Общественная жизнь первобытного человека. Родство и семья

Теперь, рассмотревши обстановку жизни человека, мы должны перейти к его общественной жизни.

Мы уже говорили о том, что во многих случаях человеку невозможно было обходиться без помощи других людей. Были такие дела, которые не под силу были одному человеку, и люди соединялись в группы для их выполнения. Таких дел было очень много: и охота, и рыбная ловля, скотоводство, и различного рода постройки и добывание огня — все это могло соединять людей в большие или мелкие группы, — смотря по надобности.

Но проходила надобность, — и группы эти снова распадались, потому что не было в них необходимости. Вместо них возникали новые, для новых предприятий, и они опять сменялись другими. Постоянства не могло быть в этих группах потому, что непостоянны были и занятия людей в первобытные времена. Затевалась охота, добыча делилась на части и, пока весь запас мяса не истощался, обыкновенно ничего и не предпринималось, а потом наступало время, когда особенно удобно было ловить рыбу, и собирались люди снова уже на этот промысел.

Но, чтоже заставляло людей постоянно жить группами? Конечно, во-первых, то, что им нельзя было никогда надеяться на силы одного человека и постоянно была необходимость пользоваться услугами других и работать вместе для добывания пищи.

Но, кроме того, эта совместная жизнь уже в самые древние времена соединяла людей в одну большую семью. Они были не только товарищи по работе, а кроме того и родственники.

Родство и семья

Но первобытное родство сильно отличалось от нашего, и потому нам нужно рассмотреть, какова была первоначальная человеческая семья. Мы привыкли называть семьей мужа, жену, их детей и иногда некоторых других родственников, например, деда и бабку. Но, первоначальная семья не была похожа на нашу, так что даже и семьей-то ее нельзя назвать.

До нас дошли рассказы о том, как в старину жили многие народы.

Они не знали брака, про наших предков летописец Нестор рассказывает, что они не имели брака, а жили, как звери. Такие же известия есть и о многих народах, живших в разных странах, так что нужно думать, что в древности у всех не было брака. А коли не было брака, так, стало быть, и не было нашей семьи. Мужья имели помногу жен, а жены помногу мужей. Так как не было определенного брака, то и нельзя было точно определить родства. Братья и сестры тоже еще не определялись, и браки между ними были явлением заурядным.

Но вот мало-помалу люди пришли к тому заключению, что такие браки вредны, что поколение от таких браков получается слабое и очень часто не выживает. Некоторые народы, которые прекратили браки между родственниками, оказались, конечно, гораздо сильнее тех, у которых практиковалось это попрежнему. Более слабые народы или должны были вымереть, или ввести и у себя тот же порядок.

Это сделается еще понятнее, если мы примем во внимание, что первобытные народы жили в постоянной вражде между собой и устраивали охоты не только на зверей, но и на своих же собратьев, людей, которых они тогда еще не считали своими собратьями. Всякий, принадлежащий к другому народу, считался врагом; на него смотрели, как на животное, и предпринимали войну на соседей с целью добыть этих соседей, либо для того, чтобы съесть их, либо для того, чтобы обратить их в рабов.

Раб тоже своего рода домашнее животное, полезное в хозяйстве. И точно так же, как животных сначала ели, а потом научились употреблять для различных работ, так и рабов, которые всегда добывались из среды чужого народа, сначала употребляли в пищу, а потом стали употреблять для домашних работ.

При таком образе жизни легко себе представить, какое значение имело в первобытные времена превосходство в физической силе. Тот, кто был сильнее, мог даже прямо поедать своего более слабого соседа.

Таким образом, мало-помалу остались на земле только такие народы, которые ввели у себя новое установление, дававшее более сильное потомство, а именно: запрещение брака между близкими родственниками, а другие народы должны были либо уступить более сильным, либо ввести и у себя то же установление.

Но, это установление выработалось с большим трудом. В различных странах мы еще теперь находим различные правила. Одни из них более, другие менее ограничивают круг людей, с которыми в брак вступать не дозволяется.

Сначала, когда не существовало никаких ограничений брака, совершенно естественно, не существовало и родства. Не было никакой надобности отличать родственников от других людей. В те времена, можно считать, существовало одно родство между матерью и детьми, да и то только в то время, пока дети были малы. А когда они вырастали и уходили от матери, то и родственные связи порывались и забывались.

Родство не было устойчиво. Оно устанавливается только тогда, когда и жизнь людей делается более постоянной, когда они начинают жить большими группами. Как возникали первоначальные родственные группы, мы можем только догадываться. На земле нет ни одного народа, который бы вовсе не знал родства. Но не у всех первобытных народов родство одинаково, и если сравнить эти различные способы счета родства, то легко заметить, что одни из них древнее, а другие новее. Таким образом, можно догадаться, как зародился счет родства, и как он потом изменялся.

Самое древнее деление родственников на группы мы находим в Австралии. Там сохранились остатки глубокой старины. Первоначально родственники делились по поколениям на старших и младших. Все старшие считались родителями младших, их отцами и матерями, а младшие — детьми старших, их сыновьями и дочерьми. Брать себе жену можно было только из того же поколения; мужчина из поколения старших должен был жениться на женщине из того же поколения и не мог взять себе в жены женщину из поколения младших. Точно так же и младшие могли вступить в брак только между собою. Этот порядок имел то значение, что при нем не было возможности вступить в неравный брак: старик не мог жениться на молодой, и молодой не мог жениться на старухе. Обыкновенно юноша переходил из детского возраста в младшее поколение после женитьбы, и даже только тогда, когда у него у самого рождались дети. В поколение старших он переходил после того, как у его детей появлялись дети, т. е. когда его дети начинали переходить в младшее поколение.

Это древнейшее ограничение браков устанавливает, как правило, брак между лицами того же поколения, т. е. между братьями и сестрами. Братьями и сестрами в то время назывались не только дети одних родителей, но и все сверстники по возрасту, по поколению. Точно так же старшее поколение состояло из отцов и матерей. Таким образом, брак между братьями и сестрами не только не запрещался, по даже считался обязательным, хотя это вовсе не значит, что родные братья и сестры часто вступали в брак. В настоящее время у австралийцев всюду признается, что родным и даже двоюродным братьям и сестрам вступать в брак нельзя. Неизвестно, когда и почему появилось это новое запрещение. Мы знаем только, что оно очень древнее.

Чтобы понять следующие затем позднейшие правила вступлепия в брак у австралийцев, нужно знать, как они живут. Дело в том, что они бродят ордами человек в тридцать-сорок на определенном пространстве земли; мужчины занимаются охотой, женщины выкапывают корни и собирают всякую другого рода пищу. При таком небольшом числе членов орды легко могло оказаться, что юноша не мог найти себе жены в той же орде, так как требовалось, чтобы жена была из того же поколения и не была бы ему родной или двоюродной сестрой. Это стеснение вело к тому, что жен приходилось брать из других соседних орд. Сначала жен добывали силою, а потом, когда установились более мирные отношения, их стали покупать. Обмен жен повел к тому, что теперь необходимо стало следить за родством не только в своей орде, но и в тех, с которыми происходил обмен женщинами. Дети женщины, перешедшей в соседнюю орду, были двоюродными братьями детей оставшихся в орде ее братьев. Так как брак между двоюродными братьями и сестрами был запрещен, то мужчинам нельзя было брать в жены и некоторых женщин из соседних орд. Поэтому надо было следить строго за родственными отношениями и в соседних ордах. Для этой цели был установлен счет родства по женской линии. Дети женщины считались принадлежащими к ее роду, хотя она и переходила из одной орды в другую. У австралийцев эта принадлежность к роду матери отмечается тем, что все ее дети носят одно и то же имя: имя рода своей матери. Таким образом, получается правило, что люди, носящие то же родовое имя, не могут вступать в брак между собою. Первоначальное запрещение брака между родными и двоюродными братьями теперь уже распространяется на всех лиц
носящих одно родовое имя, на весь род. Этот pод первоначально соединяет всех родственников по женской линии, т. е. детей одной матери, ее дочерей, детей ее внучек и т. д.

Такой род мы будем называть материнским родом, в отличие от отцовского, или патриархального рода, в котором счет родства ведет по мужской линии.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 04:24

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014