Ю.П. Зайцев — Надписи, скульптура и рельефы Южного дворца Неаполя скифского

К оглавлению книги / К следующей главе

В результате многолетних исследований Неаполя скифского был открыт Южный дворец — предполагаемая резиденция Скилура и центр официального царского культа [Зайцев 1997; 1999]. Среди большого количества происходящих отсюда ярких находок особую группу составляют эпиграфические документы и памятники монументального искусства — рельефы, постаменты статуй и их фрагменты.

Впервые это место было открыто во время добычи камня жителями Симферополя, которые нашли первые три постамента с греческими надписями и большой известняковый рельеф с изображением всадника. Небольшие раскопки И. П. Бларамберга весной 1827 г. добавили к этой коллекции обломки мраморного (?) рельефа с изображениями двух мужчин и фрагмент известкового, на котором сохранилось изображение собаки, а изыскания А. С. Уварова — еще четыре обломка от трех постаментов, также с надписями [Соломоник 1962, 35-40].

В 1945-1950 гг. эта территория исследовалась Симферопольским отрядом Тавро-скифской экспедиции. В результате здесь были открыты незначительные остатки фундаментальных сооружений — «зданий с портиками», которые сопровождались находками мелких фрагментов нескольких рельефов и статуй [Шульц 1957, 71].

В 1958 году на раскопе Д в северной части городища был найден еще один постамент с надписью [Дашевская 1960].
В 1959 и 1989-93 гг. [Зайцев 1994] быти проведены масштабные раскопки северной части комплекса. При исследовании дворцового мегарона были обнаружены фрагменты еще двух статуй: мраморной и известняковой.

И, наконец, в результате небольших по объему работ 1999 и 2003 гг., проведенных на месте изысканий И. П. Бларамберга и А. С. Уварова, были найдены мелкие осколки постаментов, фрагмент бронзовой статуи, мраморный мужской торс и многочисленные обломки профилированных плит с рельефами и метрической надписью.

Таким образом, на территории Южного дворца Неаполя скифского найдены: не менее шести фрагментированных постаментов статуй из мшанкового и мраморовидного известняка, фрагменты как минимум четырех круглых скульптур из мрамора, один мраморный рельеф, известняковая герма, более пятидесяти обломков одной или нескольких статуй из бронзы, четыре известняковые плиты с рельефами.

1. Герма (Рис. 32).
Обстоятельства и время и находки. Раскопки 1959, 1989-1991 гг.
Размеры. Реконструированная высота ок. 0,75 м.
Материал. Плотный мшанкованный известняк.
Описание. Скульптура была изготовлена в виде четырехгранного драпированного столба с женской головой. Восстановлена по шести фрагментам. Судя по незначительным остаткам краски, ткань драпировки была окрашена в зеленый цвет, лицо — в красно-коричневый (охра) [Зайцев 1997, 40; 1999, 146].
Место хранения: Крымский филиал Института археологии НАН Украины.

2. Гекатейон (Рис. 31).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1993 г.
Размеры. фрагмента 17,5 х 14 х 7 см.
Материал. Мелкозернистый белый мрамор.
Описание. На фрагменте частично сохранились три задрапированные женские фигуры, взявшиеся за руки. Лицевая поверхность изделия тщательно отшлифована, все элементы детально проработаны. Общая композиция может быть восстановлена как призматическая драпированная герма Гекаты, увенчанная трехликой головой — гекатейон, вокруг которой расположены три танцовщицы [Kraus 1960; Акимова 1983]. Предполагаемая высота скульптуры составляла 0,7-0,9 м. Реконструируемая высота танцовщиц — 35-40 см. [Зайцев 1997, рис. 6; 1999, рис. 8].
Место хранения: Крымский филиал Института археологии НАН Украины.

3. Постамент (Рис. 42).
Обстоятельства и время находки. Случайная находка 1827 г.
Размеры. 108 х 102 х 16 см.
Материал. Плотный мшанковый известняк.
Описание. Плоская, почти квадратная в плане плита, небрежно обработанная зубилом. Один из углов сбит. На верхней плоскости пять конических углублений, предназначавшихся для штырей крепления статуи [Соломоник 1962, 34; Трейстер 1999, 136]. На лицевой грани — остатки двухстрочной греческой надписи с именем царя Скилура.
Текст надписи.
Βασιλευς Σκιλουρος βασι[ . . . ]ς
το λεαυ του βασιλισας[ . . .
Место хранения: Одесский государственный археологический музей НАН Украины.

4. Постамент (Рис. 43, 3).
Обстоятельства и время находки. Случайная находка 1827 г.
Материал. Мраморовидный известняк с прожилками.
Размеры. 61 х 49 х 39 см.
Описание. Блок правильной формы, тщательно обработан зубаткой, три боковые грани отшлифованы. Один из углов сбит. В верхней плоскости имеются два круглых гнезда и одно углубление в виде человеческой стопы длиной 16 см. [Соломоник 1962, 36; Трейстер 1999, 137]. На лицевой стороне вырезано посвящение Посидея сына Посидея Зевсу Атабирию.
Текст надписи.
Διί Αταβυρίωι Ποσίδεος Ποσιδέου
χαριστήριον
Место хранения: Одесский государственный археологический музей НАН Украины.

5. Фрагмент статуи — торс (Рис. 44, 2).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1999 г.
Материал. Белый крупнозернистый мрамор.
Размеры фрагмента 23 х 24 х 14 см.
Описание. Поверхность скульптуры тщательно заглажена, детально и рельефно проработана вся спинная и грудная мускулатура. Фрагмент сильно оббит, особенно пострадала передняя часть. Изгиб спины и особенности рельефа мыши позволяют реконструировать сидящую позу фигуры, с поднятой левой рукой. Пропорциональное совпадение данного фрагмента и упомянутого постамента с посвящением Зевсу позволяют считать их частями одного целого. В этом случае общая высота статуи вместе с постаментом достигала 1,3-1,4 м (Рис. 45).
Местохранения: Крымский филиал Института археологии НАН Украины.

6. Фрагмент постамента (Рис. 43, 2).
Обстоятельства и время находки. Случайная
находка 1827 г.
Материал. Мраморовидныпй известняк с прожилками.
Размеры. 25 х 22 см.
Описание. Блок правильной формы, тщательно обработан зубаткой, три боковые грани отшлифованы. Сильно оббит. На верхней плоскости — два округлых углубления для крепления статуи. На лицевой плоскости вырезано посвящение Посидея сына Посидея Афине Линдской [Соломоник 1962, 37-38; Трейстер 1999, 137].
Текст посвящения.
Άθη]νάι Λινδίαι
Ποσίδ]εος Ποσιδέο[υ
χα]ριστήριον
Место хранения: Одесский государственным археологический музей НАН Украины.

7. Фрагмент статуи (Рис. 44, 1).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1950 г.
Материал. Белый крупнозернистый мрамор.
Размеры. 2 х 3 см.
Описание. Кисть правой руки, державшей круглый в сечении предмет (копье, скипетр). Поверхность тщательно отшлифована, детально проработаны пальцы и поверхность ладони. На месте слома запястья — отчетливые просверленные гнезда цилиндрической формы. Мягкие очертания кисти говорят в пользу принадлежности фрагмента женской статуе [Шульц 1957, рис. 6в; Зайцев 1997, рис. 7, 15]. Весьма вероятна прямая связь постамента Афины и данного обломка.
Место хранения: неизвестно.

8. Постамент статуи (Рис. 43, 4).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1853 г.
Размеры. 24 х 60 см.
Материал. Мраморовидныпй известняк с прожилками.
Описание. Верхняя плоскость обработана небрежно, на ней сохранилась вырубка удлиненной формы длиной 15 см и глубиной 3 см. Исходя из пропорционального соотношения размеров стопы и всей фигуры, высота статуи — в случае стоячей позы — достигала примерно 110 см. На лицевой, тщательно отшлифованной поверхности вырезано посвящение Посидея сына Посидея Ахиллу, в котором упомянуты пиратствующие сатархеи. [Соломоник 1962, 38-39; Трейстер 1999, 138].
Текст надписи.
Άχιλλεί νήσου
Ποσίδεος Ποσι[δέου
Σαταρχαίους
πειρατεύσαντ[ας
Место хранения: Государственный исторический музей (Москва, Россия).

9. Фрагмент нижней правой части постамента(?) (Рис. 43, 6).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1853 г.
Размеры. 20 х 17 см.
Материал. Белый плотный мелкозернистый мрамор.
Описание. Сохранились две тщательно отшлифованные грани, на одной из них сохранилась часть вырезанной надписи, которая предположительно была восстановлена, как посвящение Зевсу, Ахиллу и всем богам [Соломоник 1962, 40].
Текст надписи.
. . . βα]σιλεία[. . .
. . . ]λεί καί θεοίς
. . . ]ιν
Место хранения: Государственный исторический музей (Москва, Россия).

10. Фрагмент верхней части постамента(?) (Рис. 43, 5).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1853 г.
Размеры. 18 х 10 см.
Материал. Белый крупнозернистый мрамор.
Описание. Поверхности тщательно отшлифованы, на лицевой плоскости сохранилась часть вырезанной двустрочной надписи. Восстановление текста: «Ахилл (сын) Ходарза . . . Омпсалака» [Соломоник 1962, 35].
Текст надписи.
. . . ]λλεύς Χωδ[. . .
. . . ]καλάκου [. . ..
Место хранения: Государственный исторический музей (Москва, Россия).

11. Фрагмент мраморной статуи (Рис. 38, 13).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1949 г.
Размеры. 12 х 8 см.
Материал. Белый мелкозернистый мрамор с желтоватым оттенком.
Описание. Работа довольно тщательная, но поверхность скульптуры сохранила следы мелкой зубатки и не заглажена. По видимому, это часть ноги коня (?) с копытом, которое уперто в человеческую ногу (?), согнутую в колене и одетую в штаны [Зайцев 1997, рис. 7, 19]. Судя по размерам фрагмента и при условии правильной его атрибуции, в данном случае была представлена небольшая по габаритам сцена попирания всадником поверженного врага.
Место хранения: ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва, Россия).

12. Фрагменты одной или нескольких статуй (Рис. 46).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1945, 1949-50, 1999 гг.
Размеры. К настоящему времени учтено более шестидесяти фрагментов, но подавляющее большинство очень малых размеров — не более 1,5х1,5 см. Размер самого крупного обломка: 10,5 х 7,8 см.
Материал. Бронза.
Описание. Немногие крупные обломки могут быть опознаны как изображения пряди волос, частей тел с проработанной мускулатурой, шкуры [Шульц 1957, рис. 6б; Зайцев 1997, рис. 7, 16; Treister 1988, 153].
Место хранения: Крымский филиал Института археологии НАН Украины, ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Россия).

13. Фрагмент рельефа (Рис. 38, 17).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1948 г.
Размеры. 25 х 16 см
Материал. Мшанковый известняк.
Описание. Сохранилось изображение карниза (?), на котором заметно неясное, плохо проработанное изображение [Высотская 1979, 185, рис. 88].
Место хранения: неизвестно.

14. Фрагмент мраморного горельефа. (Рис. 47, 1).
Обстоятельства и время находки. Раскопки
1827 г.
Размеры. 0,38 х 0,22 см.
Материал. Мрамор.
Описание. Представлены фигуры бородатого мужчины и безбородого юноши в одинаковых сложных головных уборах с повязками. П. Н. Шульц реконструировал изображения как всадников-соправителей Скилура и Палака, восстанавливая нижний излом фрагмента, как контур конской шеи и головы [Шульц 1946, 55-56]. Однако возможны и другие варианты реконструкции. В качестве альтернативного решения можно предположить, например, многофигурную композицию с несколькими стоящими фигурами — сцена адорации?.
Место хранения: Оригинал утерян, фрагмент известен по гипсовым слепкам. Места хранения слепков: Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник; Крымский республиканский краеведческий музей; Одесский государственный археологический музей НАН Украины.

15. Плита с барельефом скачущего всадника (Рис. 47, 2).
Обстоятельства и время находки. Основные части плиты найдены в 1827 г. Фрагмент с кистью правой руки, держащей древко копья (Рис. 38, 12), обнаружен в 1949 г.
Размеры. Высота плиты 2,05 м, ширина — 1,33 м, толщина варьируется в пределах 7-13 см. Внизу сделан выступ шириной 54 см.
Материал. Плотный мшанковытй известняк.
Описание. Плита известна, как «рельеф конного Палака» [Шульц 1946; Высотская 1979, 180]. Поверхность рельефа хорошо заглажена, детали тщательно проработаны. Тыльная сторона отесана, у верхнего и нижнего краев плиты вырублены продольные пазы шириной 10-12 см и глубиной 3 см. Особо следует отметить пазы на элементах сбруи, очевидно, служивших для крепления металлических деталей. Рельеф изображает юношу-всадника, в правой поднятой руке держащего копье. Его одежда и головной убор аналогичны изображениям на упомянутом парном рельефе.
Место хранения: Одесский государственный археологический музей НАН Украины.

16. Фрагмент рельефа [Тункина, 2002, рис. 143].
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1827 г.
Размеры. 26 х 42 х 20 см.
Материал. Известняк.
Описание. На фрагменте частично сохранилось изображение туловища и задней ноги животного, под которым находится собака с оскаленной пастью.
Место хранения: неизвестно.

17. Плита с рельефом и надписью (Рис. 40; 41) [Зайцев 2000; Виноградов, Зайцев, 2003].
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1950 и 1999 гг.
Размеры. реконструированной части плиты 78 х 64 см, остальные фрагменты не стыкуются друг с другом.
Материал. Плотный мшанковый известняк. Описание. Обнаружено более двухсот ее фрагментов, в том числе не менее пятидесяти — с фрагментами текста. Лицевая и боковые стороны блока тщательно отесаны зубаткой, а шрифтовое поле отшлифовано. Верхняя часть оформлена в виде профилированного карниза, который украшал лицевую сторону, заходил на торцовые грани и также быт тщательно отшлифован. На нем сохранились остатки росписи.
Метрическая восьмистрочная надпись располагалась в верхнем левом углу и справа была ограничена рельефным изображением вертикально поставленного копья с длинным наконечником. К этой же плите относился фрагмент рельефа, на котором сохранилось поврежденное изображение мужской головы в головном уборе, щита (?), головы лошади и вертикально поставленного древка копья. Другие фрагменты повреждены еще сильнее и восстановлению не поддаются.
Среднее расстояние между строками — 1,5 см, следов разлиновки нет, хотя строки безупречно параллельны. Буквы вырезаны четко и глубоко, их средняя высота — 1,2-1,5 см.
Восстановленный текст надписи.:
1 Λαΐνεον τόδε σημα μεγαυχ[ήτοι]ο έ[στησεν]
2 [’’Α]ργοτου óó Σκυθίης κοίρανος ίπποβό[του],
3 [αί]ζηοις δέ λιπόντα ποθην προσ[ηκοντα] άγευς
4 [εί]νεκεν Ελλάνων στέργε φιλο[φροσύνης],
5 [π]ολλά δέ κ[αί ί]σχΰσι [προ]καμών [πάτρης έπί πλήθη]
6 Θραικών Μαιω[τών τ’’´´ Αρει] όπιν κίδα[σεν],
7 υίεις δ[έ έξήκο]ντα κόρας ϊσας τε [έφυσεν]
8 θρέψα[ς δ’ άντί] νυ τοϋ παιδός’ ’’Ιδ[ανθέμιδος ?]
Перевод надписи:
1. Каменную эту гробницу многославному поставил
2. Арготу Скифии повелитель, богатой конскими
пастбищами.
3. Доблестным военным мужам заповедавший тосковать
(по)близкому сородичу в почтительном страхе перед богами
4. ради эллинов (сыновьей) любви и дружелюбия.
5. Многими силами выступая на защиту [отчизны
на полчища]
6. фракийцев (и) меотов [Ареса] кару божью ниспростер и разметал,
7. сыновей (шесть)десят и дочерей равное число [народил],
8. воспитав (их) равно (подобно) сыну
Ид[антемида].
Место хранения: Крыгмский филиал Института археологии НАН Украины.

18. Постамент (Рис. 43, 1).
Обстоятельства и время находки. Раскопки 1958 г., раскоп Д, слой горизонтов В-А, недалеко от мегарона А.
Размеры. 50 х 51 х 24 см.
Материал. Мраморовидныпй известняк с прожилками.
Описание. Расколот на две части. Три боковые грани обработаны зубаткой и отшлифованы. Верхняя плоскость обработана более небрежно, на ней сохранилась вырубка удлиненной формы длиной 17,5 см и глубиной 0,4-1,1 см, для ступни правой ноги. Два других углубления — круглое и квадратное, возможно для копья и левой ноги [Соломоник 1962, 41-43]. На лицевой, тщательно отшлифованной поверхности вырезано посвящение с посвящением Посидея богине Родос. [Дашевская 1960; Соломоник 1962, 36-37; Трейстер, 1999, 138].
Текст посвящения.
Ρ[ό]δωι
Ποσίδεος Ποσιδέου
χαριστήριον
Место хранения: Государственный исторический музей (Москва, Россия).
Несмотря на удаленность места находки этого постамента от основного скопления надписей и рельефов, по всем признакам он происходит из Южного дворца [Соломоник 1962, 43].
19. Угол небольшого алтаря (?) (Рис. 39, 4).
Обстоятельства и время находки. Раскопки
1949 г.
Размеры. 9 х 5 см.
Материал. Белый крупнозернистый мрамор.
Описание. Боковые грани тщательно отшлифованы. В верхней плоскости — полусферическое углубление с грубо обработанными краями. На боковых гранях частично сохранилась вырезанная греческая надпись. [Соломоник 1958, 310-312].
. . . ]μητρι Εύμέ[. . .
Место хранения: ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва, Россия).
20. Фрагмент плиты (Рис. 39, 5).
Обстоятельства и время находки. Раскоптки 1945 г.
Размеры. 39 х 52 х 13 см.
Материал. Плотный мшанковый известняк.
Описание. Правый нижний угол тщательно обработанной известняковой плиты. В верхней части фрагмента — остатки надписи из двух строк [Соломоник 1958, 20-21, рис. 1].
. . .
. . . ]ωτου
Место хранения: ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва, Россия).
До настоящего времени единственной версией была гипотеза о том, что статуямипосвящениями и рельефами было украшено так называемое «Здание с портиками» — парадный фасад дворцового комплекса [Соломоник 1952; Шульц 1953, 50, 66; 1957, 70-71; Высотская 1978, 58-59; Зайцев, 1990, рис. 9; 1997, 41-43; 1999, 131]. Определеннытй интерес представляет история возникновения такого предположения и дальнейшее его развитие.

В 1949 г. А. Н. Карасевым был открыт участок монументальной кладки из обработанных блоков, рядом с которой были найдены известняковая капитель (Рис. 36, 3), фрагменты бронзовых и мраморной статуй, обломок известнякового рельефа. Основываясь на соображениях об архитектурной планировке участка и ее соотношении с осью центральных ворот, автор раскопок предположил, что открыта только восточная половина сооружения, сразу же определенная в качестве портика. Раскопки следующего 1950 г. выявили незначительные следы предполагаемой западной части «парадного сооружения» [Карасев 1953, 82], однако его план и назначение с этого момента считались установленными [Шульц 1953, 50; 1957, 70-71]. Прежние находки надписей и скульптурных памятников были уверенно связаны с «западным портиком», к югу от которого они действительно были обнаружены.

В том же году у «западного портика» был частично открыт вырубленный в скале котлован, заполненный позднейшим перекопом. Этот котлован тогда практически не привлек внимания, хотя и был обозначен на сводном плане, как место раскопок И. П. Бларамберга и А. С. Уварова [Шульц 1957, рис. 43]. Попытка его доследования в 1959 г., предпринятая уже после формирования концепции района центральных ворот Неаполя, не дала никаких новых результатов.

В 1979 г., основываясь на выводах А. Н. Карасева и П. Н. Шульца, Т. Н. Высотская впервые предложила вариант графической реконструкции «здания с портиками Л» [Высотская 1979, рис. 17] (Рис. 48, 1а) который впоследствии неоднократно корректировался [Зайцев 1990, рис. 9; 1997, рис. 1, рис. 7, 1; 1999, рис. 2, 8] (Рис. 48, 1b).

Недавняя обработка всей информации по этому участку показала, что практически все находки скульптур и рельефов, а также немногих архитек¬турных деталей, тяготеют именно к вырубленному в скале котловану (Рис. 38). После работ 1999 г. этот объект был интерпретирован как подземная часть монументальной культовой постройки — героона, где, помимо прочего, был установлен монумент с надписью в честь Аргота [Зайцев 2000; Виноградов, Зайцев, 2003]. Время его строительства — не ранее 133-130 гг. до н. э. — определено по родосским клеймам, залегающим непосредственно под отвалами скального щебня, добытого при вырубке котлована. Подобные сооружения хорошо известны в Малой Азии и на Востоке [Fedak 1990, fig. 62, 70, 91, 101, 238; Пичикян 1991, 232-238], а также в других местах эллинистического мира.

Другими словами, полное и окончательное исследование территории перед центральными воротами Неаполя скифского — у фасада Южного дворца — позволяет считать необоснованной гипотезу «о зданиях с портиками» и их художественном оформлении. Очевидно, фрагмент кладки из тесаных блоков (Рис. 39, 1) теперь можно реконструировать, как часть основания монументального фасада дворца, возведенного в парадном «фортификационном» стиле (Рис. 48, 2а).

Перед ним находилось небольшое святилище-героон (Рис. 48, 26), с которым и связано большинство памятников монументального искусства и надписей.

К оглавлению книги / К следующей главе

Древние греки особенно прославились искусством изготовления скульптур. Они достигли в этом искусстве непревзойденных высот. С подачи греков скульптура стала использоваться и в искусстве варварских народов, таких как скифы. История скульптуры знает много примеров, когда скульпторы копировали технику древнегреческих с мастеров.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика