Неолитические культуры Пиренейского полуострова

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

Пиренейский полуостров представляет наиболее естественный путь, по которому в Европу могло проникать влияние культур Востока, распространявшееся по суше через Северную Африку или морем вдоль южных берегов Средиземного моря, и потому это влияние должно было бы сказаться здесь в большей степени, чем на островах Западного Средиземноморья. С другой стороны, здесь сохранилось со времен древнего каменного века довольно многочисленное местное население, и можно было предположить, что оно соединило полученные из Африки традиции Восточного Средиземноморья со своими собственными традициями. Но культура самого этого населения была в значительной степени африканской. Наскальные рисунки Юго-Восточной Испании, сохранение которых в медном веке свидетельствует о живучести традиций палеолита, имеют, как известно, в Африке более близкие аналогии, чем в других странах Европы. На близость с Африкой указывают и кремневые орудия; солютрейская культура Альмерии и Валенсии в такой же степени родственна атерийской культуре Северной Африки, как и солютрейской культуре Франции и Центральной Европы. «Мезолитические микролиты» происходят, по-видимому, от африканских капсийских микролитов. В результате проникновения восточных идей и элементов экономики в среду этих еще сохранившихся групп собирателей возникли разнообразные и яркие местные культуры.

К сожалению, лишь немногие памятники их культуры были исследованы действительно научными методами. Своеобразные вещественные остатки находят в большинстве случаев в коллективных гробницах, использовавшихся несколькими поколениями, или в городах-поселках, которые были заселены в течение не менее продолжительного времени. Однако они никогда не расположены стратиграфическими слоями, как телли; их нельзя классифицировать на основе смены погребений или поселений. Последовательность культур приходится устанавливать на основании типологического изучения, которое не может быть проверено ни стратиграфическими данными, ни изолированными находками, содержащими достоверно датируемые предметы ввоза. Поэтому типологическая последовательность культур может быть определена лишь на основе априорных принципов. В соответствии с общими исходными положениями, принятыми в этой книге, мы положили в основу своей интерпретации принцип диффузии. В результате мы пришли к выводу, что многие разновидности находок иллюстрируют постепенный упадок культуры. Приняв чисто эволюционистскую точку зрения, Бош-Гимпера детально разработал более или менее связную картину культурного развития, диаметрально противоположную той картине, которую мы предлагаем в настоящей книге. Однако в ряде случаев его заключения, по-видимому, противоречат стратиграфическим данным, относящимся к родственным культурам, в частности к культуре Южной Франции.

Только для Альмерии установлена общепризнанная сравнительно полная схема смены культур, и только там мы встречаем чисто неолитическую фазу, свободную от каких бы то ни было позднейших примесей. Сам Бош-
Гимпера допускает, что производство пищи и связанные с ним формы производства были принесены в Альмерию колонистами из-за моря. В самом деле, именно на прибрежных равнинах раньше всего могло сказаться влияние проникновения восточной культуры.

Колонисты эпохи неолита селились в большинстве случаев на вершинах холмов, возвышающихся над плодородными долинами; таково типичное поселение этой эпохи Эль Гарсель; колонисты прибыли сюда и те времена, когда на склонах лишенного в настоящее время растительности холма еще росли сосны. В дополнение к разведению скота и выращиванию злаков пришельцы, возможно, уже ввели культуру оливкового дерева, на что указывают найденные здесь камни для выжимания оливкового масла; однако находимые здесь семена винограда принадлежат, как указывают исследователи, дикому винограду; хлеб жали серпами, снабженными зазубренными кремневыми остриями, подобными серпам из додинастического Фаюма, складывали его в выкопанные в земле ямы и растирали на ручных зернотерках. Население, вынужденное в связи с разведением фруктовых деревьев вести оседлый образ жизни, жило в круглых или овальных хижинах, частично выкопанных в земле, с крышами из обмазанных глиной плетенок. Охотники продолжали пользоваться наконечниками с поперечно срезанным лезвием; найденные в Эль Гарселе микрорезцы представляют собой, возможно, побочные продукты, остававшиеся при их изготовлении.

Плотники пользовались каменными топорами, теслами и долотами. О существовании ткачества свидетельствуют бионические пряслица. Керамика лишена орнамента, и сосуды не имеют настоящих ручек, хотя были распространены ушки с проделанными в них одним или даже двумя отверстиями. Среди прочих форм встречаются остродонные широкогорлые кувшины (рис. 123, 3), напоминающие раннеегипетские (герцейские) и североафриканские, странные бутыли, имеющие в плане овальную форму (подобные бутыли попадаются также в Северной Африке), и кулеобразные сосуды с кожевидной: поверхностью, родственные неолитической керамике Фаюма и Меримде в Египте. Кулеобразные изделия с кожевидной поверхностью остаются одной из излюбленных форм во всех позднейших фазах культуры Альмерии. Во второй неолитической фазе по датировке Сире, представленной в Трес Кабесосе, они снабжены вертикальными ушками с отверстиями (рис. 126, 1), чаши иногда имеют ладьеобразную форму; изготовлялись даже двойные сосуды, подобные сосудам из Меримде в Египте. Сосуды плели также из испанского дрока.

