из рода Кенгуру, своей коллатеральной сестре, тогда как первоначально он был ограничен браком только с Бута в трех противоположных родах. Точно так же Игуая-Кубби может теперь жениться на Капота, своей коллатеральной сестре. Эму-Кумбо может теперь жениться на Бута, а Эму-Иппаи может жениться на Иппата из рода Черной змеи, вопреки первоначальным ограничениям. Каждому классу мужчин в каждой тройке родов теперь, повидимому, дозволен брак с одним добавочным классом женщин в остальных двух родах той же самой тройки, что прежде было исключено. Впрочем, сообщение, присланное Файсоном, не говорит об изменениях до тех пределов, какие здесь указаны 6.

Это нововведение было бы безусловно движением регрессивным, если бы оно не было направлено к уничтожению классов. Путь прогресса камиларои, насколько это можно видеть, шел от классов к родам с тенденцией сделать род вместо класса единицей социального организма. В этом движении омрачающая система брачного сожительства была противодействующим элементом. «Общественное развитие было невозможно без ее ограничения, что, в свою очередь, было невозможно, пока сохранялись в своей полной силе классы вместе с теми привилегиями, которые они предоставляли. Jura conjugalia, принадлежавшие этим классам, были мертвым грузом для камиларои, не освободившись от которого они остались бы еще на тысячелетия в том же самом состоянии, в котором были найдены.

На в известной мере сходную организацию указывает punalua гавайцев, о которой речь будет ниже. Всюду, где обнаруживается средняя или низшая ступени дикости, был открыт брак целых групп, вместе с порядками, определяющими эти группы, либо в своей полной форме, либо в виде следов, не оставляющих сомнения, что такой брак был нормальным явлением на протяжении всего этого периода человеческой истории. Не существенно, была ли такая гpyппa велика или мала; непреодолимые условия их существования ставили определенный предел размеру группы, жившей совместно под действием этого порядка. Если таким образом окажется, что общность мужей и жен была законом дикого состояния и, следовательно, основной чертой состояния общества в периоде дикости, то мы сможем сделать решительный вывод, что наши собственные дикие предки приняли участие в этом общем опыте человеческой расы.

В этих порядках и обычаях содержится объяснение отсталости дикарей. Если бы в изолированных областях земли не оставались люди в диком состоянии, служа свидетельством раннего состояния всего человечества, было бы невозможно составить какое-либо определенное представление о том, чем оно могло быть. Мы приходим к важному выводу, что человеческие учреждения возникали в виде прогрессивного связанного ряда, при чем каждое из них представляет собой результат бессознательного реформаторского движения, стремящегося освободить общество от существующих зол. Печать веков лежит на этих учреждениях, и в этом свете они должны изучаться для правильного их понимания. Нельзя предполагать, что австралийские дикари находятся теперь на самой низшей ступени, ибо их производства и учреждения, как ни ничтожны они, доказывают противное; столь же неосновательно предполагать, что они деградировали из более высокого состояния, так как факты человеческого опыта не дают прочного основания для подобной гипотезы. Можно допустить случаи физического и умственного вырождения отдельных племен и наций в силу причин нам известных, но это никогда не прерывало общего прогресса человечества. Все факты человеческого знания и опыта указывают, что человеческая раса, как целое, постоянно прогрессировала от низкого к более высокому состоянию. Производства, которыми дикари поддерживают свою жизнь, замечательно устойчивы. Они никогда не утрачиваются до тех пор, пока не сменяются другими, более совершенными. Благодаря навыкам этих производств и опыту, приобретенному в общественных организациях, человечество двигалось вперед по непреложному закону развития, хотя его прогресс мог оставаться незаметным в течение веков. Так было с целыми расами, как и с индивидами, хотя отдельные племена и нации и погибали вследствие насильственного нарушения их этнической жизни.

Австралийские классы составляют первый и, насколько известно автору, единственный пример, который дает нам возможность исследовать начальные стадии родовой организации и даже предшествующую архаическую организацию, основанную на различии полов. Они, повидимому, проливают луч света на общество, приближающееся к своему самому начальному состоянию. У других племен род, повидимому, уже развился параллельно с ограничением брачной системы. Человечество поднимается на более высокую ступень и семья развивается через свои последовательные формы по мере того, как брачные права уступают усилиям общества улучшить свою внутреннюю организацию.

Австралийцы, может быть, не уничтожили бы своих классов в течение тысячелетий, если бы оставались не открытыми, тогда как находящиеся в более благоприятном положении континентальные племена уже задолго до того завершили организацию рода, затем провели его через его последовательные фазы и, наконец, вступив в цивилизацию, упразднили его. Факты, иллюстрирующие возникновение последовательных общественных организаций, основанных как на различии полов, так и на родстве, имеют весьма высокую этнологическую ценность. Изучение их значения крайне желательно для восстановления, хотя бы частично, начальной истории человечества.

Полинезийским племенам род был неизвестен, но следы системы, аналогичной австралийским классам, проступают в гавайском обычае пуналуа. Оригинальных идей, абсолютно независимых от предшествующего знания и опыта, естественным образом не могло. Если б было возможно свести всю сумму человеческих идей к их первоначальным оригиналам, мы были бы поражены незначительностью их числа. Развитие составляет сущность человеческого прогресса.

В свете этих фактов некоторые из наростов современной цивилизации, например, секта мормонов, представляются реликтами древней дикости, еще не искорененными из человеческого мозга. Мы обладаем тем же самым, переданным нам путем воспроизводства мозгом, который в давно прошедшие времена действовал в черепах варваров и дикарей; он достался нам нагруженным и насыщенным мыслями, стремлениями и страстями, занимавшими его в течение промежуточных периодов. Это — тот же самый мозг, выросший и увеличившийся в объеме с опытом веков. Эти пережитки варварства являются разоблачениями его древних наклонностей. Их можно объяснить как род умственного атавизма.

Из небольшого числа зародышей мысли, возникших в ранние века, развились все основные учреждения человечества. Начав свой рост в периоде дикости, находясь в состоянии брожения в периоде варварства, они продолжали свое развитие в периоде цивилизации. Эволюцию этих зародышей мысли вела за собой естественная логика, составляющая существенный атрибут мозга. Этот принцип так непогрешимо выполнял свои функции во всех состояниях опыта и во все периоды, что результаты его действия однородны, внутрисвязаны и могут быть прослежены в их ходе. Уже одни эти результаты дадут со временем убедительные доказательства единства происхождения человечества. Умственная история человеческой расы, раскрывающаяся в учреждениях, изобретениях и открытиях, представляет собой предположительно и историю данного вида, передававшуюся через отдельных личностей и развивавшуюся путем опыта.

В числе первоначальных зародышей мысли, оказавших самое могущественное влияние на ум и судьбу человека, находятся те, которые относятся к управлению, семье, языку, религии и собственности. Они имели определенное начало в далеком прошлом периода дикости, совершили свой логический прогресс, но не могут иметь своего конечного завершения, посколько они прогрессируют и сейчас и должны прогрессировать вечно.

Notes:

  1. Римляне делали различие между connubium — браком как гражданским институтом и conjuglum — чисто физическим союзом.
  2. Подробными данными об австралийской системе я обязан Лоримеру Файсону, английскому миссионеру в Австралии, который, в свою очередь, получил их частью от В. Ридли; частью от Т. Э. Лэнса; оба они провели много лет среди австралийских туземцев, имея особо благоприятные возможности для наблюдений. Эти данные были присланы автору Файсоном, снабдившим их критическим анализом и исследованием всей системы; вместе с замечаниями автора они были опубликованы в Proceedings of the Am. Acad, of Arts and Sciences for 1872. Cm. vol. VIII, p. 412. Краткая заметка о классах камиларои имеется у Мак Леннана в Primitive Marriage, p. 118, и у Тэйлора в Early History of Mankind, p. 288.
  3. Padymelon—вид кенгуру.
  4. System of Consanguinity and Affinity of the Human Family (Smithsonian Contributions to Knowledge, vol. XVII), p. 420 et seq.
  5. Если построить генеалогическую таблицу, например, Иппаи и Капота, довести ее до до четвертого поколения, приняв для каждой промежуточной пары двух детей, мальчика и девочку, то получится следующее. Дети Иппаи и Капота будут Мурри и Мата. Будучи братьями и сестрами, они не могут вступать в брак. Во второй степени дети Мурри, женатых на Бута, будут Иппаи и Иппата, а дети Мата, жены Кумбо, будут Кубби, и Капота. Из них Иппаи женится на своей двоюродной сестре Капота, а Кубби — на своей двоюродной сестре Иппата. Отсюда можно в видеть, что восемь классов воспроизводится из двух классов во втором и третьем поколении, за исключением Кумбо и Вута. В следующей или третьей степени будут двое Мурри, двое Мата, два Кумбо и двое Бута, из коих Мурри женятся на Бута, своих троюродных сестрах, а Кумбо — на Мата, точно так же своих троюродных сестрах. В четвертом поколении будет по четыре Иппаи, Kaaoia, Кубби и Иппата, все братья и сестры в четвертой степени родства. Из них Иппаи женятся из Капота, а Кубби на Иппата, и так далее из поколения в поколение. Подобная же таблица для остальных взаимнобрачущихся классов дала бы аналогичные результаты. Эти детали скучны, но они делают очевидным тот факт, что в этом состоянии древнего общества они не только постоянно вступают друг с другом в брак, но и принуждены к этому в силу этой организации, основанной на различии полов. Брачное сожительство не должно бы неизменно следовать по этому пути, потому что цельный класс мужчин и женщин вступал бы в брак групповым порядкам, между тем при этой системе родственные браки должны были происходить постоянно. Таким образом был уничтожен один из главнейших результатов, а именно — обособление половины потомства предполагаемого общего предка с запрещением взаимных браков и правом заключать браки в любом другом роде.
  6. Ргос. Am. Acad. Arts and Sciences, VUI. 43P

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 13.03.2017 — 19:48

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014