Общинное земледелие. Работы по орошению

Общинное земледелие

Совершенно такую же совместную работу многих мы находим и в земледелии.

Мы говорили уже раньше, что на низших ступенях земледелие было по преимуществу занятием женщин, между тем, как мужчины занимались охотой и рыбной ловлей. Так, в Австралии, например, женщины собирают маис, корни и другие припасы, смотря по времени года. В Африке точно так же женщины и дети сеют и собирают жатву. В Америке земледельческие работы исполняются женщинами, причем распределяет работу начальница, она раздает семена для посева, назначает время сбора хлеба и прочее. Весь сбор хлеба делится точно так же, как и добыча охоты или рыбной ловли, между всеми семействами, участвовавшими в обработке и сборе хлеба.

Когда земледелие стало одним из главных источников пропитания, то расширение площади посева повело к тому, что особенно важное значение стали иметь работы, подготовляющие почву для обработки под хлеб. Приходилось сводить леса, в которых стало уже значительно меньше дичи, чтобы обратить эти лесные пространства в пашни, которые стали гораздо выгоднее. Для этого пользовались огнем; деревья рубили и потом, когда они уже достаточно высыхали, поджигали их. Образовавшаяся зола служила, кроме того, и хорошим удобрением земли, так что посевы давали обильную жатву. Само собою разумеется, что такая трудная работа, как рубка леса, особенно при тех первобытных орудиях, которыми могли пользоваться люди, не могла исполняться одним человеком, а требовала содействия многих. Такой способ земледелия был известен в глубокой древности и был распространен повсюду, где только были леса. Мы его встречаем и в Африке, и в Америке еще и теперь. В Европе в прежние времена он был широко распространен, и теперь еще он существует в России в лесных местах почти в том же виде; разница только в том, что сначала сводится лес и вывозятся дрова, а потом сжигаются только оставшиеся пни, которые обыкновенно выворачиваются из земли, выкорчевываются, чтобы удобнее было сжечь их; да кроме того, наши крестьяне имеют возможность пользоваться хорошими железными топорами, так что работа эта бывает под силу даже небольшому количеству работников. Совместная работа по выжиганию леса, конечно, вела и к совместному пользованию приготовленной для земледелия землей.

Первоначально эта работа опять таки предоставлялась женщинам, которые уже сами распределяли между собою весь труд по обработке приготовленной земли. С течением времени и земледелие сделалось занятием преимущественно мужчин; женщинам осталось только домашнее хозяйство. О том, как это случилось, мы уже говорили.

Работы по орошению

Многие хлебные растения, как, например, рис, требуют обильного орошения, и поэтому важное значение в хозяйстве получает забота об устройстве искусственного орошения, если почва оказывается недостаточно влажна.

Уже в очень древние времена мы находим у египтян, ассирийцев, вавилонян, индейцев, китайцев и др. народов искусственные и очень крупные сооружения этого рода.

В высоких местах рылись огромные пруды, в которых скоплялась дождевая вода; из этих прудов шли многочисленные каналы, которые проводили воду по всем полям в то время, когда было сухо, и растения требовали влаги.

Иногда устраивались даже искусственные сооружения для подъема воды на такое возвышенное место, откуда она могла бы расходиться по полям.

Конечно, и эти все сооружения требовали совместной работы очень многих людей. Мало того, для того, чтобы это сооружение приносило ту пользу, которую оно имело в виду, нужно было постоянно поддерживать его, чистить пруды и каналы; нужно было все время следить, как за полями, так и за тем, чтобы кто нибудь не задерживал воды у себя, не пуская ее на ниже лежащее поле, отчего пострадал бы ни в чем не виноватый участник этого же сооружения. Словом, здесь требовалась постоянная, совместная и строго расчитанная работа. Малейшее нарушение правильности могло повести к тому, что у многих погибли бы все посевы.

Поэтому в тех местах, где существовали такие оросительные сооружения, мы находим также и лиц, которые заведуют ими, распоряжаются не только пользованием, но и работами по постройке и ремонту этих сооружений. Заведующий ими уже не мог сам участвовать в работе; ему не хватало на это времени; по все-таки он получал со всех участников некоторую долю добытого общим трудом хлеба. Его труд получал даже особенную цену, потому что только при его распорядительности достигалась необходимая стройность всей системы и порядок в работах. От него требовалось не мало опытности, знания и труда, и зато он получал даже довольно большую долю добытого всеми продукта. Он, конечно, должен был пользоваться некоторою властью, которая прямо вытекала из его обязанностей. Он не мог объяснять каждому, почему нужно было делать то или другое, а просто требовал исполнения своих приказаний. Ему давалась поэтому и власть наказывать тех, которые не хотели ему подчиняться.

Уже с самого начала такой начальник должен был выбирать подходящего человека, чтобы передать ему свои знания и опытность; этому человеку он передавал свою должность, если но старости уже не мог ее исполнять, и народ обыкновенно признавал нового начальника, потому что никто не мог сделать лучшего выбора; да и возможно ли было не верить выбору того, кто только и знал все тонкости своего дела? Но уже в самые древние времена такой начальник обыкновенно передавал свои занятия кому нибудь из сыновей своих или родственников, и потому вошла в обычай передача таких должностей по наследству.

С течением времени из таких наследственных должностей образовались наследственные правители, цари, передающие свою власть по наследству. Они были обыкновенно и военачальниками.

Конечно, могло случиться и так, что сын такого начальника оказывался малоспособным к исполнению тех обязанностей, которые лежали на нем; тогда обыкновенно народ выбирал сам из своей среды более способного, а первого смещал. Таким образом шло дело, например, в Египте, где одно поколение (династия) царей сменялось другим.

С течением времени такая смена становилась все реже и реже, и правители делались все более и более наследственными.

Мы остановились особенно подробно на этом явлении, потому что оно распространено было во многих странах в древности, и то же самое нашли европейцы в Америке, в Мексике и Перу, где культура стояла на сравнительно довольно высокой ступени. И в той, и в другой стране в те времена были уже крупные сооружения для искусственного орошения почвы, и там в общих чертах оказывается такой же общественный строй, каков был и в странах древнего мира, где существовали такие же системы орошения. Этот случай показывает нам особенно ясно, как складывается мало-по-малу довольно сложное государство, возникая из насущных потребностей населения.

Но возвратимся к нашим общественным работам. Нет, конечно, возможности перечислить все мелкие занятия, в которых многим людям приходилось помогать друг другу.

Мы уже говорили раньше, что добывание огня требовало такой совместной работы; и в добывании его мы находим опять ту же группу родственников. У каждого из родов в старину существовал свой очаг, на котором поддерживался огонь. От него брали себе огонь все родичи, когда им было необходимо.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 08.03.2017 — 17:20

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014