Ю.В. Кривчик, Н. Рябчинская -Традиции свадебной обрядности украинских переселенцев села Романово первой половины XX века

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Свадебная обрядность — один наиболее устойчивых компонентов традиционной культуры. В свадебных обрядах отчетливо проявляется этническая специфика культуры, особенно в районах, отличающихся сложной картиной заселения и существованием многочисленных этнокультурных групп. Сформировавшиеся в процессе заселения и освоения территории Алтая группы восточнославянского населения принесли с собой особенности культуры с прежних мест, а в ходе совместного проживания перенимали друг у друга отдельные элементы обрядности. В результате этого в различных селах сложились свои особенности обряда.

Рассмотрению свадебной обрядности восточнославянских народов Алтая посвящено значительное число этнографических и фольклорных исследований. В большей степени изучена свадьба русских крестьян- старожилов, в меньшей — российских, украинских и белорусских переселенцев. В силу этого представляется актуальным рассмотрение локального варианта свадьбы украинских переселенцев с. Романово Романовского района Алтайского края.

Работа построена на материалах интервьюирования, проведенного авторами в 2007-2008 гг., а также фотоматериалах Романовского районного краеведческого музея (РРКМ).

Село Романово относится к числу сел, образованных переселенцами из южных губерний России (Курской, Воронежской) и Украины (Полтавской, Черниговской, Харьковской, Киевской) в конце XIX в. Большую часть населения села составляли украинцы, получившие на Алтае прозвище «хохлы». Составляя около 90% жителей села, украинцы долгое время сохраняли язык, особенности традиционных обрядов, в том числе и свадебного [1].

Украинское название свадьбы — «весилле», отражающее принадлежность происходящего события к смеховой культуре народа, употреблялось первым поколением переселенцев [2]. Их потомки уже во втором поколении переходят на использование русского слова «свадьба». Однако структура свадебного обряда, его основное действо и песни просуществовали вплоть до середины 1970-х гг.

[adsense]

Свадебный обряд украинских переселенцев включал в себя: предбрачный сговор сторон (сватовство, домовыны); период подготовки к свадьбе (подготовка даров для родителей жениха и крестных, приглашение гостей на свадьбу); регистрацию брака (после 1930-х гг.); канун свадьбы (вечерка в доме невесты); свадьбу (приезд жениха со свадебным поездом за невестой, выкуп невесты, свадебный пир).

Предбрачный сговор сторон. Сватать невесту отправлялись два сватуна — обязательно мужчины, родственники или хорошие друзья отца жениха и сам жених. Родители жениха, а также женщины свататься не ходили. Обычно сватунами, как и свахами, брали людей, которые обладали даром красноречия, так как от их умения вести беседу, от соблюдения всех правил зависел исход дела. С собой они обязательно несли булку хлеба.

Когда сваты заходили в дом родителей невесты, по существовавшей традиции, им нельзя было пройти за сволок (матицу), пока не просватают невесту. При этом мог состояться подобный разговор:

— Здравствуйте, хозяева. Хата тэпла, люды добри, пустить пэрэночивать.
— Да нигдэ, у нас сымья здорова.
— Да глядить, який у нас гарный парубок, може, у вас е яка дивчина, мы б их свылы умисти. А там може и мисто в хати найдэтся [3].

После этих слов хозяева обычно выводили не невесту, а другую девушку или женщину и предлагали жениху. На что сваты отвечали, что «нам така нэ подходэ», и описывали невесту. Затем хозяева выводили невесту. Сваты отвечали: «О, цэ гарна дивчина, вона подходэ нашему парубку» [3]. Затем у невесты спрашивали, нравится ли ей парень и согласна ли она выйти замуж. Получив положительный ответ, сваты пожимали руку отцу невесты и передавали булку хлеба. После этого сватунов усаживали за накрытый стол. В это время жених с невестой отправлялись к родителям жениха, чтобы позвать их в дом родителей невесты «на магарыч». О дне свадьбы на сватовстве не договаривались. Через несколько дней родители жениха шли «на домовыны» [4] к родителям невесты. Именно здесь и договаривались о времени свадьбы, о выкупе.

У украинцев, в отличие от русских крестьян, не было традиции предварительно договариваться о приданом. Из семьи невесты давали дочери то, что имелось на данный момент.

Период подготовки к свадьбе. У украинцев жених и невеста приглашали гостей каждый со своей стороны. Интересно отметить, что у украинских переселенцев приглашать гостей невеста и дружка шли в своих свадебных нарядах. Невеста надевала платье, обычно какого-нибудь темного цвета: бордовое, синее, коричневое. Поверх верхней одежды повязывала рушник, края которого расправлялись впереди. Шею невесты украшало намысто (бусы). Причем считалось, что чем больше намысто, тем лучше. На голову невеста надевала красивый венок из цветов, сделанных из цветной бумаги, который она носила изо дня в день со дня сватовства. Сзади к венку прикреплялись разноцветные ленты. Обычно под венок в холодное время года девушка надевала платок, но так, чтобы его не было видно из-под венка. Интересно, что русское население в 1930-е гг. в качестве свадебного головного убора невесты использовало украинский венок [5].

У дружки на поясе также был повязан рушник, а к груди приколота квитка — букетик цветов (рис. 1). Отправляясь приглашать родственников на свадьбу, и жених, и невеста брали с собой булку хлеба. Заходя в хату, приглашая гостей на свадьбу, им подавали этот хлеб. Пригласив, брали булку обратно и отправлялись в следующим дом. Остальных гостей приглашал специально определенный человек. Он шел наряженный, брал с собой испеченную булочку хлеба под мышку. Заходя в хату, приглашал людей на свадьбу и подавал им хлеб. Пригласив, брал хлеб обратно и шел в следующий дом. Звали на свадьбу почти всю улицу. Пригласив всех, человек шел в дом родителей, отдавал им булку и сообщал, что пригласил всех. Хозяева благодарили его за выполненное поручение, усаживали за стол и угощали [6]. Регистрация брака происходила в любой день недели. Этой церемонии не уделялось особого внимания. Молодые сами ходили, регистрировались, а уже в выходные гуляли свадьбу.

Канун свадьбы. Вечер перед свадьбой назывался вечёркой. Невеста с подружкой обходила знакомых и приглашала к себе в дом на вычорыну. Вечером собирались ее подруги, молодые пары, приходил жених со своими друзьями. Здесь устраивалось шумное веселье. Застолья на вечерке не было. На столах стояли чашки с семечками, и молодежь щелкала их. Вечер проходил весело. Молодежь веселилась, пела песни под гармошку, плясала товарочку [3].

Рис. 1. Невеста и дружка, приглашающие гостей на свадьбу. 1959 г. (из фонда РРКМ)

Рис. 1. Невеста и дружка, приглашающие гостей на свадьбу. 1959 г. (из фонда РРКМ)

Свадьба. Рано утром первого дня свадьбы жених и его друзья начинали украшать свадебный поезд. Он состоял обычно из трех троек лошадей. Тройка (упряжь, сани или кошева) была очень красиво украшена цветами, сделанными из цветной бумаги, разноцветными лентами. К дуге крепили колокольчики (рис. 2).

За невестой ехали жених, боярин — дружок жениха, сватуны — те, кто ходил свататься, свашки — женщины и светилка — девочка-родственница жениха в возрасте от 4 до 16 лет. У боярина на рукаве был повязан носовой платок, на груди пришита квитка. Сватуны были перевязаны рушниками крест-накрест через плечи, у свашек на рукавах также были платки. Светилку перевязывали красивым платком. Ехало за невестой нечетное число человек, чтобы один был без пары. Родители жениха за невестой не ездили [4].

Рис. 2. Свадебный поезд. 1970-е гг. (из фонда РРКМ)

Рис. 2. Свадебный поезд. 1970-е гг. (из фонда РРКМ)

Когда поезд был готов к отъезду, мать жениха выворачивала наизнанку кожух — мехом вверх, надевала на себя, подвязывалась фартуком, надевала на голову платок или шапку. Начиная с первой тройки она обегала поезд вокруг по часовой стрелке и осыпала его мелкими монетками, пшеницей, хмелем, конфетами, предварительно положенными в фартук. В это время кто-либо из мужчин брал в руки прут и погонял ее. Этот обряд сулил молодым удачу и богатство. Подобное осыпание существовало и у русских, но его проводили после того, как состоялся выкуп невесты [7]. Как только мать обегала и осыпала весь свадебный поезд, она краем фартука бралась за первую тройку и провожала ее в путь [6].

Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, его двери оказывались запертыми. Происходил торг между приехавшими и хозяевами. Он сопровождался шутками и весельем. Такая сцена и сейчас разыгрывается на свадьбе, диалог и действие предполагают свободную импровизацию. Подруги и родня невесты просят выкуп, чтобы пропустить жениха в дом. Выкупали водкой, вином, шишками, выпеченными из дрожжевого теста [4], конфетами. Когда жених входил в дом, с него требовал выкуп за невесту ее брат. Выкуп брал деньгами. Во время выкупа подружки невесты пели шуточные песни:

Боярину:
Старший боярын патлатый,
До стола прыпятый,
Гвоздочком прыбытый,
Шоб ны був сырдыты [3].

У боярина в руках была плетка, которой погоняли коней, и он хлестал ею подружек.

Светилке:
Светылочка пышна,
Як у саду вышняя [4].

На выкупе пели и грустные песни:

Молода нивиста
Посадыла дружечек высоко.
Сама сила вышее всих.
Загадала загадоньку соби Гиршу всих,
Шо я молода, вышла замуж,
Да ще и молодою.
Я и ни умию дилочка робыты,
Я и ни умию свыкрусе годыты.
Надо ж мни годыть старому и малому
И (имя жениха) молодому [3].

Невеста сидела на лавке, застеленной шубой, вывернутой на изнанку. Рядом с ней на шубу садился и жених. Это должно было обеспечить молодым богатую и счастливую совместную жизнь. Сестра невесты снимала с жениха шапку (фуражку) и пришивала к ней квитку, при этом она приплясывала на лавке и пела:

Зятю цветок прышивала, золотую нытку потеряла
Билу ручку наколола, для свого зятя-сокола [4].

Надевала его шапку себе на голову и продолжала петь:

Маю, зятю, волю стоять пэрэд тобою
На батьковой лавке, в зятевой шапке [4].

Сестре давали выкуп, она надевала шапку на зятя и уходила.

Во время выкупа из дома родителей невесты везли худобу (приданое) в дом жениха. Приданое складывалось в скрыню (сундук), которая запиралась на замок. Обычно в приданое входили рушники, трубки полотна, одежда. На скрыню складывали половики, 4 подушки, верхнюю одежду, одеяла. В доме жениха тоже шел своеобразный выкуп худобы. Много шуток было, когда приехавшие заносили приданое в дом жениха. Сундуком непременно «цепляли» за двери, будто он не проходит, и требовали выкуп. Их угощали, чтобы сундук свободно прошел. Когда родственники невесты укладывали постель на кровать, с них брали выкуп родственники жениха, которые ложились на кровать, притворялись больными, забинтовывали руки, ноги, завязывали зубы. Всех их нужно было вылечить, т. е. дать то, что попросят: вина, закуски или денег. Все хвалили «врачей» за подарки и освобождали место для постели.

Рис. 3. Свадебный поезд после выкупа. 1959 г. (из фонда РРКМ)

Рис. 3. Свадебный поезд после выкупа. 1959 г. (из фонда РРКМ)

А в доме невесты продолжались обрядовые действия. Когда жених садился рядом с невестой, светилка должна была букетом, сделанным из бумажных разноцветных цветов, — башней — три раза обвести вокруг голов молодых, стукнув после каждого раза по столу ручкой башни, и соединить их головы вместе. Это действие означало соединение молодых. Подобного обряда у русских старожилов не было. После этого происходило небольшое застолье. Затем боярин носовым платком, за который должен взяться жених, выводил молодых из-за стола к родителям невесты. Мать невесты держала в руках икону и благословляла молодых. Получив благословение родителей, молодые отправлялись на венчание (эта традиция существовала до конца 1930-х гг.), а затем в дом жениха. С ними ехали сестра и брат молодой (рис. 3). Сестра в доме родителей невесты связывала в платок перевязанные между собой красной лентой 2 ложки, 2 тарелки, 2 кружки, хлеб, и везла их с собой. Эту посуду она должна была поставить на свадебный стол жениху и невесте в доме родителей жениха.

По пути молодые кланялись встречным, считалось, что им прощаются все грехи. Свадебный поезд должен был проехать через ворота, в которых горел костер, для уничтожения нечистой силы. Необходимо было приложить неимоверные усилия, чтобы лошади прошли через огонь. Эта традиция зафиксирована у переселенцев из Черниговской и Полтавской губерний [3].

Мать и отец жениха встречали молодых хлебом и солью. Затем начиналось застолье. По традиции переселенцев организовывалось два свадебных стола: в доме жениха и в доме невесты. Для застолья готовилось много повседневных блюд: борщ, лапша, тушеный картофель, тушеное мясо, захолод (холодец), квашеная капуста, соленые огурцы, разные каши, винегрет. Из спиртных напитков были вино, водка и горилка.

В начале застолья с невесты снимали венок. Ее со всех сторон закрывали платками или шалями, а брат снимал венок, расплетал косу, затем собирал волосы в пучок и делал «шишку». После этого он повязывал ей на голову платок. Этот ритуал означал, что «это уже не дивка, а молодыца» [4]. С невесты также снимали и рушник, которым она была повязана. Венок и рушник забирал брат невесты и увозил родителям. У старожилов этот обряд назывался «кручивание», основная роль отводилась свахе [7, с. 209].

На свадьбе дары собирали крестные. Дарящие поздравляли молодых и дарили подарок, а крестные подносили им блины и чарку. Также в первый день существовали шуточные традиции выкупа невесты и ее туфель. На каждой свадьбе были балагуры и весельчаки, которые не давали народу скучать. Плясали обычно товарочку — пение частушек и переплясы с отбиванием «дробей». Частушки обычно пели под гармонь и бубен. Также пели застольные песни, как веселые, так и грустные. Первый день гуляли допоздна.

[adsense]

Символика второго дня свадьбы была ориентирована на демонстрацию «честности» невесты. Для этого на крышу дома жениха всегда вывешивали красный флаг, а на крышу родителей невесты ставили веху — длинную жердь с прикрепленным к ней пучком соломы [6]. Гости собирались утром. Кто приходил раньше — наряжались и наряжали родителей: делали бусы из моркови, картофеля, надевали рваные, украшенные перьями шляпы. В таких нарядах встречали опоздавших гостей, их мазали сажей, свеклой, «парили» березовым веником, заставляли пить разные «коктейли»; после всех этих действий гости могли пройти за столы.

Место молодых занимали ряженые жених и невеста. Молодые должны были выкупить свое место. Гости в доме родителей невесты наряжались в цыган, чертей, солдат, горбунов, жениха и невесту, мужчины переодевались в женщин и несли снидать (завтракать) молодой [4]. Несли вареники, блины, стружни и обязательно живую курицу, к перышкам которой привязывали красные ленточки. Этих ряженых называли «пэрэзва». Покормили молодыцу и пошли домой. Следом шла ответная пэрэзва (ряженые), а с ней молодые [3].

Если в семье младший брат женился раньше старшего, то украинцы говорили, что младший «подвырнув пид корыто старшого». И во второй день свадьбы ряженые всячески старались надеть корыто на старшого брата [6].

В этот день было принято «катать» родителей и крестных. Для этого несколько человек «запрягались» в санки или тележку, сажали туда родителей или крестных. Затем вываливали их в снег или грязь, обливали водой, а молодые должны были их откупить. Крестную везли к ней домой, где она должна была накрыть стол. Это был откуп. После этого молодая преподносила свекру, свекрови и крестным приготовленные подарки: свекру и крестному — по рубахе, свекрови и крестной — отрез ткани. После катания невесту заставляли мести мусор: проверяли, работящая она или нет. Гости «молотили» солому и кидали деньги, невеста должна была сметать мусор, а жених — собирать деньги. Дружок жениха в это время разрезал каравай на кусочки и раздавал всем присутствующим. Нужно было, чтобы каждый съел по кусочку свадебного каравая. У русского населения было принято продавать каравай. Цены колебались от 1 копейки до 1 рубля. Второй день гуляли также допоздна.

Курятына — специфический украинский обычай, сопровождавшийся безудержным весельем. На третий день свадьбы группа людей совершала обход дворов гостей, которые принимали участие в свадьбе, собирая кур и петухов на общую похлебку. Птиц резали, ощипывали и варили в общем котле. Таким образом, свадьба завершалась совместной трапезой и выпивкой. Существовала еще такая традиция: если в семье это была последняя свадьба, гости, которые гуляли на свадьбе, забивали колок в порог. Если пол был земляной, забивали в землю, если деревянный, то около порога забивали гвоздь: это свидетельствовало о том, что в семье больше свадеб не будет [3]. Шум и веселье не смолкали до позднего вечера. Бывало, что свадьбы гуляли по неделе.

Традиции проведения свадебной обрядности, унаследованные от предыдущих поколений, представители старшего поколения жителей нашего села стараются сохранить и передать молодежи. Многие из существовавших ранее украинских традиций можно наблюдать и в современной свадьбе.

Источники и литература

1. ЦХАФ АК. Ф. 233. Оп. 1. Д. 886-888.
2. Фурсова Е. Ф., Васеха Л. И. Очерки традиционной культуры украинских переселенцев Сибири XIX — первой трети XX века (по материалам Новосибирской области). Ч. 1. Новосибирск, 2003. 190 с.

3. Романовский районный краеведческий музей. Воспоминания Корецкой Александры Тихоновны, 1928 г. р. (уроженка с. Романово, предки приехали в село в конце XIX в. из Черниговской и Полтавской губерний). 2007-2008 г.
4. Романовский районный краеведческий музей. Воспоминания Ковтун Матрены Иосифовны, 1917 г. р. (уроженка с. Романово, родители приехали в село в начале XX века из Черниговской и Полтавской губерний). 2008 г.
5. Романовский районный краеведческий музей. Воспоминания Легких Ульяны Кузьминичны, 1921 г. р. (уроженка с. Романово, предки из старожилов). 2007 г.
6. Романовский районный краеведческий музей. Воспоминания Сиуха Любови Тихоновны, 1938 г. р. (уроженка с. Романово, предки являлись украинскими переселенца¬ми). 2007-2008 гг.
7. Липинская В. А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае. XVIII — начало XX века. М.: Наука. 1996. 269 с.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 06.01.2015 — 16:18

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014