Культура Сены—Уазы—Марны («СУМ»)

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

Усвоение религиозных представлений строителей мегалитов лесными жителями известковых равнин Шампани и окрестностей Парижского бассейна вызвало к жизни замечательную культуру, известную почти исключительно по ее коллективным гробницам и получившую название культуры Сены— Уазы—Марны (сокращенно «СУМ»), Погребения представляли собой естественные

Рис. 141. Статуи-менгиры из Гарда и гробница со скульптурой, Пти Морен (Марна).

Рис. 141. Статуи-менгиры из Гарда и гробница со скульптурой, Пти Морен (Марна).

[adsense]

пещеры, искусственные пещеры, высеченные в известковых скалах, или своеобразные гробницы с галереей. В долине Марны высеченные в скалах гробницы образуют настоящие кладбища; в одной лишь долине Пти Морен насчитывается до 50 таких гробниц. Все это прямоугольные камеры, вход в которые представлял собой скат, напоминающий дромос микенской гробницы. Несколько гробниц построено более тщательно, чем остальные; эти гробницы имеют переднее помещение, на стенах которого иногда высечены или нарисованы углем изображения все той же вооруженной топором богини погребений, которую изображают статуи-менгиры Южной Франции (рис. 141). В то время как гробницы меньших размеров содержат от 40 и более костяков (включая некоторое количество обожженных костей), в этих более тщательно отделанных камерах было обнаружено всего лишь 8 костяков, а погребальный инвентарь здесь гораздо богаче. Очевидно, эти гробницы принадлежали «вождям», в то время как более бедный люд хоронил своих покойников в тесных фамильных оссуариях. Гробницы с галереей в долинах Эны, Сены, Уазы и Эры построены обычно из плит, образующих длинную траншею со специальным отделением на одном конце, отгороженным от остальной части гробницы плитой с амбразурой, служившей входом (ср. рис. 96). У входа мы вновь встречаем изображение богини погребений, обычно более условное, чем на Марне, так что можно различить только очертания ее груди. Погребальный инвентарь свидетельствует о том, что эти гробницы принадлежали воинственному населению, занимавшемуся скотоводством, охотой, но также, почти несомненно, и земледелием. Неизвестно, какую роль играло это население в добыче кремня; однако оно уже пользовалось кремнем из Гран Прессиньи, а вожди на Марне получали даже бусы из янтаря, бирюзы и горного хрусталя и небольшие медные украшения; в гробницах с галереей культуры «СУМ» были обнаружены даже бронзовые топоры с закраинами. Однако обычный инвентарь гробниц состоял из полированных кремневых топоров, обычно вставленных в проушные втулки из оленьего рога, топоров из оленьего рога с квадратными отверстиями для ручки, весьма многочисленных наконечников стрел с поперечно срезанным лезвием вместе с очень небольшим количеством листообразных кинжалов из кремня, добывавшегося в Гран Прессиньи, и характерных сосудов на расширяющейся ножке из довольно грубой глины (рис. 142). Среди украшений встречаются раковины, браслеты, кольца и подвески из камня в форме дужек (рис. 143), амулет из оленьего рога в форме ноги, топоры-амулеты и амулеты из костей черепа. Приблизительно треть населения составляли брахицефалы и менее четверти — настоящие долихоцефалы. Довольно большое количество черепов было трепанировано, как на юге.

Рис. 142. Горшок горгенской культуры из парижского каменного ящика (Мюро) (1/5) и сосуд с каннелированным орнаментом из Конгеля (Морбиган) (1/3).

Рис. 142. Горшок горгенской культуры из парижского каменного ящика (Мюро) (1/5) и сосуд с каннелированным орнаментом из Конгеля (Морбиган) (1/3).

Планы гробниц, статуи и трепанированные черепа свидетельствуют о том, что мегалитический культурный комплекс проник в область Сены — Марны с Нижней Роны. Местная имитация египетского и раннеэгейского амулета в форме ноги служит достаточным доказательством наличия восточносредиземноморского влияния; брахицефальные черепа и изделия из кремня указывают на то, что основную массу населения составляли мезолитические племена. Однако керамика, обнаруживающая большое сходство с горгенской керамикой Швейцарии, позволяет высказать предположение о существовании домегалитической культуры неолитического типа, заимствовавшей выращивание злаков и разведение домашнего скота, быть может, у жителей Дунайской области или западных областей: некоторые сосуды, обнаруженные на Марне, Сомме и в Вилльжюифе, близ Парижа, а также браслеты из раковин Spondylus, найденные во Фринькуре (Марна), указывают на проникновение земледельцев Дунайской области даже в Парижский бассейн.

Мегалитическая культура «СУМ» занимает продолжительный период времени. Бронзовые топоры из некоторых гробниц с галереей свидетельствуют о том, что эта культура сохранилась и в среднем бронзовом веке, а инвентарь гробниц показывает, что сами коллективные могильники являются
единственными памятниками среднего и предшествующего раннего бронзового века. Однако еще раньше разраставшиеся пастушеские племена были вынуждены обращаться к колониальной экспансии, чтобы избавиться от избыточного населения. На юге два дольмена с амбразурой в Севеннах, и один в области Вьенны принадлежат, возможно, колонистам «СУМ»; впрочем, самая идея мегалитов была принесена с юга. На западе весь комплекс этой культуры с его специфическими гробницами с галереей, плитами с амбразурой и характерными сосудами с расширяющимся поддоном проник к Бретань и даже на остров Джерси, но не достиг острова Гернси, где все еще были распространены кубки. К северо-востоку гробницы с галереей парижского типа встречаются в Бельгии и даже в Вестфалии. Наконец, длинные ящики IV периода по Монтелиусу в Южной Швеции не только воспроизводят план парижских гробниц, но и содержат сосуды на расширяющейся ножке вырождающегося типа «СУМ».

Рис. 143. Подвеска-дужка из камня (2/3).

Рис. 143. Подвеска-дужка из камня (2/3).

На основании этой экспансии можно установить хронологические рамки мегалитической фазы культуры «СУМ». Она проникла в Бретань в совершенно законченном виде в то время, когда здесь еще были распространены колоколообразные кубки. Шведские колонии этой культуры относятся, самое раннее, ко времени IV дунайского периода, но инвентарь (бутыли с «воротником») из гробницы с галереей в Цюшине (Гессен) свидетельствует о том, что сосуды культуры Сены достигли Германии в III дунайский период, а подвески-дужки устанавливают частичный синхронизм с Фор Аppyap I. Таким образом, мегалитическая фаза не могла начаться в Парижском бассейне и в Шампани значительно позднее, чем в других областях Северной и Западной Европы. С другой
стороны, она, очевидно, сохранялась на местах и тогда, когда бронза была повсеместно распространена как в Центральной Европе, так и в Британии. Вожди живших на Марне племен, несмотря на то, что они получали амулеты и драгоценные камни для погребального ритуала,
обходились без металлического оружия и не использовали избыточных средств для поощрения торговли, которая могла бы обеспечить регулярное получение металла.

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014