Крайнов Д.А. Археология и краеведение

К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)

Земля в своих недрах хранит разнообразные вещественные остатки жизни и деятельности минувших поколений человечества, а именно: скелеты древнейших людей, «следы» их поселений, развалины городов, всевозможные орудия труда, предметы домашнего обихода, оружие, произведения искусства, остатки жилых сооружений и укреплений, архитектурные памятники и т. д.

Значение археологических памятников в изучении далекого прошлого нашей Родины огромно. Для древнейших эпох они являются единственными историческими источниками, из которых черпаются наши знания о происхождении человеческого общества и его развития до появления письменности. Но и с появлением письменных источников археологические памятники не теряют своего научного значения.

Поскольку раскопки археологических памятников связаны с их уничтожением, они могут производиться только специалистами-археологами. Только правильно раскопанный и изученный памятник может быть использован как полноценный исторический источник. Самовольные же раскопки археологических объектов любителями, кладоискателями и пр. уничтожают их научную ценность, поэтому они запрещены советскими законами. Археологические памятники объявлены всенародным достоянием и состоят под охраной государства. При Академии наук СССР и при союзных академиях наук созданы особые археологические институты, занимающиеся раскопками и изучением археологических памятников.

За годы после революции в чашей стране открыто огромное количество новых археологических памятников. Подавляющее большинство их обнаружено представителями широких масс трудящихся. Активность населения в выявлении археологических памятников возрастает из года в год. В центральные и местные музеи, в научные учреждения и пр. все чаще и чаще поступают разнообразные древние вещи и сведения о новых местах находок. Но наряду с этим много ценных памятников гибнет или под влиянием сил природы, или при широких земляных работах; частично они разрушаются любителями и кладоискателями, недопонимающими значения этих памятников для науки.

В связи с широким размахом строительства в нашей стране необходима еще большая активизация работы по выявлению, охране и первоначальной фиксации археологических памятников. Несмотря на большое количество специалистов и учреждений, занимающихся этим вопросом, они одни не в силах справиться с этой задачей. Только привлекая к выполнению этой задачи широкие массы краеведов, школьников, пионеров, учащихся вузов, рабочих, колхозников и пр., можно выявить и сохранить те тысячи тысяч памятников, которые обнаруживаются при различных строительных работах. Особенно большую пользу могут принести местные краеведы, тесно связанные с жизнью района, знающие его и интересующиеся историей своего края.

К сожалению, интенсивная и многосторонняя работа краеведческих обществ, проводившаяся до 30-х годов, значительно снизилась и местами совершенно прекратилась, что нанесло большой ущерб изучению местного края. Многие краеведы хотя и не бросили своей работы и ведут ее при музеях, школах, вузах и других учреждениях, но она никем не контролируется и не направляется должным образом. Возрождение краеведческих обществ диктуется острой необходимостью, и значение их работы не подлежит сомнению. Необходимо восстановить также и печатание краеведческих журналов, в которых должны публиковаться научные работы краеведов и методика краеведения. Инициаторами и организаторами краеведческой работы на периферии должны стать местные краеведческие музеи. Цель краеведов и местных музеев одна — изучать свой край во всех его проявлениях и накапливать материалы в музеях. Организация, формы и методы работы краеведов разнообразны и зависят от специфических условий того или иного края. Мы остановимся только на одной стороне краеведческой работы, а именно на выявлении, первоначальной фиксации и охране археологических памятников. Прежде чем говорить о методах проведения этой работы, коснемся вопроса организации краеведческой работы. Нам представляется, что она должна идти в следующем направлении.

1. Одной из наиболее эффективных форм организации краеведческой работы является создание при местных музеях актива из краеведов города и района. Поскольку изучение местного края немыслимо без материалов, хранящихся в местных краеведческих музеях, надо расширить состав существующих музейных советов. На периодических заседаниях Музейного совета должны ставиться доклады на разнообразные темы по истории местного края. Такие вопросы, как охрана археологических, исторических и архитектурных памятников, учет этих памятников, систематическое наблюдение за объектами земляных работ и строительства с целью выявления, фиксации и сбора ценных археологических материалов и пр., должны войти в круг работы Музейного совета.

В целях охраны имеющихся в городе и районе археологических объектов музеи и их краеведческие активы могут оказать большую помощь науке проведением ниже следующих работ.

а. Сбор сведений о всех археологических, исторических и архитектурных памятниках района или области по литературе, материалам, хранящимся в музее, и по охранным учетным карточкам отделов культуры. О каждом памятнике нужно указать исчерпывающие данные по определенной форме (см. приложенную форму). Если о некоторых известных в районе памятниках нет сведений, то надо организовать выезды музейных работников на места для обмера памятников и получения дополнительных материалов.

б. Составление списков всех выявленных памятников и нанесение их на карту района.

По мере выявления новых памятников необходимо включать их в списки и выезжать на место для предварительного обследования, а если памятник разрушается, то немедленно сообщить об этом в отдел культуры края или области, а также — в ИИМК АН СССР (отдел полевых исследований) 1

Без широкой организации пропаганды охраны памятников нельзя вести краеведческую работу. Следует отметить особо важную роль лекций, которые усиливают интерес широких масс к изучению истории местного края. За время работы в Угличском краеведческом музее мне приходилось читать подобные лекции, и всегда после них в моей записной книжке появлялись новые записи о местах археологических находок, а в музей интенсивнее поступали старинные вещи.

Музеи и краеведческий актив должны установить систематическое наблюдение за памятниками, взятыми на учет и под охрану государства. В городе это дело могут осуществлять отдельные члены Музейного совета.

Для наблюдения за памятниками района может быть создана широкая сеть так называемых «членов-корреспондентов» музея из местных краеведов. Местные жители могут сделать очень много как по охране, так и выявлению новых памятников 2. Интерес к изучению своего края, района, местности и пр. значительно вырос среди широких слоев трудящихся города и деревни. Об этом свидетельствует огромный рост посещаемости краеведческих музеев колхозниками и рабочими, а также сдача ими разнообразных старинных вещей, найденных в земле. Организация сети «членов-корреспондентов» принесет пользу не только охране и выявлению археологических памятников, но поможет музеям в сборе материалов и разнообразных сведений и явится могучим средством внедрения науки в массы. «Членам-корреспондентам» музеев должны быть выданы особые удостоверения, а на совещаниях, организованных краеведческими музеями, им необходимо разъяснить задачи по охране и выявлению памятников, «Члены-корреспонденты» могут вести наблюдения за сохранностью памятников своих районов, периодически сообщая в музеи об их состоянии и выявлении новых археологических памятников. При такой системе наблюдения музеям и отделам культуры края или области будет известно о разрушении того или иного памятника и ими могут быть приняты своевременные меры. Правильная организация учета памятников, их охрана и постоянное наблюдение за ними сохранят для науки большое количество ценных исторических памятников.

Краеведы города и села могут оказать неоценимую помощь науке в выявлении новых археологических памятников. Без участия краеведов невозможно изучение истории древних городов, особенно городов, имеющих большое историческое прошлое, где в связи с развитием строительства необходимо постоянное наблюдение, иначе могут погибнуть ценные для восстановления истории города вещи, остатки жилых построек, древние мостовые, памятники архитектуры и т. д. Для четкости работы надо разделить город на ряд участков, прикрепив к ним определенных наблюдателей. В случае обнаружения находок каждый краевед должен уметь составить карточку находок с описанием места, условий нахождения и принятых мер.

Примерный образец карточки

Примерный образец карточки

Если обнаруженный памятник представляет собой большую ценность, то надо добиться через Городской совет приостановки работ на этом месте (согласно существующим законоположениям об охране памятников) и срочно вызвать через музей специалиста для обследования места находок. Для краеведов сельских местностей образец карточки должен быть иной (см. ниже). Основными кадрами краеведов села являются главным образом преподаватели школ. Музеи могут устанавливать с ними связь во время районных педагогических конференций, на которых необходимо поставить ряд докладов о важности выявления, учета и охраны археологических памятников, а также о значении их для преподавания истории в школе. Можно обязать педагогов-историков немедленно доводить до сведения музеев о всех находках в их местности. Сейчас каждое лето в различных местах СССР работают многочисленные археологические экспедиции. Участие краеведов в этих экспедициях не только желательно, но и необходимо в целях пропаганды значения памятников археологии.

2. Второй, не менее важной формой краеведческой работы является привлечение школьников к первичному археологическому обследованию района. В нашей стране существует огромное количество всевозможных краеведческих кружков учащихся при школах, музеях, Дворцах культуры, Домах пионеров, Детских домах и т. д. Каждое лето учащиеся школ, отдыхая в пионерских лагерях, совершая экскурсии по историческим местам края, области или работая на колхозных полях, собирают ценные для науки материалы. Туристические походы учащихся широко практикуются и перерастают в общесоюзные экспедиции, о ценных результатах которых можно читать в газетах и слышать по радио. Трудами школьников создаются музеи. Так, например, в Чебаковской школе Ярославской области имеется Краеведческий музей, созданный трудами юных краеведов и их ныне покойным руководителем Н. М. Головиным. В этом музее собраны прекрасные коллекции вещей славянского времени, фатьяновской культуры, эпохи неолита и т. д. Результаты работы учащихся Чебаковской школы были использованы археологами. Преподаватель средней школы г. Грозного М. П. Севостьянов каждое лето проводит со школьниками походы с целью выявления археологических памятников. За годы исследований ими собран огромный материал по средневековым городищам Грозненской области и составлена ценная для науки археологическая карта области. Директор Клишевской средней школы, Раменского района, Московской области, М. И. Егоров со своими школьниками принимает участие в археологических экспедициях. В. И. Воинов, директор средней школы с. Курба, и И. И. Козолетов, директор средней школы пос. Константиновское Ярославской области, силами учащихся создают и у себя в школах музеи. В г. Буденновске Ставропольского края трудами школьников создан даже городской музей.
Можно привести сотни примеров продуктивной работы школьных краеведческих кружков по изучению истории местного края.

При некоторых районных и областных краеведческих музеях созданы археологические кружки из учащихся старших классов средних школ. Многие из них ведут плодотворную работу, как, например, археологический кружок при Ярославском областном краеведческом музее, руководимый заместителем директора музея М. Г. Мейеровичем. В течение зимы кружковцы изучают материалы музея, делают доклады, а летом участвуют в туристических походах по области. Членами этого кружка выявлено несколько новых археологических памятников, и один из них при раскопках дал интересный материал по истории русской деревни XI—XIII вв. Подобные кружки имеют не только большое воспитательное значение, но и приносят огромную пользу науке. Надо уметь внушить школьникам, что работа, выполняемая ими, не забава, а огромной важности дело.

По своей целеустремленности школьные краеведческие кружки имеют различный характер и план работы, но почти все они в той или иной мере занимаются изучением истории местного края. Большей частью успех работы кружка зависит от руководителя. Местные краеведческие музеи должны не только оказывать помощь кружкам, но и руководить их работой, направляя ее по нужному руслу. Однако музеи иногда недоучитывают всей важности школьного краеведения и вместо помощи тормозят их работу, не разрешая, например, знакомиться кружковцам с фондами музея, что снижает их осведомленность в вещевом материале. Музейные работники должны не только оказывать помощь в организации и разработке плана кружков, но и принимать активное участие в их работе.

Мне пришлось проводить со школьными кружками г. Углича подготовительную (зимнюю) работу, летние разведки и раскопки археологических памятников Угличского района. Подготовительная работа велась с ними и в школе, и в музее. Ранней весной мы обследовали древнюю стену Угличского кремля, вымытую весенними водами Волги, а затем совершили экскурсию по осмотру славянских курганов, неолитической стоянки и древнего селища. Школьники вели дневники, проводили измерение археологических объектов, фотографирование и пр. На основании личного опыта считаю, что работа краеведческих кружков должна состоять из следующих этапов.

1. Прежде всего, на организационном собрании необходимо четко обрисовать задачи и цели кружка, наметить план работы и основные темы.

2. Познакомить членов кружка с историей местного края и провести экскурсию по музею с подробным показом вещественных материалов.

3. Следующее занятие надо посвятить характеристике археологических памятников и их значению для изучения далекого прошлого. При этом необходимо обратить внимание на те условия, в которых они встречаются в данном районе или области. Надо показать фото или нарисовать на доске основные виды археологических памятников. Особое место необходимо отвести разъяснению вреда самовольных раскопок.

4. Если в городе есть архитектурные и исторические памятники, надо провести по ним экскурсию с разъяснением вопроса охраны памятников.

5. Затем члены кружка работают над темами своих докладов.

6. Последний этап зимней подготовки к летним туристским походам следует посвятить методике археологической разведки с пояснением трудности и важности выявления, учета и фиксации археологических памятников 3.

Руководители кружков за время зимней подготовки должны провести со школьниками и ряд практических занятий по фиксации археологических памятников (замеры, определение направления по компасу, умение делать глазомерную съемку плана и понимание географической карты, умение вести дневник и пр.). Кроме того, маршрут летнего похода должен быть намечен и разработан заранее, чтобы кружковцы могли ознакомиться с литературой по обследуемому району и с условиями, в которых им придется проводить поход.

Наконец, весной необходимо совершить экскурсию по осмотру какого-нибудь известного в районе археологического памятника с практическими занятиями (ведение дневников, съемка плана, обмеры, описание, сбор подъемного материала и пр.).

Перед выходом в поле надо тщательно продумать вопрос о личном и общем снаряжении участников похода. Необходимо брать с собой минимум вещей, избегая лишних. Для проведения археологического похода по району надо иметь следующее снаряжение: тетради и карандаши, миллиметровую бумагу, планшеты фанерные, визирные линейки, компас, рулетки, уровень для нивелировки, географическую карту обследуемого района (желательно большого масштаба), фотоаппарат с запасом пленок и другое снаряжение. Для зачисток срезов надо иметь небольшие походные лопатки, кисти и ножи. Обычно школьные краеведческие кружки устраивают походы по району, ставя комплексные задачи всестороннего обследования края (археологического, этнографического, зоолого-ботанического, географического и пр.). Это не мешает археологической разведке, а, наоборот, дополняет ее выяснением условий, в которых располагаются те или иные археологические памятники.

Проведение археологической разведки складывается из следующих задач: 1) сбора сведений у населения колхозов, поселков и пр., расположенных по намеченному маршруту; 2) фиксации этих сведений и проверки их; 3) самостоятельного обследования местности по маршруту и выявления археологических памятников; 4) обследования и фиксации вновь открытых памятников; 5) нанесения открытых памятников на карту.

При выполнении этих задач необходимо руководствоваться следующими указаниями. Следует обязательно опрашивать население о находках древних монет, орудий из камня, костей, горшков и т. д. Многие известные стоянки и могильники были открыты именно благодаря указаниям местных жителей. При расспросах необходимо учитывать местные особенности в языке, названиях памятников и пр. Иногда население не знает названия «курганы», а знает эти места под названиями «паны», «мары», «сопки», «французские могилы», «литовские могилы», «чумные и холерные захоронения» и т. д. Наконец, с местами археологических находок связаны различные предания. Часто эти предания с нашей точки зрения могут казаться небылицей (о городищах и курганах иногда рассказывают, что там встречаются лодки золотые, бочки с золотом, ворота золотые и т. д.), но к ним надо внимательно прислушиваться, так как в каждой подобной «небылице» есть крупица правды.

Если окажется, что у кого-нибудь из местных жителей хранятся интересные находки, надо уговорить этих лиц передать находки музею. Весь собранный таким образом материал должен быть тщательно зафиксирован в дневнике с указанием названия находки, места и условий нахождения, а также полного адреса нашедшего. Затем эти вещи с особыми этикетками (см. ниже) должны быть упакованы и убраны.

Вторым этапом археологической разведки является тщательный осмотр обследуемой местности.

Прежде всего, участники похода должны обратить внимание на осмотр объектов, указанных при расспросах населения.

Затем необходимо исследовать распаханные поля, особенно целинные; при распашке их, если там есть «культурный слой», древние вещи часто выпахиваются на поверхность. Надо обратить внимание на изменение цвета пашни, на скопления углей, ко¬стей, черепков, камней и т. д.

Особое внимание следует обратить на осмотр обнаженных берегов рек, озер и других естественных водоемов, а также на обнаженные склоны оврагов, лощин и т. д. Ежегодные весенние воды размывают берега рек и овраги, в которых легко обнаружить так называемый культурный слой с вещественными остатками. Он будет резко отличаться по цвету и структуре от остальных (цельных) слоев. Всякое нарушение правильного чередования слоев земли также необходимо тщательно осматривать.

Важно обследовать прибрежные дюны и дюны пойменных долин; эти дюны развеваются ветром, и в выдувах легко обнаружить подъемный материал. На таких дюнах часто встречаются неолитические и более поздние временные охотничье-рыболовческие поселения (стоянки).

Большое значение имеет осмотр мысов при слиянии двух рек, но не у самой воды (в пойме), а выше (у древнего мыса). На таких мысах часты древние поселения и городища. Надо осматривать также отдельные всхолмления, возвышенности с целью обнаружения городищ, курганов, могильников и других памятников. Вообще каждому участнику надлежит тщательно присматриваться к рельефу местности и замечать все искусственные всхолмления, насыпи, валы, рвы, ямы, остатки стен, каменных кладок и пр.

В горных местностях надо тщательно изучать навесы, гроты и пещеры, обращая внимание не только на пол пещер, заполненный почвой, но и потолок и стены их, так как на них могут быть наскальные изображения, надписи и пр.

Необходимо осматривать также места разнообразных построек и работ (карьеров по добыче гравия и камня; котлованов по добыче глины, песка и т. д.; ям для колодцев; канализационных и осушительных канав и т. д.). При этом следует расспрашивать рабочих и других лиц, не встречались ли им при проведении земляных работ древние находки. Если участники похода обнаружат ценный памятник, разрушаемый строительством, то надо немедленно сообщить об этом в Краеведческий музей, Областной отдел культуры и в ИИМК АН СССР.

Во время археологической разведки участники похода должны твердо помнить, что шурфовать и раскапывать обнаруженные ими памятники нельзя. Можно только производить поверхностные зачистки культурных слоев в срезах берегов, оврагов, котлованов и т. д. с целью лучшего определения и фиксации памятника.

Описание и фиксация обнаруженного памятника производится по определенной форме.

В дневнике день за днем описываются все работы отряда, полученные от населения сведения, находки, места находок, описание памятника и т. д. При записи в дневнике о вновь выявленных памятниках надо придерживаться следующего порядка в описании:

1. Наименование и характер памятника (селище, курган, могильник и пр.).
2. Местное название памятника.
3. Местоположение на географической карте (точный адрес).
4. Расположение памятника (на берегу реки, на дюне, в овраге, на берегу озера и т. д., в скольких километрах или метрах от определенного населенного пункта к севе¬ру, югу и т. д.).
5. Внешнее описание памятника (схематический чертеж), размеры, ориентировка по странам света, характер культурного слоя или слоев, их залегание, мощность, насыщенность культурными остатками, длина распространения культурного слоя по срезу и т. д. Если курганы — то их количество и описание формы с замерами высоты, диаметра и пр.
6. В чьем ведении находится памятник, его сохранность, и не угрожает ли ему разрушение (по каким причинам).

Во время обследования участниками похода производится сбор подъемного материала. Вещи, найденные в разных местах и полученные от населения, нельзя смешивать. В дневнике фиксируются все вещи по местам находок и тщательно упаковываются в разные пакеты. Внутри пакета и снаружи даются одинаковые этикетки (паспорта) примерно следующего содержания: 1) наименование отряда; 2) год, месяц и число; 3) номер пакета; 4) название места находки и памятника; 5) название упакованных предметов; 6) номер предметов по описи; 7) подпись.

Кроме того, составляется опись всех найденных предметов в порядке их нахождения. В ней указываются по графам порядковый номер, наименование предмета, место находки и номер пакета, в котором упакована вещь.

Все обнаруженные памятники и места находок наносятся на карту особыми условными знаками и цифрами. Эта карта является очень важным документом и требует особой точности в фиксации памятников.

Не менее важными документами являются фотографирование памятника и съемка плана. При разведке обыкновенно производится глазомерная съемка плана расположения памятника при помощи компаса, масштабной линейки», рулетки и планшета с прикрепленной к нему бумагой; измерения расстояний и размеров памятника наносятся на план в масштабе и со строгой ориентировкой по компасу 4.

Когда намеченный маршрут будет пройден, то результатами его должны быть дневники, карты с нанесением всех открытых памятников, альбомы с зарисовками, фотоснимки, планы, описи найденных предметов и сами вещи.

Весь этот материал необходимо сдать, оставив копии в кружке, в местный Краеведческий музей, а отчет о результатах поместить в специальном номере школьной стен-газеты и в местной печатной газете. Последнее очень важно, так как учреждения и лица, занимающиеся изучением археологических памятников данного района, будут знать из газет о новых открытиях.

Нами в этой статье затронуты основные пути и формы организации краеведческой работы по изучению истории местного края. Краеведческие музеи, исходя из специфики своего района или области, должны стать организаторами и проводниками краеведческой работы, без развития которой они не смогут изучить историю своего края во всех ее проявлениях и не смогут дать правильную экспозицию этой истории.

К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)

Notes:

  1. Часто музеи сами виноваты в гибели ценных вещей и памятников, так как не реагируют немедленно на сообщения об этом с мест.
  2. Подобные сети местных корреспондентов созданы и успешно работают в прибалтийских республиках, в Молдавской ССР и др.
  3. Основными руководствами по этим вопросам могут быть следующие пособия: А. А. Спицын. Археологические раскопки. СПб., 1910; В. А. Городцов. Руководство для археологических раскопок. М., 1914; П. А. Сухов. Археологические памятники, их охрана, учет и первичное изучение. М.— Л, 1941.
  4. О технике съемки плана и нивелировки см. П. А. Сухов. Ук. соч.; С. Голицын. Хочу быть топографом. М., 1954.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика