Круглоголовые пришельцы

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

В то время как с запада еще продолжала распространяться культура мегалитов, Британская низменность оказалась под влиянием культуры колоколообразных кубков. Это нашествие, впервые научно доказанное Эберкромби в 1902 г., представляло собой, как мы теперь убеждаемся, очень сложный процесс. В самом деле, все пришельцы были брахицефалы, у них были распространены индивидуальные погребения, обычно под круглыми холмами, и в их могилах находят кубки. Однако на основании особенностей оружия и керамики можно выделить две основные группы, причем первая, характеризуемая так называемыми колоколообразными кубками типа В, может быть опять-таки подразделена. Первые пришельцы принесли с собой кубки типа В, украшенные полосами простого штампового или шнурового орнамента и сохраняющие профиль континентальных колоколообразных кубков, а вместе с ними кинжалы западноевропейского типа, черешковые наконечники стрел с зазубринами (рис. 146,1) и каменные предохранители для стрельбы из лука. В Южную Англию часть этих пришельцев проникла, вероятно, из Бретани через Ламанш, другие, как полагают, прибыли из Рейнской области. В Шотландии и Западном Йоркшире кубки типа В, украшенные спиральным орнаментом в виде отпечатков веревок, более тесно связаны с колоколообразными кубками Северной Голландии и Пиренеев. Племя, изготовлявшее кубки типа В, носило в качестве украшений золотые серьги в форме корзиночек. Оно прибыло в Бретань до того, как в результате морской трансгрессии была затоплена Лионесская область на побережье Эссекса.

[adsense]

Более поздняя, но и более крупная группа пришельцев явилась из Рейнской области через Голландию. Эти люди употребляли кубки типа А, более грубо обработанные, чем кубки типа В, часто украшенные фронтальным орнаментом и напоминающие по профилю кубки с веревочным орнаментом. Оружие состояло из кинжалов с заклепками и округлым основанием, вероятно, ирландского изготовления, или кремневых имитаций этих кинжалов, стрел с кремневыми наконечниками с черешком и зазубринами и каменных боевых топоров. Оружие, керамика, погребальные обычаи и высокий рост людей культуры кубков типа А указывают на то, что это был смешанный народ со смешанной культурой, представлявшей собой слияние традиций культуры колоколообразных кубков и культуры боевых топоров. Третья волна иммигрантов из Голландии, употреблявших предохранители для стрельбы из лука, подобные встречающимся в группе В, представлена кубками типа С, находимыми главным образом в Шотландии и Северо-Восточной Англии; ранее эти кубки считались вырождающейся формой кубков типа А.

В то время как происходили эти вторжения, в Восточной Британии появились другие группы. Культура Питерборо представляет собой британский вариант неолитической лесной культуры Евразийской равнины; в первую очередь и лучше всего она представлена, вполне естественно, на восточном побережье, вдоль речных долин и вокруг области болот. Хозяйство этой культуры, по-видимому, еще типично мезолитическое. При охоте употреблялись кривые наконечники стрел, происходящие от наконечников с поперечно срезанным лезвием, но в это время уже жали какие-то злаки изогнутыми кремневыми серпами, изготовленными из цельного куска

Рис. 150. Чаша культуры Питерборо из Темзы (1/4) и черенки из длинного кургана в Западном Кеннете.

Рис. 150. Чаша культуры Питерборо из Темзы (1/4) и черенки из длинного кургана в Западном Кеннете.

кремня. Древнейшие сосуды имеют простой край, подобно восточношведским, и украшены только ямочным орнаментом. У типичных сосудов Питерборо края утолщены; мелкие чаши обильно украшены «личинками» и отпечатками птичьей дужки или гребня (рис. 150). И этот стиль развился еще до морской трансгрессии, затопившей Лионесскую область.

В течение периода колоколообразных кубков народы культуры Питерборо распространились к западу до Галлоуэя и Энглси. Предметы культуры Питерборо и колоколообразных кубков часто находят рядом; сосуды Питерборо встречаются даже в мегалитических гробницах Уэссекса и Энглси. Некоторые группы народа культуры Питерборо, по-видимому, перешли от собирательства к производству пищи и соединяли охотничьи экспедиции с торговлей. Их керамика была обнаружена в кремневых рудниках в Граймз Грейвз (Норфолк); по-видимому, именно они принесли топоры из камня, добывавшегося в Грег Луиде, из места их изготовления в Северном Уэльсе в Уэссекс и Энглси.

Культура Скара Бре была создана пастушескими группами, разводившими наряду с крупным рогатым скотом и овец; подобно культуре Питерборо, она появилась в Восточной Англии до Лионесской трансгрессии. Однако в течение периода колоколообразных кубков эти группы населения распространились на запад до Уэссекса и на север до Оркни. На незащищенных от ветров островах они нашли идеальные пастбища для своих стад; но теперь им пришлось делать из камня предметы и жилища, для которых прежде они употребляли дерево. Их хижины, группировавшиеся в деревушки, состоящие из семи или восьми строений, неоднократно перестраивавшихся на прежнем месте, имеют площадь около 20 кв. м. Но обе стороны центрального очага расположены неподвижные лежанки, окруженные по краям каменными плитами и покрывавшиеся балдахином из шкур. У задней стены стоял стол с полками, над лежанками также имелись полки, а в пол были вделаны водоемы. Одеждой служили шкуры, для обработки которых изготовлялись многочисленные скребки из кремня, а также шилья и другие орудия из кости. Топоры из полированного камня вставлялись в проушные втулки из оленьего рога. Сосуды, хотя скверно обожженные, были плоскодонны и украшены желобчатыми или налепными ребрами и бугорочками, образующими ромбы, волнистые линии и даже спирали.

Вероятно, значительная часть инвентаря Скара Бре заимствована из лесной культуры. Овцы, возможно, были заимствованы у народа колоколообразных кубков, однако, как и втулки из оленьего рога, могли появиться и в результате проникновения в Британию из Северной Франции народа культуры «СУМ». В Оркни эта культура сохраняла свой индивидуальный характер до тех пор, пока народ колоколообразных кубков (с ухудшенными кубками типа С) не достиг, наконец, отдаленных островов. В других областях культура Скара Бре также повсеместно являлась важной составной частью культур позднего бронзового века.
На всем протяжении Великобритании народ колоколообразных кубков сделался главным элементом очень разнородного населения. Он попал даже в число групп, пользующихся привилегией погребения в мегалитических гробницах; однако в Британии этот народ в конце концов прекратил практику коллективных погребений; в Ирландии обычай коллективных погребений сохранился, так как незначительные группы представителей культуры колоколообразных кубков, явившиеся сюда из Британии, слились с местным населением. Пришельцы выращивали злаки и употребляли их в пищу в большем количестве, чем строители мегалитов; однако они были еще скотоводами и, возможно, ввели более экстенсивное овцеводство. Они покупали бронзовое оружие и кремень из рудников, а также украшения из золота, янтаря и гагата. Тем самым они способствовали развитию торговли, однако нет никаких доказательств того, что они принимали участие в добыче этих материалов. В Корнуэлле и Ирлаидии было найдено очень мало колоколообразных кубков, и мастера металлических изделий, по-видимому, не входили в группы, пользующиеся правом погребения под холмом или в круглой гробнице.

[adsense]

Аристократия народа колоколообразных кубков в Британии употребляла избытки своего богатства и энергии на постройку погребальных и религиозных памятников, продолжавших традицию строителей мегалитов. Кольцевые рвы или круглые ограды из столбов или камней были составной частью погребальных построек народа боевых топоров даже в Южной России. В Британии этот элемент нашел свое наиболее полное выражение в кольцевых оградах из огромных камней или деревянных колонн, как, например, в Эвбери и Стоунхендже. Не во всех случаях погребальный характер этих памятников Британии является доказанным; возможно, что они служили и для полезной светской цели, а именно для регулирования календаря. Огромные размеры колонн можно объяснить влиянием примера строителей мегалитов; вероятно, именно эти последние приписывали определенным камням такие священные свойства, что считалось необходимым привозить монолитные глыбы из Прессели в Юго-Западном Уэльсе в Уилтшир, чтобы вновь воздвигнуть их в Стоунхендже.

К оглавлению книги Г. Чайлда «У истоков европейской цивилизации» | К следующему разделу

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 12.11.2014 — 09:13

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014