Наскальные изображения Средней Азии

В горных районах Средней Азии и Казахстана обнаружено много наскальных изображений. Исследование их археологами только начинается, поэтому вопросы о датировке большинства изображений и о делении разновременных рисунков на группы еще нельзя считать решенными.

Более древними являются, видимо, рисунки, нанесенные на скалы красной краской, более молодыми — выбитые на камне. В свою очередь, среди живописных изображений выделяются две группы — ранняя, с реалистично трактованными животными и сценами охоты, и поздняя — с сильно геометризованными рисунками.

Наиболее интересны наскальные изображения Зараутсая — ущелья в горах Кугитанг-тау, отрогах Гиссарского хребта. Это ущелье находится в ста километрах от Термеза на высоте 2000 метров над уровнем моря. Здесь на стенах неглубоких и очень маленьких навесов и ниш красной краской нанесены одиночные изображения диких быков, джейранов, винторогих козлов, сайги и т. д. и композиции со сценами охоты.

Среди других выделяется композиция в центральном гроте Зараут-сая: группа охотников, окружившая быка (илл. 24). Зверь трактован живо и реалистично, он пятится от охотников, выпустивших в него несколько стрел. Изображения людей, напротив, очень схематичны: каждый человек — треугольник с пририсованными у ос¬нования ножками (возможно, треугольники передают плащи, накинутые на плечи охотников). Между людьми и быком находятся антропоморфные существа с хвостами. Их тела изображены уже не в виде треугольника, а узкой прямой линией. В этих существах можно видеть мифических «хозяев зверей», помогающих людям на охоте. Есть еще две композиции, где вооруженные луками охотники преследуют животных.

Все изображения нанесены на камень одной только краской — натуральной охрой нескольких оттенков. Размеры рисунков малы: от 4 до 20 сантиметров в длину.

Возраст наскальной живописи Зараут-сая определяется учеными по-разному. Предположению, что это памятники палеолитического искусства, противоречат изображения луков, изобретенных только в пору мезолита, и собак, одомашненных тогда же. О более позднем времени, чем период палеолита, говорит и стилистический анализ. Из памятников первобытного искусства наскальные изображения Зараут-сая ближе всего к испанским мезолитическим росписям. Для них характерны такие же маленькие по размеру фигуры, что совершенно нетипично для палеолитической живописи. Сочетание реалистично выполненных изображений животных со схематическими человеческими фигурками тоже обычно для мезолитических росписей в Испании. Скорее всего наскальные изображения Зараут-сая относятся к мезолитическому или неолитическому времени.

В гроте Шахты на восточном Памире была обнаружена небольшая группа наскальных изображений, напоминающая рисунки Зараут-сая. Здесь красной краской нарисованы кабаны, пораженные стрелами, и человек, переданный в той же специфической манере, что и в Зараут-сае.

Помимо ранней группы наскальных рисунков в Зараут-сае есть и поздние изображения — схематические фигурки людей в виде буквы Ф (хорошо известные по наскальным изображениям эпохи бронзы в Европе), отдельные насечки на скалах и арабские надписи. Очевидно, урочище Зараут-сай долго было почитаемым местом, и здесь при определенных культовых церемониях создавали новые рисунки.

Древнейшие наскальные изображения в Средней Азии во многом близки к палеолитическим рисункам, возникшим при магических охотничьих обрядах. Звери, пораженные стрелами, изображены с большой наблюдательностью. Наскальные рисунки Зараут-сая — один из самых ярких памятников первобытного искусства на территории СССР. Новое в тематике по сравнению с палеолитической живописью — появление людей и сцен охоты.

Гораздо более схематичны поздние живописные изображения в Восточном Казахстане, относящиеся к периоду энеолита и бронзы. Таковы «писаницы» в гроте Дасыбай под Павлодаром, на реке Смолянке под Усть-Каменогорском и др. Фигуры людей переданы здесь крайне условно, в виде двух углов, соединенных прямой линией. На скалах много знаков, идеограмм. Среди них в Смолянке можно узнать изображение солярной ладьи, связанное с мифом о солнце, совершающем свой путь в ладье. Аналогичные изображения известны в Кобы- стане, на Урале, в Сибири и на европейском Севере. Совершенно такое же, как в Смолянке, изображение солнца (круг с вписанным крестом, установленный на лодке) можно видеть на скалах южной Швеции.

Концом эпохи бронзы датируются наиболее ранние из выбитых и нарезных наскальных изображений в урочищах Саймалы-таш на Ферганском хребте, Тамгалы в Чу-Илийских горах, Беш-тюбе в Хорезме. В Саймалы-таш на базальтовых глыбах выбиты металлическим орудием профили архаров, горных козлов, оленей, яков (илл. 25). Встречаются изображения охотников с луками.

24. Охота на быка. Живописное изображение на скалах ущелья Зараут-сай. Мезолит.

24. Охота на быка. Живописное изображение на скалах ущелья Зараут-сай. Мезолит.

На эпоху бронзы указывают некоторые специфические мотивы, например, изображение солнца в виде круга с двумя лучами, направленными в одну сторону. Такие изображения есть среди петроглифов Карелии, на каменной плите, обнаруженной под Евпаторией, и т. д. Аналогию в рисунках эпохи бронзы имеет изображение культовой пахоты на яках. Основная часть наскальных изображений Саймалы-таша относится, однако, уже к эпохе железа — к сакскому и более позднему време¬ни, вплоть до VIII века н. э.

В выбитых на камнях среднеазиатских рисунках схематичны не только изображения людей, но и животных. Туловище животного передавалось обычно двумя треугольниками, соединенными вершинами. В отдельных случаях обобщенная трактовка не уменьшает вырази¬тельности изображений. Но это относится главным образом к рисункам, сходным с произведениями скифского звериного стиля.

25. Сцены облавной охоты, пахоты и изображения животных на скалах в урочище Саймалы-таш. II—I тыс. до н. э.

25. Сцены облавной охоты, пахоты и изображения животных на скалах в урочище Саймалы-таш. II—I тыс. до н. э.

На изображениях из Беш-тюбе мы видим почти исключительно знаки и идеограммы, среди них — единичные нарезные рисунки лодки и человека.

Наиболее характерным мотивом в поздних наскальных изображениях Средней Азии является фигура горного козла. На Саймалы-таше силуэтов этого животного выбито много тысяч. Не меньше их и в других областях Центральной Азии — в Таджикистане, Туве, Монголии. Популярность этого изображения объясняется, вероятно, тем, что оно связано с какими-то древними мифами. Отголоски их можно найти в киргизском эпосе — в рассказе о рождении сына Манаса от самки архара или об охотнике Коджоджане, истребителе горных коз, погубленном их предводительницей. Не случайно схематический силуэт горного козла был тамгой некоторых тюркских родов. В связи с этим в археологической литературе высказывалось мнение, что наскальные изображения с фигурами горных козлов были созданы тюркскими племенами. Это не исключает того, что первые рисунки такого типа появились в более глубокой древности, в конце бронзового и начале железного века.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014