Одежда и украшения

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

С раннего периода у жителей античных государств Северного Причерноморья одежда была общегреческой: нижнее платье — хитон, верхнее — для улицы — гиматий — или плащ, искусно драпируемый. У мужчин он закреплялся на левом плече, перебрасывался через левое плечо на спину, проходил далее под правой рукой и опять забрасывался на левое плечо, свисая на спину (табл. CLII, 1, 2, 5). Гиматий удержался на протяжении всей жизни античных городов. Более суровые Климатические условия привели к частному употреблению хитона с длинными рукавами (табл. CLII, 9), надеваемого под гиматий, что видно на изображении надгробия III в. до н. э. (АГСП, с. 311), видимо, со II—I в. до н. э. мужчины стали носить плотно облегающие шерстяные штаны, заправленные в мягкие полусапожки (табл. CLII, 6, 7, 8, 10), что явилось результатом заимствования костюма окружающих варваро-скифов и сарматов. От повседневного и торжественного костюма отличался костюм военный, походный. На пантикапейской стеле IV в. до н. э. изображен воин в коротком красном хитоне. Воины первых веков нашей эры одеты в короткий хитон, тесно облегающие штаны и короткий плащ. Галаты, сарматы, влившиеся в боспорское войско, сохраняли свою национальную одежду — башлык, широкую подпоясанную рубаху, более широкие штаны (табл. CLII, 4). Жители античных государств, заимствуя одежду у сарматов, придали ей и отличительные черты — более узкие штаны и более узкий кафтан (табл. CLII, 6, 7). Но как бы не изображали они себя в военных и походных сарматизированных костюмах, всегда в сцене загробного пира умерший изображался в типично греческой одежде — задрапированным в гиматий.

[adsense]

Таблица CLII. Мужская одежда и головные уборы  1 — старик в длинном широком хитоне и гиматии, IV в. до н. э., Большая Близница, терракота; 2 — мужская фигура в рубахе негреческого образца и в гиматии, IV—III вв. до н. э.; 3 — мужская фигура в кафтане, застегнутом на груди, и плаще, на голове — остроконечная шапка, мягкие сапоги на ногах, II в. до н. э., надгробие; 4 — боспорский воин в войлочном колпаке и кафтане (?), I—II вв., Пантикапей, терракота; 5 — мужская фигура в коротком хитоне, гиматии и башмаках, I в., Пантикапей, надгробие (верхний рельеф); 6 — фигура слуги в плаще и сапожках, I в., Пантикапей, фреска на стене склепа; 7 — художник за работой в плаще, штанах, рубахе с рукавами и сапожках, I II вв., Пантика-пей, роспись саркофага; 8 — фигура слуги в короткой подпоясанной рубахе, штанах, сапогах, И—III вв., склеп, фреска; 9 — мужская фигура в рукавном хитоне, штанах, сапогах, гиматии, III в., Горгиппия, фреска на стене склепа 1975 г.; 10 — мужская фигура в полосатом кафтане, сапогах, IV в., Херсонес, фреска на стене склепа 1853 г.; 11—14 — типы головных уборов. Составитель Е. А. Савостина

Таблица CLII. Мужская одежда и головные уборы
1 — старик в длинном широком хитоне и гиматии, IV в. до н. э., Большая Близница, терракота; 2 — мужская фигура в рубахе негреческого образца и в гиматии, IV—III вв. до н. э.; 3 — мужская фигура в кафтане, застегнутом на груди, и плаще, на голове — остроконечная шапка, мягкие сапоги на ногах, II в. до н. э., надгробие; 4 — боспорский воин в войлочном колпаке и кафтане (?), I—II вв., Пантикапей, терракота; 5 — мужская фигура в коротком хитоне, гиматии и башмаках, I в., Пантикапей, надгробие (верхний рельеф); 6 — фигура слуги в плаще и сапожках, I в., Пантикапей,
фреска на стене склепа; 7 — художник за работой в плаще, штанах, рубахе с рукавами и сапожках, I II вв., Пантика-пей, роспись саркофага; 8 — фигура слуги в короткой подпоясанной рубахе, штанах, сапогах, И—III вв., склеп, фреска; 9 — мужская фигура в рукавном хитоне, штанах, сапогах, гиматии, III в., Горгиппия, фреска на стене склепа 1975 г.; 10 — мужская фигура в полосатом кафтане, сапогах, IV в., Херсонес, фреска на стене склепа 1853 г.; 11—14 — типы головных уборов. Составитель Е. А. Савостина

Наиболее распространенной женской одеждой была греческая. В наиболее ранний период — конец VI — начало V в. до н. э. был обычен ионийский хитон с напуском, несколько обуженный к низу (Кобылина М. М., 1961, рис. 24). С середины V в. до н. э.— это обычный длинный хитон до полу, ниспадающий плавными складками (табл. CLIII, 1— 3, 5, 8). Он мог быть безрукавным, особенно у девушек (табл. CLIII, 4, 6, 10), мог иметь рукава —короткие или длинные (табл. CLIII, 11). Хитоны, судя по росписям пантикапейских склепов, были различных цветов: желтые, красные, розовые, голубые. Двойные хитоны (табл. CLIII, 10) могли быть двуцветными: нижний — белый, верхний — зеленый. Нижний хитон мог иметь, даже кайму или оборку, (табл. CLIII, 11). На синдских полуфигурах женщины одеты в мелкоплиссерованные хитоны (табл. CLIII, 9). Гиматий, надеваемый на хитон при выходе на улицу, более плотный по фактуре ткани, драпировался различным образом: набрасывался на голову (табл. CLIII, 7), покрывая всю фигуру, или спускался с одного плеча (табл. CLIII, 5) и т. д. Цвет гиматиев был также различным, иногда гиматий имел вышитую кайму (табл. CLIII, 8). Были также короткие гиматии, покрывавшие только голову и плечи (табл. CLIII, 9) (Иванова А. П., 1961, рис. 37).

Одежда детей нам известна значительно хуже. На надгробии Апфы IV в. до н. э. (Блаватский В. Д., 1964в, рис. 24) младенец на руках матери изображен в рубашке с длинными рукавами и в плотноприлегающей круглой шапочке на голове. Одежда его имеет, возможно, местный характер. Одежда детей более старшего возраста, судя по схематическим изображениям надгробных рельефов, мало отличалась от одежды взрослых. Ткани употреблялись как импортные, так и вытканные на месте и отличались большим разнообразием. На Деметре в склепе Большой Близницы изображено полосатое покрывало (АДЖ, т. VII, 2). В Павловском кургане в женском погребении в саркофаге были найдены остатки одежды с вытканным орнаментом и фигурными сценами (ОАК 1879—81, табл. III, 1—3). Более суровая, чем в Греции зима, вынуждала носить, видимо меха: так на стене склепа в Артюховском кургане висела меховая накидка (Ростовцев М. И., 1925, с. 273).

Таблица CLIII. Женская одежда и головные уборы  1 — актер в женской роли в рукавном широком хитоне и гиматии, V—IV вв. до н. э., Пантикапей; 2 — фигура женщины в подпоясанном широком хитоне, V в. до н. э.. Нимфей; 3 — женщина в хитоне и гиматии, IV в. до н. э., Херсонес; 4 — девочка в подпоясанном хитоне без рукавов, IV—III вв. до н. э., Пантикапей; 5 — женщина в хитопе и гиматии, III в. до н. о., Феодосия; 6 — фигура женщины в безрукавном хитоне со скрепами, III—И вв. до н. э., городище у санатория « Тайка» в Евпатории; 7 — женщина, закутанная в гиматии, III в. до н. э., Ольвия; 8 — женщина в гиматии с вышитым краем, конец II в. до н. э., Пантикапей; 9 — женщина в не-подпоясанном хитоне и пеплосе (?), первые века нашей эры. Тузла; 10 — бегущая девушка, I в., Пантикапей; 11 — женщина в рукавном хитоне и гиматии, III в. н. э., Горгиппия; 12—16 — головные уборы VI—II вв. н. э. 1—7, 10 — терракота; 8 — изображение на надгробии; 9 — известняк; 11 — фреска на стене склепа. Составитель Е. А. Савостипа

Таблица CLIII. Женская одежда и головные уборы
1 — актер в женской роли в рукавном широком хитоне и гиматии, V—IV вв. до н. э., Пантикапей; 2 — фигура женщины в подпоясанном широком хитоне, V в. до н. э.. Нимфей; 3 — женщина в хитоне и гиматии, IV в. до н. э., Херсонес; 4 — девочка в подпоясанном хитоне без рукавов, IV—III вв. до н. э., Пантикапей; 5 — женщина в хитопе и гиматии, III в. до н. о., Феодосия; 6 — фигура женщины в безрукавном хитоне со скрепами, III—И вв. до н. э., городище у санатория « Тайка» в Евпатории; 7 — женщина, закутанная в гиматии,
III в. до н. э., Ольвия; 8 — женщина в гиматии с вышитым краем, конец II в. до н. э., Пантикапей; 9 — женщина в не-подпоясанном хитоне и пеплосе (?), первые века нашей эры. Тузла; 10 — бегущая девушка, I в., Пантикапей; 11 — женщина в рукавном хитоне и гиматии, III в. н. э., Горгиппия; 12—16 — головные уборы VI—II вв. н. э. 1—7, 10 — терракота; 8 — изображение на надгробии; 9 — известняк; 11 — фреска на стене склепа. Составитель Е. А. Савостипа

