М.М. Трапш

К содержанию журнала «Советская археология» (1968, №4)

Михаил Мамедович Трапш

24 февраля 1968 г. безвременно скончался от инфаркта сердца талантливый ученый, первый абхазский археолог, член КПСС с 1942 г., заслуженный деятель науки Абхазской АССР Михаил Мамедович Транш.

М. М. Транш родился в 1917 г. в с. Куланурхва Гудаутского района Абхазской АССР в крестьянской абхазской семье. В 1939 г., но окончании Сухумского государственного педагогического института, он был призван в ряды Советской Армии. Началась война. В бою под Ленинградом М. М. Транш получил тяжелое ранение. После выздоровления он работал в военном училище, подготавливая снайперов.

В 1949 г. М. М. Транш заканчивает аспирантуру при Институте истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили АН Грузинской ССР и начинает работать в Абхазском научно-исследовательском институте им. Д. И. Гулиа АН ГрузССР.

В 1957 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Куланурхвинский древний могильник», которая в 1961 г. была издана в переработанном и расширенном виде отдельной монографией под названием «Памятники колхидской и скифской культур в селе Куланурхва Абхазской АССР».

С 1962 г. М. М. Транш руководит отделом археологии Абхазского научно-исследовательского института, одновременно читая лекции в Сухумском государственном педагогическом институте.

М. М. Транш неоднократно избирался членом пленума Сухумского городского комитета партии и депутатом Сухумского городского Совета депутатов трудящихся. С момента основания Абхазского Совета Грузинского общества охраны памятников культуры он был членом его Президиума и активно участвовал во всех мероприятиях по охране памятников Абхазии.

Первая же печатная работа М. М. Транша о древнем Куланурхвпнском могильнике привлекла внимание археологов. Среди типичных погребений колхидской культуры он нашел три скифских погребения, одно из них с конем. Таким образом, впервые для этой части Кавказа был установлен контакт скифской и колхидской культур, а также возможное участие местного населения в походах скифов. Подобное же присутствие отдельных скифских погребений установил М. М. Транш и в могильнике колхидской культуры у с. Красный Маяк. Раскопки этого могильника, расположенного на окраине Сухуми, продолжавшиеся с 1956 по 1960 г., положили начало большой теме о возникновении и развитии поселения городского типа на берегах Сухумской бухты.

М. М. Транш доказал, что могильник у с. Красный Маяк принадлежал солеварам. выпаривавшим соль из морской воды. Отпечатки шерстяных и льняных тканей на стенках солеварных сосудов говорят о ткацком промысле, который обслуживал не только местный, но и внешний рынок.

На Сухумской горе и ее второй вершине Гуад-нху были обнаружены следы большого, по-видимому укрепленного деревянными стенами поселения, служившего убежищем на случай войны. Рядом расположен могильник, охватывающий время от эпохи поздней бронзы до раннеантичного времени. Там были найдены также остатки медеплавильного производства.

Таким образом, М. М. Трашп обосновал предположение о существовании на берегах Сухумской бухты, задолго до появления прославленной Диоскурии, поселения городского типа, созданного местным населением. В 1952 т. он устанавливает наличие раннеантичного слоя, принадлежавшего окраинам Диоскурии, в основании стен Сухумской крепости.

М. М. Транш дал предварительное описание мраморного надгробия-стелы, найденной в 1953 г. на дне моря, близ устья р. Беслетки. В 1954 г. он раскопал башню II в. в районе Сухумского железнодорожного вокзала.

Участие в совместной грузино-абхазской археологической экспедиции по исследованию остатков римской крепости Севастополиса в 1959 г. дало М. М. Траншу возможность подытожить свои многолетние труДы в виде большой сводной монографии «Древний Сухуми». Она охватывает промежуток времени от конца II тысячелетия до н. э. вплоть до средневековья.

Следующей задачей М. М. Трапша было освещение жизни сельского населения позднеантичной эпохи, т. е. времени существования Севастополиса — римской крепости-города, стоявшей на месте нынешнего Сухуми. В 1960 г. он приступает к раскопкам большого могильника, расположенного к юго-западу от горного селения Цебельда на площади около 200 га.

Культура Цебельдиноких могильников представляется весьма ярким и своеобразным явлением. Все же М. М. Траншу удалось указать ряд аналогий отдельным вещам на Северном Кавказе, в особенности среди предметов так называемого «сарматского вооружения». В обрядах погребения устанавливается несомненная связь с культурой полей погребений Черняховского типа в Северном Причерноморье. Общие черты этих культур объясняются, с одной стороны, сильным влиянием греко-римских колоний Черноморского побережья, с другой стороны — историческими связями. Абхазские племена — апсилы и абазги, создавшие эту культуру, были активными участниками событий времени ирано-византийских войн.

В этом заключается большое историческое значение раскопок М. М. Трапша в районе с. Цебельда, подытоженных в его большой монографии «Культура Цебельдинских некрополей». Эта работа находится сейчас в издательстве.

М. М. Транш ставил перед собой большие, трудоемкие задачи, проявляя при решении их огромное трудолюбие и настойчивость. Описывая результаты своих раскопок он не удовлетворялся поверхностным обзором, а стремился к наиболее полной характеристике раскопанных объектов, к точному описанию и датировке найденного археологического инвентаря.

Эта высокая требовательность к себе отчасти послужила причиной того, что основные труды М. М. Трапша до настоящего времени еще не были изданы. С другой стороны, она облегчает посмертное опубликование этих капитальных работ, которые послужат достойным памятником научной деятельности М. М. Трапша. Они явятся ценным вкладом в разработку важнейших вопросов советской науки, в частности истории абхазского народа, верным сыном которого М. М. Трапш был всегда и во всем, оставив добрую память в сердцах товарищей по работе и всех, кто его знал.

Л. Н. Соловьев, В. Пачулиа

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика