О границах диахронного сравнения в фольклористике

Каковы возможности и границы применения всего сказанного о различии синхронии и диахронии в этнографии к изучению фольклора? Автор сознательно ограничивал себя на предшествующих страницах преимущественно рассмотрением явлений материальной культуры, так как духовная среда жизни любого общества чрезвычайно сложна, фундаментальных исследований социально-психологического направления в этой области пока мало и очень многие аспекты остаются неясными. Склонен, однако, думать, что этническое в сфере самосознания и вообще в духовной жизни любого народа также носит системный характер, как и другие явления культуры народа или этнической культуры 1, и на него может быть распространено все сказанное выше. Таким образом, можно предполагать что, и фольклор, коль скоро в нем проявляются этническая специфика и этнические традиции 2, входит в систему этноса.

[adsense]

Однако проблема сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Системный характер фольклора как общественного явления доказывается многими теоретическими и фактическими разработками 3, но система фольклора не входит в систему этноса в качестве соподчиненного структурного компонента. Скорее следует говорить о пересечении независимых систем в какой-то пограничной области, которая охватывает место фольклора в культуре народа и сферу этнических явлений в фольклоре. Поэтому трудно разделить взгляд на фольклористику как на ответвление этнографии, с теми или иными оговорками достаточно широко представленный в современной литературе. Справедливо отмечалось, что культурно-бытовая трактовка различных фольклорных жанров еще не позволяет полностью включать фольклор в сферу этнографии 4. Вопрос о специфике и самостоятельности фольклора как общественного явления наряду с изобразительным творчеством, художественной литературой и т. д. был рассмотрен В. Е. Гусевым, причем его доказательства опираются в первую очередь на анализ эстетического начала в фольклоре 5. Фольклор, как и язык, и материальная культура, изучается самостоятельными науками. Пересечения не лишают эти дисциплины их специфики-

Поэтому я не решаюсь пока в свете сказанного экстраполировать развитые выше соображения об ограниченности диахронного сравнения на временные ряды фольклорных фактов. Фольклор представляет собой, по нашему мнению, особую систему огромного объема, начавшую функционировать на заре истории, так как в нем могут быть вскрыты пласты глубокой древности, что и было неоднократно продемонстрировано конкретными исследованиями.

Этим обусловлена необходимость, учитывая своеобразие фольклора, выработать специфическую методику его изучения. Однако эффективность диахронного подхода к фольклору, так же как и к этногеографии, тем не менее будет зависеть от того, насколько исследование ограничится рамками системных структур (народ или группа народов, связанных к тому же историческим прошлым). Выход за эти рамки приведет к субъективизму.

Notes:

  1. При всей непривычности терминологического сочетания «этническая культура» оно все больше входит в жизнь и употребляется наравне с выражениями «художественная культура», «духовная культура» и т. д. См.: Чистов К. В. Выражение этнической культуры // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978.
  2. См. особенно: Долгат У. Б. Литература и фольклор: (Теоретические аспекты). М., 1981.
  3. Токарев С. А. О задачах этнографического изучения народов индустриальных стран // Сов. этнография. 1967. № 5.
  4. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография.
  5. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М.; Л., 1967.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.09.2015 — 19:22

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014