И.Л. Кызласов — Изменения в материальной культуре кыпчаков в XIII-XIV вв. в связи с политическим положением в Азии

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

Изучение аскизской культуры Южной Сибири выявило ряд этнографических особенностей средневековых хакасов в области металлического инвентаря. Одним из характерных признаков в оформлении конской сбруи являются пластины с трубочками для крепления волосяных султанов к наносному ремню узды. Широко распространившись eще в IX-X вв., это украшение — массовая находка в аскизских курганах ХI-ХII и ХIII-ХIV вв.; видоизменения его встречаются и в позднесредневековых хакасских материалах.

Раскопки последних лет показывают, что неизвестная материальной культуре азиатских народов предмонгольского времени манера подобного украшения уздечек получила определенное распространение за пределами аскизской культуры в конце ХIII-ХIV вв. Находки металлических основ наносных султанов ныне можно считать едва ли не отличительной чертой и кыпчакских погребений монгольского (золотоордынского) времени. Начальное осмысление этого факта выделяет две интересные особенности. Во-первых, указанные султаны встречаются, кроме аскизских, только в кыпчакских погребениях — на всей территории их распространения: от Прииртышья до Побужья (отдельные находки в древнерусских городах, например, в Смоленске, можно связывать с эпизодическим проникновением туда степняков). Во-вторых, все детали оформления таких султанов позволяют утверждать, что одна их часть изготовлена аскизскими ремесленниками, а другая является прямым подражанием аналогичным древнехакасским изделиям или творческим восприятием аскизских образцов. Особенно важно, что форма всех этих находок твердо соотносится лишь с тем обликом аскизских изделий, который сформировался на каменском этапе существования культуры., т.е. в ХIII-ХIV вв.
Иными словами, кыпчаками заимствовались и воспроизводились древнехакаоские изделия именно монгольского времени.

Воздействие аскизской культуры на материальную культуру кыпчаков конца XIII-ХIV вв. было значительно более широким. Хорошо ощутимо, например, общее влияние на манеру оформления железных деталей сбруи и воинского снаряжения. Оно прежде всего выразилось в придании различным накладкам, наконечникам, колчанным крюкам и т.п. предметам широких пластинчатых форм, в особом размещении на них заклепок о декоративно крупными головками, в характерных фигурных завершениях их торцовых частей и длинных сторон, — в тех многих особенностях, которые отмечаются для аскизского инвентаря каменского этапа и которые на древнехакасской почве имеют явные прототипы. Этот процесс влияния отмечается и находками в кыпчакских погребениях собственно древнехакасских изделий указанного облика.

Отмеченные изменения в материальной культуре кыпчаков следует соотнести с фактом обнаружения различных аскизских изделий ХIII-ХIV вв. далеко на западе от границ бывшего древнехакасского государства. Подобные находки предметов всаднического и конского снаряжения сделаны, например, на Верхнем Днепре, на Оке и на Немане. Известны они на Дону, на Волге, в Приуралье и в Западной Сибири. Уже приходилось писать, что эти древнехакасские изделия были, вероятно, разнесены завладевшими ими как трофеями кыпчаками, принимавшими деятельное участие в разгроме древнехакасского государства монгольскими феодалами. (Кызласов И.Л., 1978, 1980, 1983).

Характерные изделия и черты оформления предметов, заимствованные у средневековых хакасов, были глубоко восприняты кыпчакской средой, вошли в ее материальную культуру, послужили основой для различной творческой переработки, получили дальнейшее типологическое развитие. Примеры этому находим уже в кыпчакских памятниках конца ХIII-ХIV вв., в которых общее оформление железных изделий в аскизских традициях в ряде случаев сочетается с украшением их узором, характерным для местной торевтики (яркий пример — материал погребения I кургана 6 из могильника Ковалевка IV в Николаевской области, раскопки Г.Т.Ковпаненко, 1971 г.).

Указанное влияние аскизской культуры ХIII-ХIV вв. на материальную культуру кыпчаков монгольского времени, вероятно, выявляет корни явной типологической близости многих традиционных форм металлических изделий казахской народной культуры к изделиям средневековых хакасов. То же можно оказать и о некоторых деталях сбруи и снаряжения, распространенных в этнографических культурах современного населения Южного Алтая и сопредельных районов.

Причины отмеченных изменений в материальной культуре кыпчаков, как представляется, следует искать в крупнейших переменах в политическом положении в Азии рассматриваемого периода. Важнейшим событием здесь была гибель древнехакасского государства — одного из наиболее крупных и долговременных государственных образований Сибири. В течение долгих веков эта держава была постоянным важным фактором политической жизни не только входившего в нее многочисленного населения, но и обитателей обширных сопредельных азиатских территорий. Ее гибель нарушили во многом сложившиеся экономические, культурные и социальные связи всей этой зоны. В наступившее вслед за этим смутное время уничтожение древнехакасского государства отразилось в ряде своеобразных явлений местной жизни, указывающих на былую историческую роль этой державы. Так, в этих условиях тюркоязычное население части Центральной Азии и Притяньшанья восприняло этническое имя кыргызов — правящего рода древнехакасского государства, по которому в ряде мест именовалась и вся погибшая в конце ХIII в. держава. Политический смысл и значение такого решения — своеобразной попытки вновь поднять погибшее в кровавой борьбе издревле славное имя — очевидны (при всей условности сопоставления напомним историю сохранения и переноса на новые этнические и государственные образования имени Римской империи и самих римлян в конкретных условиях европейского развития). Нечто подобное, с нашей точки зрения, лежит и в основе включения кипчакскими всадниками харак¬терных и отличительных черт снаряжения воинов древнехакасского государства в свою ратную амуницию. Так, вероятно, подчеркивалась кыпчаками желательная для них причастность к былой славе Кыргыз-кагана, объявлялась преемственность древнего величия и мощи.

Таким образом, и перенос этнического имени кыргызов на предков современных киргизов, и восприятие ряда этнографических особенностей аскизской культуры материальной культурой кыпчаков представляются нам различными формами близких по смыслу политически осознанных акций, явившихся своеобразной реакцией на гибель древнехакасского государства в конце ХIII в.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика