Матющенко В.И. Основные этапы истории племен лесостепного Приобья в эпоху бронзы

Матющенко В.И. Основные этапы истории племен лесостепного Приобья в эпоху бронзы // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969. С. 146-148.

История племен лесостепного Приобья в эпоху бронзы знаменуется прежде всего распадом былой единой верхнеобской неолитической культуры, распространенной от Барнаула на юге до Александрово на севере. Hа ее месте возникают две различные культуры эпохи бронзы. В пределах от Еловки до Кети сложилась томская культура, возникшая на базе верхнеобского неолита. Южнее вся остальная часть Верхнего Приобья оказалась заселена племенами андроновской культуры.

Этот процесс распада единой верхнеобской неолитической культуры произошел в первой половине второго тысячелетия до н. э.

Томская культура в своем существовании прошла два этапа: самусьский (XVI—XIV вв. до и. э.) и томский (XIV—XII вв. до н. э.). Попытка рассматривать памятники самусьского и томского типов как принадлежащие синхронным самусьской и томской культурам (М. Ф. Косарев) представляются несостоятельными и силу того, что она не учитывает выработанные принципы выделения археологических культур, а также не соответствуют фактам датировки этих памятников. На всем протяжении существования томской культуры хозяйственными занятиями ее населения являлись охота и рыболовство. Основными формами керамики томской культуры были баночные открытые сосуды, иногда четырехугольной формы, стенки которых орнаментированы отпечатками гребенки и отступающей гребенки, которые покрывали все стенки от венчика до дна. Нередко орнаментировалось и днище. Характерной чертой томской керамики следует отметить антропоморфные и зооморфные изображения на стенках сосудов.

Для носителей томской культуры присуще было высоко развитое бронзолитейное производство.

Во время второго, томского этапа, в южных областях расселения племен томской культуры проявляется заметное влияние андроновцев. Наиболее яркое выражение этого явления заметно в материалах Томского могильника.

Томская культура принадлежала к большому кругу родственных культур сейминско-турбинского типа, расселенных в районах Иртыша и Прикамья. Определенное сходство некоторых форм инвентаря томской культуры и глазковской следует объяснить скорее всего продолжающими существовать в эпоху бронзы некоторыми явлениями, свидетельствующими о древних культурно-исторических связях племен Приобья и Прибайкалья еще в эпоху неолита.

Томская культура наиболее тесно связана с окуневской. Близость материалов их объясняется скорее всего не прямыми контактами их, а тем обстоятельством, что обе эти культуры сложились на одной культурной основе, восходящей ко времени неолита.

В период XI—VIII вв. до и. э. на территории лесостепного Приобья складывается еловская культура. В формировании ее принимали участие племена томской культуры и мигрирующие по долинам рек на север андроновские племена.

Вероятно и антропологический состав населения отражает эти исторические события, проявившиеся в смешанном типе населения Еловского могильника 1, зафиксировавшего этот процесс.

Новая культура прошла в своем развитии два этапа: еловокий и ирменский. На еловском этапе (XI—X вв. до н. э.) сохраняется много черт, восходящих к предшествующему времени: господство охоты и рыболовства при начальных формах сложения скотоводства, продолжение традиций бронзолитейного производства, развитие некоторых форм сосудов и орнаментации их.

Племена еловской культуры первого этапа занимали территорию Приобья в пределах от Еловки до низовий Чулыма.

На следующем ирменском этапе (IX—VIII вв. до и. э.) развитие еловских племен шло по пути значительного усиления роли скотоводства в экономике общества, а также утраты других черт предшествующей томской культуры. Во время ирменского этапа в лесостепное Приобье проникает, по-видимому, какая-то часть верхнеобского населения финального периода бронзового века,

В литературе распространилось мнение о том, что причинами, побудившими племена степей мигрировать на север, явились климатические изменения, в ходе которых степи продвинулись далеко на север (М. Ф. Косарев). Нам представляется, что действительной причиной миграции южных племен на север стало развитие скотоводческого хозяйства, требовавшего расширения пастбищ; но слабая техническая вооруженность ранних скотоводческих племен не могла обеспечить освоение ими степных пространств, а потому вынуждала их к расселению по пойменным и остепненным участкам лесного Приобья.

Племена ирменского этапа еловской культуры значительно расширили территорию своего обитания в Приобье, скорее всего до Кети.

Впоследствии в VII—VI вв. до и. э. в результате постепенного возрождения культуры местного населении в пределах таежной зоны, освоенной еловскими племенами, складывается культура молчановского типа, впитавшая в себя многие черты культур предшествующего времени.

В этот день:

Дни смерти
2000 Умер Герман Алексеевич Фёдоров-Давыдов — советский и российский историк, археолог, специалист по нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, один из основателей и руководитель Поволжской археологической экспедиции. Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014