Ковалев А.А. О захоронениях лошадей в келермесских курганах (к разработкам М.П. Грязнова)

Сформулированная с достаточной чёткостью М.П. Грязновым в работах 1937 и 1950 гг. гипотеза о том, что захороненные в «царских» курганах скифов лошади являлись подношениями от зависимых этнических группировок, получила определённое подтверждение на материале Аржана, поскольку останки коней там располагались группами, каждая из которых была снабжена псалиями особого типа (Грязнов, 1980). В других «царских» курганах закономерностей подобной значимости пока ещё обнаружено не было. Более того, впервые выдвинувший упомянутую идею С.И. Руденко в дальнейшем от неё отказался, детальнее рассмотрев конские уборы курганов Алтая (Руденко, 1930, 1953, 1960).

Исчерпывающая публикация уздечных наборов двух келермесских курганов, раскопанных Н.Л. Веселовским (Галанина, 1983), позволяет проверить применимость идеи М.П. Грязнсва к европейскому материалу и, возможно, подкрепить саму гипотезу. Среди опубликованных данных обращает на себя внимание в первую очередь тот факт, что в кургане В/I 12 лошадей, размещавшихся вдоль южного края могильной ямы, разделяются по типу узды и, в частности, псалиев на две равные группы: у 6 лошадей западной группы железные трёхпетельчатые псалии с грибовидными окончаниями и дисковидные фалары, а у 6 лошадей восточной — деревянные псалии с костяными зооморфными окончаниями, а также костяные пронизки. Заметна (как отмечает Л.К. Галанина) и внутренняя иерархия лошадей в каждой из групп; наиболее богатой уздой снабжён западный конь, а каждый следующий к востоку украшен беднее, чем предыдущий. В довершение всего, если наборы восточной группы можно с уверенностью отнести к «типично скифским», то наборы западной, украшенные лишь геометрическим орнаментом, типологически вписываются в круг инокультурных, «киммерийских» памятников. Необходимо учесть, что и в кургане В/2, где нет столь строгой схемы расположения лошадей, в частности, представлено то же сочетание типов узды (лошади 1,3,5,10,14)?) и лошадь б).

Приведённые факты говорят о разноэтничности владельцев лошадей свидетельствуют, естественно, в пользу гипотезы М.П. Грязнова.

Если же эта гипотеза справедлива для раннего этапа культур скифского круга, то открывается перспектива исследования передвижений я взаимоотношений этнических групп населения евразийских степей VIII—VI вв. до н.э. на основе выделенных, благодаря материалу «царских» курганов, этноопределяющих признаков уздечного набора.

В этот день:

Дни смерти
2014 Умер Абрам Давыдович Столяр — советский и российский историк, археолог, искусствовед, специалист по происхождению искусства.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014