Культура штрихованной керамики

Большая часть средней Белоруссии в раннем железном веке была занята культурой штрихованной керамики, впервые выделенной в 20…30-е годы А. Н. Лявданским.

Наиболее характерной чертой культуры является весьма своеобразная «орнаментация» сосудов: внешние, а иногда и внутренние поверхности их покрывались сплошной штриховкой пучком соломы или травы по необожженной глине. Направление штрихов в целом беспорядочное, хотя можно отметить преобладание вертикальной и диагональной штриховки. Эта особенность керамики настолько заметна и устойчива, что позволила не только легко определить ареалы культуры, но и дала название самой археологической культуре.

В своем чистом, неосложнённом другими культурами виде область «штрихованной керамики» вписывается в следующие границы: на севере — верховья рек Диены, Ушачи, Улы, Березины; на востоке — течения рек Друти и Усях-Бука до низовьев Березины. На юге граница поворачивала к городам Слуцку и Клецку.

Фрагменты штрихованной керамики.

Фрагменты штрихованной керамики.

Западная граница культуры проходила приблизительно по Неману. Памятники штрихованной керамики имеются в Литве и в несколько своеобразном варианте — в Латвии и Эстонии [18].

За пределами этой основной области культура штрихованной керамики встречается в смешении с памятниками других культур, что объясняется, с одной стороны, нестабильностью границ между различными культурами, с другой — взаимовлиянием их друг на друга.
Исследование городищ со штрихованной керамикой началось в 20.30-е годы. Наиболее крупные раскопки до войны были проведены на Банцеровском городище под Минском, где вскрыто свыше 200 м2 площади. Меньший масштаб имели раскопки на Черкасовском и Германовском городищах под Оршей и городище возле д. Селище под Слуцком. В 1948…1955 гг. проведены обследования и раскопки на городищах Лабенщина, Збаровичи, Новоселки, Киния, Старая Рудица, Качановичи, Августово, Некасецк, Вязынка, Малышки и Каменка.

[adsense]

Вопрос о хронологии памятников культуры штрихованной керамики еще не вполне разработан. По мнению основного исследователя этой культуры А. Г. Митрофанова, наиболее ранние памятники пока датируются
III. II вв. до н. э., что отнюдь не исключает предположения о более древнем возрасте культуры в целом. Возможно, по времени возникновения она синхронна милоградской. Поздние памятники культуры штрихованной керамики относятся к IV…V вв. н. э. [18].

Культура штрихованной керамики пока известна только по поселениям. Они были укрепленные и неукрепленные. Археологически изучены городища, располагавшиеся на естественно защищенных мысах, отдельных холмах, на крутых берегах рек и озер.

Замечено, что на раннем этапе существования культуры городища не имели искусственных оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Примером может служить одно из самых ранних городищ этой культуры — Августовское. Однако вполне возможно, что по краю городища обносились деревянной оградой. Следы такой стены были обнаружены при раскопках городища в Вязынке [17].

Позже стали сооружаться валы и рвы, окружавшие поселение иногда в несколько рядов. Валы устраивались на площадке городища, внизу у его подножья или на склонах. На гребне вала иногда сооружалась деревянная стена из толстых горизонтальных бревен, закрепленных между вертикальными столбами.

В пределах основной области распространения культуры до сих пор не обнаружены погребальные памятники, синхронные поселениям.
По наблюдению А. Г. Митрофанова, городища культуры штрихованной керамики располагались группами по 2.4 поселения в каждой. По-видимому, каждая группа принадлежала отдельному роду. В ранних поселениях жилые постройки возводились по краю площадки городища. В центре располагались хозяйственные сооружения. Во II.. .III вв. н. э. жилая застройка производится также и в центральной части поселений [19]. Характерным для культуры типом жилища был большой наземный деревянный дом, разделенный на несколько помещений, площадью 22.25 м2.

Остатки наземных жилищ на городище Малышки. (Раскопки А. Г. Митрофанова.) 1 — очаги; 2 — глиняная обмазка стен; 3 — ямы от столбов.

Остатки наземных жилищ на городище Малышки. (Раскопки А. Г. Митрофанова.)
1 — очаги; 2 — глиняная обмазка стен; 3 — ямы от столбов.

Весьма своеобразный план имело большое жилище, обнаруженное Митрофановым на городище Вязынка. Оно состояло из трех неодинаковых помещений. Самым крупным было южное помещение, имевшее длину не менее 11,0 м и ширину — 4,4 м. К северной стене его вплотную примыкали еще два помещения. Северо-западное имело размеры 5,2х5,0 м, северо-восточное — 6,3х5,0 м.

Большие прямоугольные постройки (18х7 м) Малышкинского городища строго членились на четыре приблизительно одинаковых помещения.
Конструкция стен, по-видимому, была различна. На Збаровичском городище основу стен, по мнению Митрофанова, составляли вертикальные столбы, служившие также опорой перекрытия.

На других памятниках отсутствие достаточного количества столбовых ям вдоль стен построек дает основания предполагать иной характер приемов домостроительства. Очень возможно, что из поселений культуры штрихованной керамики происходят древнейшие в Белоруссии постройки срубного типа.

Остатки построек на городище Малышки.

Остатки построек на городище Малышки.

Примечательной особенностью построек культуры штрихованной керамики является часто обнаруживаемое обмазывание стен глиной. Остатки глиняной обмазки с отпечатками дерева в некоторых случаях дают точный план исчезнувших построек. В этом смысле особый интерес представляет замечательный комплекс идеально спланированных построек, вскрытый раскопками Митрофанова на городище Малышки. По-видимому, все помещения внутри большого малышкинского дома были жилыми, так как в них обычно удается проследить остатки открытых очагов, сохранившихся местами чуть ли не в своем первоначальном виде. Конструкция очагов была очень устойчивой: несколько приподнятый край из камня или глины придавал очагу круглую или овальную форму длиной 1,4…1,5 м, шириной 1,2.1,3 м. Внутренняя планировка жилищ отличалась большой стабильностью. Так, в жилищах Малышкинского городища в каждом помещении обнаружено по 3.4 очага, которые за время долгого существования построек были последовательно возведены точно один над другим. Внутри некоторых жилищ на уровне очагов встречались площадки из выложенных в один ряд камней, многие из которых были расколоты и сильно обожжены.

Скопления камней в поселениях штрихованной керамики — явление довольно обычное. Особенно много их по краям площадок городищ.
Почти на каждом исследованном городище обнаруживаются следы обработки железа. На поселениях близ Лабенщины, Свидна, Кимии и других были найдены остатки домниц. На Вязынковском городище выявлены обломки глиняных печей-горнов. Несколько ям, обмазанных глиной и заполненных шлаками, встречено на Малышкинском городище. Многочисленные куски шлаков, как правило, фиксируются при раскопках почти каждого поселения. Железные изделия представлены топорами, зубилами, серпами, ножами, шильями, иглами, наконечниками копий, дротиков и стрел, пряжками, фибулами, булавками.

Железный топор (1), серпы (2, 3) и наконечник копья (4) из поселений культуры штрихованной керамики. (Раскопки А. Г. Митрофанова.)

Железный топор (1), серпы (2, 3) и наконечник копья (4) из поселений культуры штрихованной керамики. (Раскопки А. Г. Митрофанова.)

В значительно меньшей степени было развито бронзолитейное дело. Изделий из бронзы найдено сравнительно немного. Есть основания полагать, что многие украшения и бытовые вещи изготовлялись на месте. Об этом свидетельствуют находки льячек, тигельков и фрагменты литейной формы.

Очень своеобразен керамический материал. По форме сосуды распределяются на несколько типов. Особенно распространены горшковидные сосуды с прямым или несколько отогнутым наружу краем венчика, выпуклым туловом и плоским дном, украшенные, помимо штриховки, ямочными вдавлениями по плечику в горизонтальный ряд или треугольниками, а также острореберные сосуды, часто с защипами, насечками, нарезными линиями или ямочными вдавлениями в верхней части. Известны также сосуды баночной формы и горшковидные со слабо выраженными плечиками. Последние два типа А. Г. Митрофанов считает присущими позднему этапу культуры. Возможно, они развились из предшествующих более ранних форм.

Очень важно отметить, что, по наблюдениям А. Г. Митрофанова, территориально различные типы посуды, особенно первых двух форм, распределяются неодинаково. Для западных районов культуры характерны горшковидные сосуды с прямым или отогнутым венчиком, для восточных — острореберные.

Основу хозяйства носителей культуры штрихованной керамики составляло подсечное земледелие, орудия которого представлены железными топорами и серпами. Часты находки каменных зернотерок. На ряде городищ (Банцеровское, Збаровичское и др.) были найдены обугленные остатки пшеницы, проса, бобов, гороха и вики.

Но подсечное земледелие не всегда было надежным источником существования. Поэтому значительное место в хозяйстве обитателей городищ занимало скотоводство и охота. Анализ костных материалов, обнаруженных при раскопках поселений культуры штрихованной керамики, показывает развитость этих видов хозяйства. Население разводило коров, свиней, лошадей, овец. Однако отсутствие хороших пастбищ в лесах ограничивало возможности развития домашнего скотоводства, поэтому в составе стада преобладала свинья. Возможно, что свинья была здесь первым, после собаки, одомашненным животным [24].

Сравнение видового состава домашних и диких животных на более ранних и более поздних поселениях свидетельствует о постепенном возрастании значения скотоводства. Так, если на городище Лабенщина домашние животные составляли одну треть по отношению ко всем определенным по остаткам животным, то на более поздних памятниках Кимии и Новоселках их было половина.

Происхождение и исторические судьбы культуры штрихованной керамики еще не вполне ясны. Этот вопрос требует дальнейшего изучения. Основная трудность состоит в том, что почти не исследованы памятники предшествующей поры. Тем не менее, ряд свидетельств дает основание предполагать, что культура штрихованной керамики сложилась на местной основе и автохтонна по своей природе. Очень характерный элемент в культуре — покрытие сосудов штриховкой, очевидно, восходит еще к эпохе неолита или бронзы.

К середине I тысячелетия н. э. жизнь на городищах прекращается. По наблюдениям А. Г. Митрофанова, многие поселения погибли в пламени пожара. На территории, некогда занятой культурой штрихованной керамики, распространяются памятники иного культурного облика, не обнаруживающие пока преемственной связи со своими предшественниками.
Значительно определеннее решается вопрос об этническом характере культуры. Племена штрихованной керамики занимали территорию, на которой распространены гидронимы, восходящие к балтийским языкам. Это обстоятельство вместе с отмеченным фактом отсутствия преемственной связи с последующими культурами славянского круга свидетельствует о принадлежности племен культуры штрихованной керамики к группе народов, говоривших на балтийских языках. Но попытка связать их с исторически известными племенами пока вызывает споры. Большинство исследователей связывают их с восточнолитовскими племенами [25]. Возражая против этой точки зрения, Ф. Д. Гуревич указывает на несовпадение территории культуры штрихованной керамики с ареалами распространения культуры восточнолитовских курганов IV…V вв. н. э. и на отсутствие преемственности между материалами курганов и поселений «штриховиков». По ее мнению, белорусские памятники со штрихованной керамикой принадлежали неизвестным нам балтийским племенам, постепенно исчезнувшим в результате славянской колонизации [4]. Но население не ушло, и не было истреблено. Как показали очень интересные исследования В. В. Седова, в курганах древнерусского времени XI.XIII вв., расположенных на территории, некогда занятой культурой штрихованной керамики, распространен широколицый антропологический тип, близкий к антропологическому типу современного населения Литвы и Латвии. В этом он усматривает одно из доказательств ассимиляции славянами древнего балтийского населения [26].

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014