В качестве украшений носили бусы в форме дисков из раковин, изготовлявшиеся также людьми капсийской культуры в Африке, браслеты из раковин Pectunculus и камня и бусы из бирюзы и позднее из стеатита. Покойников хоронили в общих погребениях — в естественных пещерах — оссуариях или в ящиках со сложенными из камня стенами, обычно круглой формы. Грубая каменная фигурка в форме скрипки, подобная изображенной на рис. 8, 14 из Эль Гарселя, изображает, как предполагают, «богиню-мать» Восточного Средиземноморья.

Рис. 124. Условные изображения оленей в стенной живониси Иснании. По Обермайеру. А — Маймон; В — Фигурас; С — Ла Пилета.

Рис. 124. Условные изображения оленей в стенной живониси Иснании. По Обермайеру. А — Маймон; В — Фигурас; С — Ла
Пилета.

Чисто неолитическая как в хронологическом, так и в морфологическом отношении культура обнаружена до настоящего времени только в Юго-Восточной Испании. Однако на всем протяжении полуострова пещеры, служившие жилищами или местами погребения, содержат неолитический материал. На стенах пещер и пристроенных к ним укрытий жители рисовали в условной манере диких животных и эпизоды охоты, а также домашний рогатый скот, овец, коз, свиней, животных, напоминающих лошадей, сцены из пастушеской жизни и даже земледельческое божество с серпом в руках; изображались также сани и, на севере, телеги с колесами. Такие рисунки на стенах скальных укрытий встречаются и за пределами полуострова вдоль северных берегов Средиземного моря даже к востоку от Роны. Наименее условные рисунки, обнаруженные преимущественно в южной части полуострова, происходят, вероятно, от ярких рисунков раннемезолитической группы Юго-Восточной Испании. По-видимому, художники были потомками древних охотников. Изображения альмерийских идолов и совиных голов, встречающиеся на сосудах медного века и на стенах гробниц, раскрывают перед нами источник появления в пещерной культуре домашнего скота, серпа и других элементов неолита. В то же время эти признаки, а также изображения медных кинжалов и параллели между стенной живописью и керамикой Лос Мильяреса (рис. 126) свидетельствуют о том, что большинство поселений возникло в медном веке.

С другой стороны, обильно покрытая углубленным орнаментом керамика пещер отличает изготовляющих ее мастеров от населения Альмерии. Поэтому Бош-Гимпера рассматривает керамику пещер как характерный признак особого культурного цикла, который всходит, по его мнению, к тому же древненеолитическому периоду, что и Эль Гарсель. Однако он вынужден признать, что «неолитический характер этой керамики можно установить лишь на основании типологии орнамента». В то же время в Каталонии, как и в Южной Франции, одноцветные «западные» сосуды (подобные изображенному на рис. 132) были обнаружены ниже слоев с керамикой колоколообразных кубков; аналогичные западные сосуды встречаются также в Португалии в Касада Моура. Обычно орнаментированную пещерную керамику смешивают с керамикой колоколообразных кубков и с образцами медного века. Но существует по крайней мере один вариант этой керамики, встречающийся в более глубоких слоях, чем керамика кубков и первые медные предметы Каталонии, и, следовательно, относящийся к более раннему времени; это — «керамика с сердцевидным орнаментом», обильно орнаментированная отпечатками раковин. На Пиренейском полуострове она чаще всего встречается в пещерах Валенсии и Каталонии, но попадается даже в Португалии. Ее орнамент идентичен орнаменту на сосудах из пещеры Ахакар на мысе Спартель (Марокко), которые находили вместе с сосудами раннеальмерийского типа. Мы уже встречали параллели этим сосудам в Лигурии и Южной Италии. Орнамент в виде каннелированных полукругов, как в Южной Франции и на Крите, или представляющих собой отпечатки края раковины, как в Сардинии, был обнаружен в пещерах (в том числе в пещере Каса да Моура) на всем протяжении полуострова. Мотивы и техника орнамента характерны для раннеминойского периода на Крите; на Пиренейском полуострове они также, вероятно, относятся к раннему периоду. С другой стороны, сосуды с ленточным орнаментом, также широко распространенные на полуострове, в Каталонии определенно относятся к периоду после колоколообразных кубков, а в Италии они принадлежат в основном к бронзовому веку. Таким образом, здесь, как и в Лигурии, пещеры содержат вещественные остатки бедных групп населения или осколков групп, основными источниками существования которых были охота, собирательство и разведение скота. В поисках новых пастбищ для скота и в погоне за дичью эти группы могли заходить довольно далеко; возможно, они поддерживали друг с другом эпизодические связи. Так в конце концов они могли образовать единый культурный комплекс на территории от Гибралтара до Лигурии. Несомненно, они имели возможность заимствовать элементы культуры у других групп, более прочно перешедших к оседлости и более развитых, и затем распространять эти заимствования далее. Может быть, именно они сыграли главную роль в передаче строителям мегалитов медного века традиций искусства, унаследованных со времен палеолита. Однако, помимо этого, материал Пиренейского полуострова не дает надежных данных для решения вопроса о происхождении пещерных жителей или о хронологических рамках их неолитической культуры. Возможно, однако, что африканское влияние на культуру населения пещер ограничивалось в основном побережьем, культура которого может быть охарактеризована как испано-мавританская.

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1900 Родился Василий Иванович Абаев — выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор.
  • Дни смерти
  • 1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика