Национальные обряды

Национальный обряд представляет собой условно-символическое действие, которым его участники оформляют и организовывают те или иные важные для них события общественной и личной жизни. Сопереживание, возникающее в ходе обрядового действия, по законам социальной психологии, в свою очередь, усиливает индивидуальные переживания отдельных участников этого действия и направляет их в общее русло, порождая чувство солидарности, побуждая к совместному активному участию в борьбе за общие интересы данной социально-этнической общности. Именно поэтому на всех ступенях истории человечества люди прибегали к обрядности.

Обрядовая жизнь и деятельность наиболее активна у народов аграрного типа хозяйствования. Национальными становятся обряды, которые получают общенациональное распространение, а не локально-местное. Не обязательно, чтобы национальные обряды отождествлялись непременно с такими из них, которые отражают религию народов, их национальное своеобразие. Независимо от того, повторяются или не повторяются у тех или иных народов, они будут национальными, если данный народ является их творцом или же если он, позаимствовав их у какого-нибудь другого народа, передает в национально переработанной форме из поколения в поколение.

Обряды, наряду с обычаями и традициями, выполняют роль регулятора национальной жизни, ее упорядочения и организации. Обычай характеризуется стереотипностью, служит средством приобщения индивидов к социальному и культурному опыту этноса, нации. В отличие от обычая, обряд более символичен, он театрализован. В обрядовую жизнь входят ритуалы, праздники, различные формы почитания природных стихий, образов и символов. Обряд трансформируется в обычай, когда он становится привычным для национальной жизни. Традициями же становятся те обычаи и обряды, которые обретают характер самовоспроизводящегося процесса.

[adsense]

В ходе истории обрядность в своей значительной части приобрела религиозно-магическое значение. Впоследствии этническое и религиозное тесно переплелось, и трудно было бы отличить одно от другого. К тому же многие обряды, имевшие в период своего возникновения религиозный смысл, со временем за столетия и тысячелетия потеряли его так, что осталась лишь внешняя форма. Разве, например, обрядность, связанная с Новогодней елкой, сохранила свой древний смысл, связанный с древнегреческим культом леса и жертвоприношениями его духу? Дети, украшающие елку, совершенно не ассоциируют свои действия с религиозными представлениями, а связывают их с другими сюжетами.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие две основные концепции нации существуют?
2. Как происходило формирование наций?
3. В каких экономических, социально-политических условиях формировались европейские нации?
4. Разделяете ли вы точку зрения теоретиков о нации как психологической или культурной общности?
5. Раскройте смысл концепции нации как гражданско-государственной общности.
6. Можно ли применить к России определение нации как согражданства?
7. Что такое национальное?
8. Рассмотрите соотношение понятий «этническое», «национальное», «социальное».
9. Раскройте содержание понятий «национальная идея», «национальные интересы».
10. Какие национальные традиции, обычаи и обряды русского народа вы знаете?
11. Какие обычаи и обряды других народов вам известны? Какие из них представляются вам хорошими, а какие — плохими, отживающими?
12. Какое будущее у нации? Раскройте диалектику национального, интернационального и общечеловеческого.

Литература

1. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М., 1987.
2. Бромлей В.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М., 1988.
3. Вдовин А.И. Российская нация. — М., 1996.
4. Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991.
5. Козинг А. Нация в истории и современности. — М., 1978.
6. Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс. — М., 1983.
7. Тавадов Г. Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998.
8. Торукало В.П. Нация. — М., 1997.
9. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. — М., 1996.
10. Этнология. — М., 1994.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1865 Умер Кристиан Томсен — датский археолог, создатель «системы трёх веков»
  • 1997 Умер Аскольд Александрович Щепинский — советский археолог, специалист по археологии Крыма.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 25.02.2015 — 18:51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика
Археология © 2014