[adsense]

Обувь — чаще всего сандалии, состоящие из подошвы, иногда деревянной (Сокольский Н. И., 1971, табл. XXXIV, 6\ Соколов Г. И., 1973, № 132, 176) и разноцветных кожаных ремешков, носили и мужчины и женщины. Кроме того, носили мягкие кожаные сапожки (табл. CLII, 5—8), судя по изображениям на надгробиях и скульптурам (Соколов Г. И., 1973, № 133, 173), а также находкам их остатков (Ростовцев М. И., 1925, с. 194).

Головные уборы, носимые только в непогоду или жару, были разнообразны. Юноши надевали маленькие шапочки (табл. CLII, 11) или шапки с отворотом и конусообразным верхом (табл. CLII, 13). Часто, особенно ремесленники, носили головной убор конусовидной формы (табл. CLII, 13) или башлык (табл. CLII, 4, 14), а зимой носили, видимо, и меховые шапки, судя по остаткам таковой в IV Семибратнем кургане (Ростовцев М. И., 1925, с. 273). Женщины, как эллинки, так и негреческого происхождения, чаще всего набрасывали на голову гима-тий (табл. CLIII, 7, 8, 9), иногда под покрывало надевалась золотая повязка — стленгида или ампик. Она прикреплялась шнурками. Со стленгиды свешивались иногда на лоб цепочки-подвески, а к концам стленгиды прикреплялись височные подвески (ОАК 1882—1888, атлас 1, 14). При больших торжествах в честь элевсинских божеств надевали на голову высокий убор — калаф, украшенный золотыми тиснеными полосками. Иногда носили шляпы с полями и конусовидным верхом (табл. CLII, 14), а также головной убор в виде башлыка (табл. CLIII, 15).

Серьги. В VI в. до н. э. носили часто серьги в виде круглых дисков. Таковы серьги VI в. до н. э. из Ольвии в форме круглых щитков с рельефными львиными мордами в центре и бараньими головками на концах крючков (табл. CLXII, 5). В дальнейшем форма серег усложняется — к круглому диску добавляются подвески в виде опрокинутой пирамидки, кисти. Наряду с серьгами круглой формы носили, особенно в V—III вв. до н. э., серьги в виде калачика с высокой проволочной дужкой (табл. CLXII, 9, 10). Соединение двух форм серег — круглого диска и калачика или лунницы видим в золотых серьгах IV в. до н. э. (табл. CLXII, 8). В некоторых серьгах IV в. до н. э. главным становится не круглая розетка, а подвеска, изображающая, например, крылатого льва-сфинкса — Трехбратные курганы. (Кирилин Д. С., 1968, с. 148, рис. 5). С V в. до н. э. по III в. н. э. получают распространение серьги в виде жгута, сплетенного из нескольких тонких проволочек, заканчивающихся головкой льва, рыси, грифона и т. д. (Пятышева Н. В., 1956, с. 19, табл. VIII, 3). Височные подвески V—IV вв. до н. э., восходящие к понтийскому типу, состоят из согнутого стержня с орнаментированными концами и пирамидками (Прушевская Е. О., 1955, с. 337, рис. 4). Ведущей формой украшений рядового населения IV—III вв. до н. э. и позднее были серьги в виде проволочного кольца с подвесками. Для первых веков нашей эры характерно применение в серьгах различных цветных камней, что связано с распространением вкусов варварской племенной знати — развитием так называемого «полихромного» стиля.

Нашивные золотые бляшки применялись главным образом в ритуальной или в варварской одежде и на погребальных пологах. В варварской среде были распространены различные украшения со вставками из камней или стекла. Мужчины негреки также носили браслеты, ожерелья, гривны (табл. CLXVII). Однако население греческих городов становилось настолько смешенным, что по костюму, особенно представителей высших слоев, стало невозможным определить греческое или варварское происхождение человека. Такова статуя Неокла — правителя Горгиппии —он в греческом костюме, гиматии, но с массивной гривной на шее (Кобылина М. М., 1951д, с. 175, рис. 2).

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014