Культурно-историческая обстановка в Южной Сибири и на юге Дальнего Востока в эпоху средневековья

Эпоха раннего средневековья Южной Сибири представлена большим разнообразием археологических памятников, об этнической принадлежности которых мы можем говорить с большой определенностью. Они оставлены тюрками, кимаками, карлуками, древними хакасами, уйгурами и некоторыми другими этносами. Основными памятниками этого типа являются могильники на Алтае (Кудергэ, Курай, Катанда, Курота, Туекта); в Туве (Монгун-Тайга, Саглай-Бажи, Кокэль); в Хакасско-Минусинской котловине (Усть-Тесь, Кривинский). Обычно это курганы в виде плоских каменных насыпей диаметром 8 — 10 м, высотою 1 м. Иногда насыпь земляная, но окружена плитняком в виде окружности, квадрата. В некоторых могильниках выделяются несколько видов захоронений: человек с лошадью, человек со сбруей, но без коня, человек без коня и без сбруи, кенотаф. Умершие уложены на спине, вытянуто, в полном убранстве, как мужчины, так и женщины. Часто встречаются трупосожжения, совершенные на стороне.

Во многих местах сохранились оградки из каменных плит, они имеют размеры от 80×80 см до 5×5 м. На восточной стороне оградок располагались каменные скульптурные фигурки людей или ряды столбиков-балбалов. Все эти сооружения многообразны, различаются числом балбалов, их формами и размерами; скорее всего это были поминальные памятники.

Каменные изваяния (каменные бабы) широко известны и воспринимались до недавнего времени как непременный атрибут степного ландшафта. Несомненно однако то, что они являются очень характерной чертою древнетюркской культуры. Обработаны очень тщательно, изображают воина с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Исследователи полагают, что у тюрков были мастера каменотесы, а значит и каменоломни-мастерские, где изготавливались такие изваяния. Особый тип древнетюркских памятников составляют многочисленные петроглифы, встречаемые на всех землях обитания тюрков.

Богат и разнообразен инвентарь погребальных памятников: конская упряжь, пояса, одежда, посуда, утварь, оружие, которое особенно широко встречается в тюркских погребениях. Это сабли, кинжалы, лук со стрелами с железными и костяными наконечниками.

На Верхнем и Среднем Иртыше многочисленны памятники кимаков. Городища и долговременные поселения известны пока только в Центральном Казахстане. Курганы имеют каменно-земляные насыпи. Умерший положен в грунтовую яму на спине, вытянуто. Его часто сопровождают лошади: в могиле умершего, рядом с могилой, в яме рядом с могилой, на специальной ступени рядом с могилой. Инвентарь обычный для тюркских могил. Дадим краткую характеристику некоторых культурных комплексов.

Культура чаатас (VI — первая половина IX вв. н.э.), названная по оригинальным каменным сооружениям. В переводе с хакасского чаатас — камень войны. Так хакасы называют группы каменных курганов, густо обставленных каменными плитами. По народным преданиям здесь древние богатыри устраивали побоища, осыпая друг друга каменными плитами. Такие памятники хорошо известны в Хакасско-Минусинской котловине, и некоторые из них исследованы: Уйбатский, Ташебинский, Джесос, Кызылкульский, в Гришкином логу, Абаканский, Чульский, Барсучиха IV, у горы Тепсей.

Чаатасы распространены широко, но многие из них не исследованы. Они располагаются цепочками, вытянутыми чаще всего север-юг. Это своеобразные мавзолеи, стены которых сделаны из плашмя положенных каменных runrr. Снаружи чаатасы имеют по 8, 10 и 12 менгиров. Многие плиты несут выбитые тамги, рисунки и надписи орхоно-енисейским письмом. Чаатасы принадлежат военной знати. Рядом с чаатасами нередко курганы рядовых умерших.
Могилы имеют квадратные формы с вертикальными столбиками вдоль стенок; сверху перекрыты жердями и каменными плитами. На берестой устланом дне — кучка пережженных косточек человека, два-три сосуда и другие вещи. Иногда пепел умерших лежит в погребальной урне. Здесь же в могиле — кости домашних животных: овец, баранов, коров, свиней. Инвентарь чаатасов содержит обычные для тюрков вещи: вооружение, конская упряжь, сосуды, ювелирные изделия.

Тюхтятская культура (IX — X вв.) представлена курганами: на севере — в районе Канска и Красноярска, на Оби — ниже Новосибирска, на западе — на Среднем Иртыше, в Горном Алтае, на р. Алее, на Верхнем Иртыше (Зевакино, Камышенка), в Туве, Монголии.

Курганы — округлые насыпи из обломков скальных пород с землей или земляные насыпи. Под насыпью погребение с трупосожжением. Иногда две-три могилы. В могилы ставили баночные, округлодонные сосуды, лаковые танские чашки, тарелочки, пиала и разнообразные местные металлические сосуды. Курганы тюхтятской культуры оставлены и знатью, и рядовыми людьми древнехакасского населения.

Памятники кочевников X — XIV вв. на юге Сибири и на Алтае связаны с ослаблением тюрков (в частности кимаков, ушедших на запад), с усилением монголоязычного населения, а также с процессами дальнейшей тюркизации приобского и прииртышского населения. В Приобье с этим временем связаны памятники сросткинской культуры.
Сросткинская культура (VIII — начало XIII вв.) известна большим числом памятников на Верхней Оби, в Притомье, Обь-Иртышском междуречье: могильники Иня, Камень II, Старая Преображенка, Сростки, Старый Шарап, Ордынское, Ближние Елбаны V, VII И другие. Материалы сросткинской культуры свидетельствуют об активно развивающемся процессе тюркизации в Приобье и Прииртышье. Кроме тюркского компонента (погребения с конем), известен местный (грунтовые захоронения без коня с берестяными и березовыми перекрытиями). Второй компонент скорее всего имеет угросамодийскую принадлежность.

К этому же времени относятся и могильники Томского Приобья: Еловский I, Басандайский, Козюлинский, Коларовский, Астраханцевский, Малокиргизский, Осинковский на Алтае (между Барнаулом и Бийском).

На территории Горного Алтая сложилась курайская культура (XIII — XIV вв.), принадлежащая алтае-телесским тюркам; произошло резкое усиление тюркского компонента, другие компоненты (самодийские, кетоязычные, ираноязычные, а также протоугорские) постепенно сливались или растворялись один в другом. Этому процессу очень способствовали активные политические события, связанные с древними тюрками, кимаками, найманами. На всем пространстве степей видны сильные нивелирующие следы монгольского завоевания. Многие из могил открыты на погребальных памятниках предшествующего времени, то есть они были впускными: Кудыргэ, Часовенная гора, Янонур. Захоронения лежат по преимуществу на спине, вытянуто. Почти нет захоронений лошади или ее чучела. Погребальный инвентарь составляют ножи, шилья, тесла, кресала, а также сабли, луки со стрелами; наборы конского снаряжения: удила, стремена, пряжки, остатки седел; украшения: подвески, бляшки, серьги, бусы.

Аскизская культура (X — XIV вв.) известна в пределах: Красноярск, р. Кан, Тува, Алтай, отроги Кузнецкого Алатау. Это совпадает с территорией распространения основного ядра древнехакасской культуры чаатасов. Памятники культуры известны и в XVI — XVII вв., но они пока изучены слабо и представлены обычными для тюрок курганными комплексами, долговременными поселениями, орхоно-енисейскими письменами.

Средневековые курганы Забайкалья (IX — XIII вв.) представлены группой насыпей хойцегорской и саянтуйской культур. Хойцегорские курганы, при всем своеобразии, входят в круг тюркских, в частности близких древнехакасских курганов: и по обряду погребения, и по конструкции курганов, и по инвентарю.

В связи с событиями политической истории Центральной Азии, связанными с тюркскими каганатами, необходимо обратить внимание на очень смутную информацию о татарах Центральной Азии. Этот пробел в известной мере пытаются восполнить С.Г. Кляшторный и Д.Г. Савинов (1994). Через Рашид-ад-Дина («Джами оттаварих») известно, что в домонгольское время в Восточной Монголии и в других регионах обитали тюркские юрты татар, которых впоследствии истребил Чингисхан. Но был^оериод (этап) тюркского господства, когда татары были в составе многих других тюркских групп, затем период (этап) господства татар над всеми тюрками и распространения этнонима «татары” на все тюркские группы и, . наконец, период (этап) возвышения монголов, характеризующийся истреблением татар. Далеко не все согласны с тем, что татары Центральной Азии были тюрками. Возможно, они были монголоязычными.

Степи в VIII - начале X вв. а, б - культуры народов, не образовавших государственных объединений; в, г, д - государственные объединения; е - передвижения народов По С.А. Плетневой.

Степи в VIII — начале X вв. а, б — культуры народов, не образовавших государственных объединений; в, г, д — государственные объединения; е — передвижения народов По С.А. Плетневой.

В настоящее время средневековая эпоха в Приамурье изучена по городищам, открытым поселениям, грунтовым и курганным могильникам IX — XII вв. Нам известны городища Джеринское, Болоньское, Васильевское. Все они небольших размеров, имеют несложную фортификацию и тем отличаются от приморских городищ чжурчженей. Известны и открытые, незащищенные поселки: Большой Дурал, у с. Дада, которые имели наземные и полуподземные жилища.
Могильники представлены разнообразными грунтовыми некрополями: Дубовая рёлка, Надеждинский, Корсаковский и ряд других. Обряд захоронений представлен трупоположением, вторичными захоронениями и трупосожжением. Известны и курганные могильники: Дубовое, Смидович, Барсучьи норы. Открыты курганы- кенотафы.

Население Приамурья было многоэтничным; тюркоязычные и тунгусоманчжурские группы были включены в состав монголоязычного этноса. Такая сложная этническая картина сказалась на культурной ситуации региона.

Культура племен мохэ в бассейне Амура (IV — X вв. н.э.) распространялась в пределах Приамурья от г. Сретенска в долине р. Шилки до Комсомольска-на-Амуре. Памятники многочисленны. Это поселения (Михайловское городище, Гранакан, Степаниха, Семиозерки), могильники (Найфельдский, Троицкий и др.). Поселения имели по 2 — 3 жилища, а некоторые до 50. Жилища каркасно-столбовой конструкции, углублены до 60 см, площадью до 25 кв. м.

При погребении прямоугольную могилу’ обычно обжигали до помещения в нее умершего. Иногда в могилу помещали деревянный сруб с перекрытием. В Троицком могильнике открыта богатая могила выдающегося военачальника.
Материальная культура мохэ представлена многочисленными изделиями из железа, кости, дерева, глины. Особенно интересны наборные пояса, убранство одежды, обуви. Высоко развито было и ювелирное дело: изготавливались из золота, серебра, бронзы браслеты, кольца, серьги, перстни.

Широко развито производство вооружения: многообразные железные наконечники стрел (более 22 типов), массивные наконечники копий, мечи с хорошо отделанными ножнами, крупные, боевые ножи.

Остаются по-прежнему многочисленными каменные изделия: наконечники стрел, топоры, мотыги, ретушированные скребки, скребла, ножи.

Сосуды, изготавливаемые ручной лепкой, вытянутых пропорций, с отогнутым венчиком; орнамент: оттиски гребенки, насечки, ячеистые оттиски колотушки с соответствующими неровностями.

Хозяйство характеризуется господством земледелия, которое было хорошо снабжено соответствующим инвентарем; известно также много находок проса. Разводили свиней, коров, лошадей, овец и коз. Быка использовали как тягловую силу в земледелии. Лошадь быЛа не только мясным, но и верховым животным. Охотились на оленя, косулю, кабана; использовалась в хозяйстве собака. Важная роль принадлежала добыче лососевых, особенно в сезон нереста.

Культура мохэ многокомпонентна: она включает наследство польцевской культуры (по материалам вооружения, керамике), а также тюркский компонент (погребальный обряд, группы вооружения, наборные пояса и др.). Имеются и тунгусо-манчжурские компоненты из Восточного Забайкалья.

Охарактеризованные выше культурно-исторические образования явились той базой, на которой вызревали условия социального неравенства и классообразования. Предшествующая эпоха времени ранних кочевников подготовила общества степей и лесостепей Сибири к новому этапу исторического развития. Процесс бурного классообразования и возникновения государств в южных районах Сибири и Дальнего Востока развивался под мощным воздействием такого фактора, как государства гуннов, в степях Монголии, затем государства тюрков в тех же районах.

В этот день:

Дни смерти
2000 Умер Герман Алексеевич Фёдоров-Давыдов — советский и российский историк, археолог, специалист по нумизматике Золотой Орды и средневековой Восточной Европы, один из основателей и руководитель Поволжской археологической экспедиции. Доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 02.04.2016 — 14:24

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014