Крачковская В.А. Эволюция куфического шрифта в Средней Азии

К содержанию 28-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

Начало арабской письменности в Средней Азии датируется периодом борьбы и закрепления арабов в Мавераннахре. Документы VII в., к сожалению, не сохранились, но известны монеты с надписями куфи, чеканенные в Мерве с 76 г. хиджры (688) и в Нишаиуре. Письмо владетельного согдийца Дивасти (Диваштич — на согдийском языке) к арабскому амиру ал-Джарраху (718—719), написанное на арабском языке более развитой скорописью, чем на западе халифата, свидетельствует о роли арабского языка в местной дипломатике.

[adsense]

О почерках VIII—IX вв. можно судить по куфическим надписям черным или красным красителем на керамике и на уникальных предметах из иных материалов. Строгая прямолинейность постепенно сменяется гибкостью, вводятся растительные элементы, применяется пунктуация. На предметах обихода (штампах на кирпичах, на бронзовой гире Исмаила Самани) надписи просты и прямолинейны. Вытканные в Мерве в конце IX — начале X в. на роскошных тканях из льна и шелка имена халифов и другие официальные данные отличались изяществом и своеобразием почерка, не только сравнительно с керамическими надписями в Средней Азии, но и с текстильными надписями из других центров халифата того времени. В почерке мервской ткани 278 г. хиджры (891) настолько характерны буквы «мим», «даль», поднятые окончания и стройные вертикали, что по ним можно установить мервское происхождение фрагмента ткани 293 г. хиджры (905—906) из собрания Мичиганского университета.

В начале X в. на саманидских монетах с куфическими надписями стало появляться начертание имени саманидского амира курсивным почерком насхи. Прием смешения двух почерковых стилей на монетах из Мавераннахра распространился в государстве газневидов и караханидов и был сигналом к переходу в монетных надписях исключительно к почерку насхи.

Среднеазиатские керамисты-каллиграфы IX—X вв., безусловно, превосходили западных мастеров красотой почерка и искусством композиции надписей. В надписях на керамике появляются значительные курсивные изменения: загиб вершин налево, сильный нажим и плавный переход в тонкие линии, отклонение «алифа» от вертикали направо, крючковидные окончания и росчерки. Эти признаки свойственны почеркам рукописей, датированных 932—1055 гг. Для сравнения привлечены: географическое сочинение ал-Балхи 932 г., почерки уроженцев Рейя и Туса, автограф ал-Бируни, уроженца Хорезма, датированный 1023 г. Датированные рукописи позволяют определить датировку Корана из Узбекского центрального государственного музея и обширной группы среднеазиатской керамики.

Эволюция почерков с VIII в. до середины XI в. демонстрируется на таблице алифов (рис. 24).

Для керамики IX—XI вв., кроме стиля почерка, характерно заполнение части фона черным пунктиром в красном контуре, отступя от букв. Эти палеографические особенности позволяют высказать предположение, что подобные почерки были представлены в рукописях знаменитой бухарской библиотеки Саманидов.

Излюбленные короткие изречения «счастье», «благословение» вследствие слабого знания языка или по небрежности, искажались и постепенно превратились в орнамент. Разновидность куфи с петлистыми буквами и плетениями на среднеазиатской керамике можно датировать, сравнивая с алфавитами монументальных надписей первой половины XI в., выполненных из кирпича в Радкане и Термезе; последние отличаются очень сложными плетениями; особо характерны сердцевидные узлы и подобия восьмерки.

Рис. 24. Изменение буквы алиф с VIII до XI вв.

Рис. 24. Изменение буквы алиф с VIII до XI вв.

Куфические надписи, выполненные не из кирпича, как, например, на свинцовой плите из Куня-Ургенча 1010—1011 гг. или на каменной колонне в Сайраме, значительно проще. На свинцовой плите декоративные элементы почти отсутствуют, на сайрамской колонне введены умеренно. Рельеф надписей, резанных по дереву или по стуку, разнообразнее и пластичнее, часто обогащается растительными украшениями; стиль букв изысканнее.

Особую стилистическую группу в XI—XII вв. составляют куфические надписи с непрерывным бордюром. В верхней зоне шрифтового пояса бордюр образован: а) с помощью дополнительных стволов и U-образных вставок (Рабат-и-Малик, мавзолей Мухаммад-Ханапья); б) из переплетенных в виде геометрического узора буквенных стволов и подобных им ложных дополнений, завершаемых клиновидными вершинами или листовидными украшениями (мавзолей в Узгенде). Куфи применяется в надписях исторического содержания наравне с надписями, художественно исполненными в почерке насхи, но последний насыщен элементами, заимствованными от куфи, особенно надпись северного мавзолея в Узгенде.

В XIII—XIV вв. куфические надписи исторического содержания на среднеазиатских памятниках составляют уже исключение, ведущая роль перешла к насху. Последняя куфическая надпись большого масштаба отмечена на нижнем поясе минарета XIV в. в Куня-Ургенче. Куфи встречается в текстах неисторического содержания: в цитатах из Корана, из преданий, в стереотипных формулах. Кроме изменения в стиле, уснащения отростками и плетениями, заимствованные из куфи лигатуры употребляли как орнамент в поясах насха; из одних только плетеных узлов составляли непрерывные узоры, вкрапливали плетенки в растительный орнамент.

На памятниках времени Тимура и тимуридов квадратный куфи крупного масштаба, в основе которого лежит техника кирпичной кладки, занимает очень видные места (на фасадах мавзолеев, барабанах куполов, минаретах, порталах); его имитировали в небольших ланно и декоративных поясах (рис. 25). Часть колоссальных надписей на поверхности зданий стилизована под куфи.

Рис. 25. Надпись квадратным куфи на мавзолее Кутлуг-Ага (Самарканд)

Рис. 25. Надпись квадратным куфи на мавзолее Кутлуг-Ага (Самарканд)

Подчиненное положение куфи обнаруживается, когда в двустрочной надписи он мелко начертан над крупной строкой насха. Стереотипная формула «Ал-мульк ли-лла» неустанно варьируется в монументальной эпиграфике и на памятниках прикладного искусства; многочисленные примеры имеются на мавзолеях Шах-и Зинда, а также повторяются на бронзовом котле Тимура. Имитация куфи и плетеные узлы прочно вошли в репертуар текстильного орнамента при наследниках Тимура, о чем можно судить по рисункам ковров на миниатюрах этой эпохи.

Таким образом, со времени арабского завоевания в Средней Азии куфи в той или иной стилистической обработке неизменно оставался одним из самых ярких элементов декоративного искусства.

К содержанию 28-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 21.12.2015 — 14:42

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014