А.Ю. Морозова — Промыслы населения Павловского района в середине XX века (по материалам ИЭЭ 2009 г.)

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Общеизвестно, что в первой половине XX в. промыслы составляли значительную долю в крестьянском хозяйстве. Промысловые занятия обеспечивали крестьян Алтая необходимыми орудиями труда и предметами быта при отсутствии развитого промышленного производства, а также являясь источником дополнительного дохода. Во второй половине XX в. в связи с развитием колхозного и совхозного хозяйства значение промыслов в хозяйстве меняется: одни становятся невостребованными, другие сохраняются вплоть до недавнего времени.

Основной задачей автора в ходе историко-этнографической экспедиция АлтГПА 2009 г. в Павловский район Алтайского края являлся сбор материала по развитию промыслов. В селах Рогозиха, Бурановка, Черемное было проведено семь интервью, изучены коллекции музеев: Музея истории с. Рогозиха и школьного музея с. Черемное. Возраст информантов составил от 65 до 91 года. Это обстоятельство и определяет хронологические рамки данной работы. По этнической принадлежности все опрошенные — русские. На основе полученных материалов представляется возможным охарактеризовать состояние промыслов в середине XX в.

Условиями развития тех или иных промыслов являлось наличие сырья, потребность в промысловых продуктах или денежных средствах от их продажи, наличие лесных и водных ресурсов. Полевые исследования показали, что наибольшее значение к середине XX в. имели пимокатание, обработка льна, ткачество, а также плотницкое и кузнечное дело.

Развитие пимокатания объясняется востребованностью валенок как основного вида зимней обуви. Наличие необходимого сырья — овечьей шерсти — делало этот вид обуви доступным практически для каждого сельчанина, а возможность произвести расчет с мастером продуктами питания не требовала наличия денежных средств.

По устным свидетельствам, овец стригли два раза в год — весной и осенью. Весенняя шерсть шла на варежки, перчатки, чулки, носки, а осенняя — на валенки [1]. Валенки катали двух цветов — белые и черные, в зависимости от цвета шерсти. Процесс пимокатания начинался с изготовления заготовки будущего валенка. Для этого на ткани раскладывали шерсть, сворачивали и «сращивали» по форме валенка вращательными движениями ладоней. После этого заготовку опускали в котел с водой с добавлением кислоты. Следующий этап пимокаты называют стиркой. Предварительно воду доводили до кипения. Периодически помещая в кипяток, заготовку обминали руками до размера, близкого к окончательному. Затем внутрь валенка вкладывали четырехгранный металлический прут и продолжали катать деревянным вальком. «Прут железный был, и катали» [2]. Чтобы придать валенкам форму, изготовляли деревянные колодки. «Грели воду в бане, закладывали колодки в валенки и сушили» [3]. Информаторы отмечают, что пимокатов было много. Вспоминают имена пимокатов — Михаила Сопова [4], Ивана Благочевского, Трофима Еременко в с. Рогозиха [1], Василия Благочевского в с. Черемное [5]. В музее с. Рогозиха хранятся весы для пимокатного дела. О широком распространении пимокатания в алтайских селах свидетельствуют материалы ежегодных ИЭЭ АлтГПА (БГПУ), в частности в Зональный район [6, с. 279-280], Кытмановский район (архив ЛИК АлтГ¬ПА) и др., опубликованные материалы [7].

[adsense]

Повсеместно в алтайских селах крестьяне для своих нужд перерабатывали лен и коноплю, ткали тонкие и толстые холсты. Лен и коноплю сеяли весной, в мае [2]. Осенью дергали и вязали в снопы, примерно одинаковые по размеру [4]. Из конопли выбирали «мужские стебли» — посконь (дает крепкое волокно) [8]. По сведениям Н. И. Ефремова, молотили лен цепом [2]. Затем следовал процесс, который у восточных славян назывался мочением или стланием. Его производили с целью разложить и удалить вещества, склеивающие волокна между собой и с древесиной стебля. Мочение заключается в погружении стеблей в пруд, болото или специально вырытую в низине яму, которая быстро наполняется водой [9, с. 475]. К. А. Сопова вспоминает процесс мочения конопли в болоте [1]. П. Г. Ушакова рассказала, что коноплю «мочили на плотах» (стебли расстилали на плотах и погружали в воду) [4]. Лен замачивали так же, как коноплю, вымоченный лен назывался «моченник» [2]. Затем коноплю сушили в бане [8]. Высушенную коноплю мяли. Мятье представляло собой измельчение древесной ткани — кострики с целью отделения ее от волокна [9, с. 190]. Мяли на мялках, также толкли коноплю в деревянных ступах [3]. Далее, по словам П. Г. Ушаковой, волокно трепали, отряхивая мелкие грубые частицы волокна [4], чесали с помощью гребня [10]. Фонды музеев сел Рогозиха и Черемное содержат достаточно большое количество гребней, которые различаются в основном размерами и степенью сохранности. Ткали на станах [1], пряли на самопрялках [2]. Такая самопрялка представлена в музее с. Черемное. К. А. Сопова вспоминает «станы во всю избу» [1].

Ткали только для себя, изготовление полотна на продажу в Алтайском крае не было широко распространено. Н. И. Колотова вспоминает, что ткали в любое время суток, как стан поставят. Она ткала с 18 лет [3]. Льняное полотно получалось тоньше, конопляное — грубее. Лен «лучше конопли, мягкий, красивый» [2]. Холсты расстилали на снегу, чтобы побелели, бывало, полотно красили. Собирали березовую кору, кипятили и замачивали в ней полотно. Получался коричневый цвет, но он вскоре вымывался [5]. Шили холщевые рубахи, брюки, кофточки. Н. И. Колотова вспоминает, что в детстве у нее была льняная сумка через плечо [3].

Восстановление сельского хозяйства после Великой Отечественной войны, а затем и освоение целинных земель обеспечило сохранение кузнечного дела в селах Алтая. В кузницах в основном занимались изготовлением и починкой сельскохозяйственных орудий, посуды. К. А. Сопова вспоминает, что в с. Рогозиха кузня была у семьи Дашковых. Делали плуги, бороны [1], вилы, грабли, подковывали коней [10]. В с. Рогозиха помнят кузнеца Лырчикова (имя восстановить не удалось). В кузне помогали дети [10]. Железо покупали в с. Сузун. Информанты помнят имена кузнецов Степана Юдакова, Алексея Дашкова [11].

[adsense]

В Павловском районе было много плотников. По сведениям К. А. Соповой, плотником был ее отец А. М. Золотарев, 1910 г. р. Лес в окрестностях названных сел находился под строгим контролем лесхозов, его рубка была запрещена. Для строительства лес возили из-за Оби (Тальменский район), выписывали в лесхозе. Плотники изготавливали столы, этажерки [4], рубили срубы для домов, вставляли косяки [1]. К. А. Сопова рассказывала: существовал обычай — помочи, когда строить дом помогали друзья и соседи [1]. Плотничеством занимались также Григорий Ковылин, Кузьма Михалев, Аркадий Золотарев, Дворников (имя восстановить не удалось) в с. Рогозиха [10].

Лесхоз организовывал сбор смолы в лесу: прокалывали кору сосны и подставляли чашки, куда она и стекала [11]. Лес давал ягоды — землянику, смородину, черемуху и грибы [4], этот вид промысла распространен повсеместно и в настоящее время.

Наше исследование показало, что названные виды промыслов продолжали занимать важное место в хозяйстве сельского населения Павловского района в середине XX в. Наиболее востребованными оставались обрабатывающие промыслы, продукция которых (обувь, ткань, орудия труда и пр.) активно использовалась крестьянами, поскольку для приобретения фабричных товаров в розничной торговле у них не было денег.

Источники и литература

1. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район с. Рогозиха. Сопова Клавдия Аркадьевна, 1935 г. р.
2. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район с. Рогозиха. Ефремов Николай Иванович, 1928 г. р.
3. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район с. Рогозиха. Колото- ва Наталья Илларионовна, 1929 г. р.
4. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район. с. Бурановка. Ушакова Полина Григорьевна, 1925 г. р.
5. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район с. Рогозиха. Измалкова Зоя Григорьевна, 1930 г. р.
6. Грибанова Н. С. Кустарные промыслы и трудовые традиции населения Зонального района в конце XIX — первой половине XX века // Зональный район: история, лю- ди,судьбы. Барнаул, 2003. С. 271-289.
7. Куприянова И. В. Ремесла и промыслы Ельцовского района // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2005 г.: Археология, этнография, устная история. Вып. 2: Материалы II регион. науч.-практ. конф. 1-2 дек. 2005 г. Барнаул, БГПУ. С. 161-165.
8. Шишмакова Т. Ю. Обработка конопли в первой половине XX века населением Шелаболихинского района (по материалам историко-этнографической экспедиции) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Вып. 2. Барнаул, 2006. С. 189-192.
9. Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян // Восточнославянский этнографический сборник / Отв. ред. С. А. Токарев. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 461 -540.
10. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район с. Рогозиха. Мамай Мария Федоровна, 1929 г. р.
11. Архив ЛИК АлтГПА. Материалы ИЭЭ 2009 г.: Павловский район с. Бурановка. Чеснокова Мария Ивановна, 1928 г. р.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 05:01

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014